Нормативные документы

На Земле живет множество народов. У каждого ― свои традиции, культура, образ жизни. Некоторые из них насчитывают миллионы людей. Численность других измеряется тысячами или сотнями. Но Господь Иисус Христос посылает Своих служителей с заповедью идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). У Бога все народы равны, и ценность каждого из них велика в очах Божиих. Не менее она значима и для исторического развития человечества. Поэтому на каждом великом народе лежит ответственность за существование и развитие народов небольших.

Исторически многие коренные малочисленные народы были просвещены светом православной веры. Вместе с евангельской проповедью миссионеры приносили им образование, письменность и литературный язык, переводили на него слово Божие и богослужебные последования. Их трудами открывались школы, где учили основам Православия, языку, арифметике, географии, культуре. Нередко помогали миссионеры и в обустройстве хозяйственной жизни малых народов, привнося полезные знания и воспитывая необходимые навыки.

Коренные малочисленные народы обладают высокой естественной нравственностью, отличаются гостеприимством, добротой и щедростью, серьезным подходом к созданию семьи. Отчасти благодаря этому созвучию с характером многих коренных народов так глубоко пустило среди них свои корни Православие. 

Настоящая концепция определяет направления возрождения миссионерского делания во всех его формах на основе как внутренних потребностей церковного организма, так и вызовов, которые делает ей состояние современного общества, нуждающегося в духовном очищении и обновлении.

В то же время решительного ответа Русской Православной Церкви требует активная прозелитическая деятельность инославных церквей и религиозных объединений, нехристианских религий, а также различных сект на канонической территории нашей Церкви, представляющая угрозу для духовного здоровья людей, крещённых в Православии или связанных с ним духовными корнями через национальные традиции и культуру.

Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (1)  и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека.

Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней сформулированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, определена миссионерская ответственность священнослужителей и мирян, описаны формы и методы современной миссионерской деятельности. В качестве одной из форм названа внешняя миссия, детальной разработке которой и посвящен настоящий документ.

Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами.

Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20). Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

Господь судил нам жить во времена, когда “много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам “в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Мф. 7,15).

На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере, “колеблющихся на погибель” (Евр. 10,39).

В наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей истинной веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище. 

Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). От времен апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и находит путь к сердцам людей.

Верная заветам Господа и святых апостолов, Русская Православная Церковь издревле свидетельствовала о Христе, возвестив слово Евангельской Истины многим народам Земли. При этом вся история распространения христианства нашей Церковью отличалась большой разнородностью и своего рода вселенским характером, не укладывающимся в рамки одного этноса. Условия миссионерского служения Русской Церкви никогда не были легкими, однако она смогла просветить Светом Христовым многие миллионы людей не только на своей первоначальной канонической территории — Киевской, Новгородской и Московской Руси — но и на бескрайних просторах трех частей света, до Китая, Японии и Америки.

Миссионерское и просветительское служение нашей Церкви было прервано революцией 1917-1918 годов, после которой главным свидетельством нашим стал подвиг мученичества, которым архипастыри, пастыри и миряне Православной Руси прославили Господа и Спасителя.

Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»). Основанием единства Церкви ― Тела Христова ― является то, что у нее один Глава ― Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой.

Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (св.Ириней Лионский), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 

Епархиальная миссионерская Коллегия – совещательный орган при епархиальном миссионерском отделе. Епархиальная миссионерская Коллегия находится в подчинении у руководителя епархиального миссионерского отдела и подотчетна ему. Коллегия призвана содействовать реализации полномочий руководителя епархиального миссионерского отдела при решении задач, отнесенных к его компетенции. 

Настоящее Положение регулирует условия и порядок организации подготовки церковных специалистов (далее – специалистов) по следующим направлениям церковного служения: катехизическое, миссионерское, молодежное, социальное в епархиях Русской Православной Церкви. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим национальным законодательством.

Для всех кроме священнослужителей и лиц, прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров не ранее 5 лет назад, прохождение аттестации обязательно для предоставления им права вести миссионерскую, социально-миссионерскую, миссионерско-катехетическую, миссионерско-педагогическую и миссионерско-апологетическую деятельность от лица Русской Православной Церкви. Для лиц, имеющих высшее богословское, теологическое, религиоведческое, педагогическое образование, но не прошедших обучение и практику по специальным дисциплинам, указанным в Церковном образовательном стандарте по подготовке миссионеров, прохождение аттестации также необходимо.

Настоящие рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по миссионерскому служению включают в себя примерный перечень функциональных обязанностей, права и ответственность штатного помощника благочинного по миссионерскому служению.

Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Православная миссия, обращенная к глухим, не может быть отделена от социального служения, поскольку инвалиды по слуху особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в социальной интеграции и реабилитации. Миссия среди глухих по сути является жертвенным служением ближнему, а значит и служением Самому Христу: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ. 25, 40).