Церковь Небесная

         

О святых мощах

О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих.

  • Кто составляет истинную Церковь Христову?

Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе.
 

  • Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь?

Да, говорится: Бог и Отец Господа... положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1: 10)
 

  • Кто составляет небесную, торжествующую Церковь?

Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так:   вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,  к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,  и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. (Евр 12:22-24).
 

  • В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью?

Мы, как объясняет Апостол, сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19)

Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города - Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане - горожане.
 

  • В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной?

Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в)подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом.

а)

  • Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?

Ап. Павел говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божи. (Евр 13:7)

Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели (Сирах. 44-49 гл)

б)и в)

  • Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни?

Ап. Павел говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. (Евр 13:7)

Ап. Иаков говорит: в пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. (Иак 5:10)

г)

  • Есть ли в свящ. Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?

Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: Я прославлю прославляющих Меня. (1 Цар 2:30) Псалмопевец же восклицал: да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. (Пс 149:5)

Премудрый же Иисус, сын Сирахов, в своей книге с 44 по 49 главу возвеличивает людей достославных: восхвалим, говорит он, славных мужей (44:1)
 

  • Допустимо ли в Новом Завете это прославление людей Богоугодных?

Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им (Иоанн 17: 22). Значит, воздавать славу угодникам Божиим нисколько не противоречит воле Божией.

В другом месте Господь говорит: кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Иоан 12: 26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!!
 

  • Почитали ли, действительно, христиане угодников Божиих?

В церкви Христовой угодники Божии почитаются со дней Апостольских. Ап. Иаков говорит: мы ублажаем тех, которые терпели (Иак. 5: 11)

Свв. Апостолы, живя еще на земле, удостоились прославления от христиан: Руками Апостолов, говорится в кн. Деяний Апостольских, совершались многие знамения и чудеса и... из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. 5: 12,13)

И Ап. Павел сам свидетельствует Галатам о том, как они относились к нему: , хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,  но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. И Апостол не порицал Галатов за такое прославление его, но хвалит, говоря:   Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. (Гал 4:13-15)

Если так почитали свв. Апостолов при жизни их, то неужели же меньше прославлять их должно после того, как они претерпели мученическую смерть за Христа?!
 

  • Какие у нас есть доказательства от истории, что угодников всегда почитали?

Это видно из того, что в катакомбах в Риме сохранились изображения св. Апостолов и праведников. Если бы не почитали их, то не стали бы христиане изображать их в храмах своих и местах молитвы.

д).

  • В чем видимо выражается почитание свв. Ангелов, праведников и угодников Божиих?

Оно выражается в поклонении им.
 

  • Есть ли в св. Писании примеры поклонения свв. Ангелам?

Есть. В Быт. 19: 1 читаем. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли(Быт 19:1). И о Валааме сказано, что, когда   увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. (Числ 22:31).

Когда вождь воинства Господня явился Иисусу Навину, то Иисус пал лицем своим на землю и поклонился (Иис. Нав.5: 14)

Праведные родители Сампсона совершили, по совету Ангела, жертвоприношение Господу, и когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. (Суд 13:20)

Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле. (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. (Даниил 10:15)
 

  • Было ли когда-либо поклонение людям праведным?

Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли(4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в трепете припал к Павлу и Силе (Деян. 16: 29)

Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. 17: 22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия).
 

  • Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?

Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился (1 Цар. 28: 14)

е)

  • В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?

В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас.
 

  • Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?

Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. Братия! молитесь о нас (1 Фесс. 5: 25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: не перестаем молиться о вас (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12 :5; Еф. 6: 18,19; 1: 16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5: 16).
 

  • Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?

Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.

Ап. Иаков говорит: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.  И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак 5:16-18) Вот насколько действенна молитва праведного!

Так и Ап. Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их (1 Петр. 3: 12; ср. Пс. 33: 16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха (Быт. 20: 7, 17)

Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им:   пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. (Иов 42:8)

Ясно, что Господь слушает праведников, поэтому и должно просить у них молитв их.
 

  • Могут ли праведники после своей смерти ходатайствовать за грешных людей, живущих на земле?

Могут, потому что мертвых у Бога нет: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук. 20: 38)

Да и не может любовь людей, молившихся за своих ближних, прекратиться, потому что сказано в свящ. Писании: любовь никогда не перестает (1 Кор. 13: 8)
 

  • Можно ли указать из св. Писания, что, действительно, угодники Божии ходатайствуют за нас пред Богом на небе?

Можно. Господь чрез прор. Исаию говорил еврейскому народу: ходатаи твои отступили от Меня (Ис. 43: 27) Значит, могут быть ходатаи пред Богом, и Господь Сам объясняет, когда уже бессильно ходатайство пред Ним. Когда прогневался Господь на Израильский народ при царе Манассии (около 690-го года до Р.Х), то сказал пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. (Иер 15:1). Вот еще доказательство того, что возможно ходатайство праведников! А в книге Маккавейской описано, что Иуда Маккавей видел такое видение: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. (2 Мак 15:12-14)

И души убиенных за слово Божие, по научению Откровения, просят Господа о мщении (Откр. 6: 9). В том же Откровении читаем: и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. (Откр 5:8). И еще: Ангелу дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. (Откр 8:3,4)
 

  • Можно ли доказать из св. Писания, что к Ангелам люди обращались с молитвой?

Можно. Патр. Иаков, благословляя Иосифа и сынов его, молился так: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48: 16)
 

  • Слышат ли Ангелы наши молитвы и могут ли они видеть наши нужды?

Ангелы слышат наши молитвы. Ангел, явившийся прор. Даниилу, говорил, что он слышал его молитвы: с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.  Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день (Дан 10:12,13)

Затем, Ангелы и не могут не знать наших нужд, так как Спаситель сказал о верующих в Него: Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18: 6,10)
 

  • Помогают ли Ангелы людям?

Ангел Господень, говорит Псалмопевец, ополчается вокруг боящихся Его (Господа) и избавляет их (Пс. 33: 8)

Ангел говорит праведнику Товиту: когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. (Тов 12:12). В книге же прор. Захарии читаем такую молитву Ангела:   Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?  Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, говорит прор. Захария, изрек Господь слова благие, слова утешительные. (Зах 1:12,13)

Таково заступление за нас Ангелов Божиих. Поэтому-то и говорит о них Ап. Павел: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1:14)
 

  • Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?

Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх. 32: 11, 13,14) Также и Соломону Господь говорил, что не карает его ради Давида, отца его (3 Цар. 11: 12 ср 13 ст) Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Даниил. 10: 8-14)
 

  • Могут ли праведники знать наши нужды?

Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.

Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. . (4 Цар 5:26,27)

О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским?  И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. (4 Цар 6:11,12)

Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3 Цар 14: 4-6)

И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5: 3,4)
 

  • Могут ли угодники Божии после своей смерти знать земную жизнь людей?

Жизнь людская угодникам Божиим, переселившимся на небо, известна более, чем когда они жили на земле.

Об Аврааме сказано Спасителем: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8: 56). Точно так же и умерший пр. Самуил знал все, что делалось в Царстве Израильском после его смерти, и предсказал Саулу, что случится на другой день (1 Цар. 28: 14-19).
 

  • Какое у нас есть доказательство от истории, что должно просить угодников молитв их?

На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках сделаны такие обращения к скончавшимся: Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!!

Ясно, что первые христиане, как и теперешние твердо верили, что молитвы скончавшихся угодников сильны и действенны и посему просили их, не так как наши возгордившиеся, подобно бесу, сектанты!
 

  • Как должно спрашивать сектантов о почитании свв. угодников?

Что вы, сектанты, за христиане, если отреклись от свв. Ангелов и угодников Божиих и всей Церкви Небесной?! Где в св. Писании нашли вы запрещение чтить Ангелов, угодников Божиих и обращаться к ним с молитвой?
 

  • Что сектанты говорят в свое оправдание?

Они ссылаются на два примера из св. Писания: на Деян. 10: 26, где говорится о том, что Ап. Петр не позволил Корнилию, чтобы он поклонился ему, и на Откр. 19: 10 и 22: 8,9, где Ангел не позволил Ап. Иоанну кланяться ему.
 

  • Что должно сказать относительно примера Ап. Петра?

Корнилий был язычник, и когда к нему пришел Ап. Петр, то он принял его за Бога и поклонился ему, принимая его за Бога; поэтому-то Петр и заявил Корнилию: Я тоже человек, а не Бог, как значит, подумал Конилий. В язычестве часть людей принимали за богов. Ликаонцы, например, кричали: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове, - и хотели принести им (т.е. Павлу и Варнаве) в жертву волов и венки. Но Апостолы заявили: Мужи! что вы делаете? и мы подобные вам человеки и не позволили обоготворить их. (Деян. 14: 11-15)

Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16: 29 и Гал 4: 14,15)

О почитании Божией Матери