О Церкви Христовой

  • В каком состоянии находятся все люди после грехопадения прародителей - Адама и Евы?

В состоянии греховности и душевной погибели. Слово Божие так говорит об этом: "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили". (Рим 5:12); "все согрешили и лишены славы Божией", (Рим 3:23); "всем же отступникам и грешникам — погибель" (Ис. 1:28)
 

  • От кого же людям нужно ожидать и где искать спасения?

От Гнева Бога, Которого оскорбили - и стали поэтому "чадами гнева" (Еф. 2: 3)
 

  • Обещал ли Господь людям примирение с Собою?

Обещал (Ис. 27: 4,5) и совершил его. Апостол пишет христианам: "мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5:10). Значит, спасение кающихся людей возможно чрез Единородного Сына Божия и только чрез Него, "ибо, - говорит Апостол Петр, нет другого имени под небом, данного человекам, которым нам надлежало бы спастись" (Деян. 4:12).
 

  • Что же сделал Господь Иисус Христос для спасения людей?

Он, во-первых, открыл истину Божию о том, как должно людям жить, чтобы прийти к Богу Отцу (Ин. 14:6; 8:24, 25;  8: 31,32; 14: 15,16, 21).

Во-вторых, Он пострадал за нас и умер на кресте за грехи наши и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4:25)

В-третьих, Господь дал людям Божественную благодать, то есть силу, помогающую людям спасаться (Рим 5: 1,2)
 

  • Как люди могут усвоять все   потребное для жизни и благочестия, дарованное нам от Божественной силы Иисуса Христа?

О Своем служении грешному роду человеческому Господь Спаситель ни в какой книге не написал Сам; Он не вверял Своих даров какому-либо  одному человеку. Христос Спаситель приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20: 28) общество исповедников Его Евангелия, назвал это общество Церковью, что по-гречески означает собрание, и этой Церкви Своей, этому обществу вверил Свое научение, Свои милости и Свою благодать.
 

  • Каким же образом люди могут наследовать спасение?

Всякий, кто бы пожелал воспользоваться дарами Божиими, тот необходимо должен уверовать во Христа Спасителя (Ин. 14:1), познать Его истину и присоединиться к обществу истинных исповедников Христовых (Деян. 2: 47)

Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или - для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4: 1-8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой.
 

  • Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?

Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: "Я создам Церковь Мою" (Мф. 16:18)
 

  • Исполнил ли Господь Свое обещание?

Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как уже учрежденном, - что оно есть "Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею" (Деян. 20:28)
 

  • Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?

Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, "все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви" (Еф. 1:22)
 

  • Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?

Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение "положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом" (Еф. 1: 10)
 

  • Как устроилась Церковь Христова на земле?

Когда Господь Иисус Христос проповедовал Евангелие Царствия Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16,18), но устроил ее не сразу.

Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.

Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

Господь проходил по всем городам и селам, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Многие, видя чудеса Спасителя, уверовали в Него, то есть признавали Его чрезвычайным посланником Божиим, но " Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех  и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке". (Ин. 2:24,25)

Как Сердцеведец, "Он позвал к Себе, кого Сам хотел и пришли к Нему..." (Марк. 3:13). Их (т.е. пришедших) приготовлял Господь, чтобы они вошли первыми членами в Его Церковь на земле, чтобы они составили первоначальное истинное Его общество, и чтобы потом уже к этому обществу присоединялись и все другие.

Три с половиной года приготовлял Спаситель учеников Своих; Он научал их и после Своего воскресения, "в продолжении сорока дней являясь им и говоря им о Царствии Божием" (Деян. 1: 3). Но это еще не есть Церковь в собственном смысле. Господь обещал послать Своим св. Апостолам Духа Утешителя (читай от этом Иоан. 16: 5-16). Пред самым вознесением Своим Спаситель   напоминает ученикам о приближающемся исполнении Его обещания: "собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,   ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". (Деян 1:4,5). Это обещание сбылось через несколько дней после вознесения Господа на небо: в день Пятидесятницы снизошел на учеников Дух Святый, и с этого часа началась Церковь Христова на земле (читай о сошествии Св. Духа: Деян. 2 гл.) Как утвердилась Церковь Христова после сошествия Св. Духа, Апостолы тотчас и начали привлекать людей в Церковь для спасения.   Первым начал проповедовать Ап. Петр, говоря: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа". (Деян 2:38). "Охотно принявшие слово, крестились, то есть вступили в Церковь Христову, или, как сказано далее, "и присоединилось (к первоначальной Церкви) душ около трех тысяч" (Деян. 2: 41) С этого дня Церковь начала приумножаться: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". (Деян 2:47).

Это общество есть истинная Церковь Христова. Об этой Церкви говорит Дух Святый, что она есть "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15). Эта Церковь, как началась при Апостолах в день Пятидесятницы, так и существует ныне и будет существовать из рода в род, из поколения в поколение, из века в век. Эта Церковь есть Церковь Православная - право, истинно славящая Бога - Церковь Апостольская, пребывающая непрерывной от дней сошествия Св. Духа и доныне.

Никто не посмеет сказать, что Православная Церковь - не от Апостолов Христовых; и если и осмелится кто сказать, то пусть укажет, когда наша связь с Апостольской Церковью порвалась.
 

  • Какие свойства Христовой Церкви?

Прежде всего, Церковь Христова безусловно едина: многих церквей Христос не создавал. Спаситель сказал: Я создам Церковь Мою - одну, а не много (Мф. 16: 18)

Христос есть глава Церкви, а у единой Главы может быть только одно тело. Так и говорит Апостол: "одно тело (то есть Церковь, которая есть тело Христа - Еф. 1: 23), один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания" (Еф. 4:4)
 

  • Какой ещё признак Христовой Церкви?

Вторым признаком Христовой Церкви является ее вечность, неодоленность, неразрушимость. То   спасительное общество, которое создано Господом Иисусом, никто и ничто уничтожить не может. А почему? Потому что Глава этого общества есть Сам воплотившийся Единородный Сын Божий, Победитель ада и смерти (Откр. 1: 18; Рим. 6:9). Христос непобедим, а если так, то непобедимо и тело Его - Церковь Христова. Эту неодоленность обещал Господь Церкви Своег, когда говорил: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16:18)
 

  • Что означают слова "врата ада", и откуда взято это сравнение?

В древности вокруг городов строилась большая стена для ограждения от нападения врагов. В стене были ворота для въезда и выезда. У этих ворот собирались все старейшины городские, обсуждали городские дела и, вообще, совещались обо всем.

Вот и царство диавольское Спаситель представляет как бы городом  со стеной и воротами. К воротам выходят все главнейшие бесы для совета. И если, как бы так говорит Спаситель, сам Веельзевул, князь бесовский, и все главнейшие советники его выйдут на Церковь Христову, то и тогда ничего не сделают ей, никакие диавольские совещания н помогут уничтожить неодоленное, вечное общество Христово.
 

  • Какой еще признак Христовой Церкви?

Церковь Христова -непрерывна. Она, как началась со дня сошествия Св. Духа, так и будет   существовать беспрерывно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века, не прекращаясь ни на один день. Сам Христос, Глава Церкви, дал обещание верующим в Него: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28: 20)

Так и Апостол Павел говорит, что Богу "слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века" (Еф. 3: 21)
 

  • А не может ли Церковь на время сокрыться, не быть явной для всех?

Нет, не может: она всегда должна быть у всех на виду. Сам Спаситель сказал: "не может сокрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5: 14; ср. Мр. 4: 21; Лк. 11: 33). Под городом здесь разумеется Церковь Христова, истинное общество последователей Христа, которые суть "свет мира".
 

  • Что требовалось и требуется от всех присоединившихся к Христовой Церкви?

От всех, кто желал присоединиться к обществу исповедников истинного Сына Божия Иисуса Христа (1 Ин. 5: 20), всегда необходимо требовалась вера во Христа, как Бога и Спасителя. Поэтому-то и говорил Апостол Филипп евнуху, пожелавшему чрез крещение присоединиться к Церкви спасаемых: "Если веруешь от всего сердца, можно" креститься  и присоединиться к Церкви (Деян. 8: 37). Так и теперь все христиане или, как обычно говорится, все православные, веруют во Христа, как Богочеловека и Спасителя, а если они не будут веровать, то изгладит их Господь из книги жизни.
 

  • Можно ли спастись помимо Церкви Христовой?

Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви.
 

  • Как же говорят сектанты, что им нет надобности принадлежать к Христовой Церкви или, что то же, к Церкви православной, потому что их-де Сам Господь призвал подобно тому, как призвал Он и Ап. Павла?

Прежде всего нужно открыто говорить всем сектантам, что они совершенно лживо говорят, будто Господь призвал их, как Ап. Павла. Когда Господь чудесно призывал Ап. Павла, то, по свидетельству св. Писания, "люди шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос" (Деян. 9:7). Ап. Павел, пораженный светом видения, ослеп, и спутники его "повели его за руку" (Деян. 9:8). Ничего подобного не случалось ни с одним самообольщающимся из сектантов, которые неосновательно, дерзко сравнивают себя с Апостолом Павлом.

Во-вторых, должно объявлять сектантам, что пример Ап. Павла не может оправдать их  в том, что они не принадлежат к православной Церкви Господа Бога (Деян. 20: 28). Ап. Павел хотя и Самим Христом призван, но Сам Господь не присоединил его к Своей Церкви, а послал к Дамасскому епископу Анании, который наставил Павла (тогда еще Савла), исцелил его от слепоты и крещением присоединил к Церкви (Деян. 9: 10-18 и 22: 10-18).

Да  и после Ап. Павел никогда не шел против Церкви, но всегда старался быть в полном согласии с нею и не отделялся он нее.  "Через четырнадцать лет" самостоятельной проповеди, рассказывает о себе Апостол, "опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особенно знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Гал. 2: 1,2). И "великие и славные" (Злат. толк. на посл. к Галат.) Апостолы Иаков и Кифа, и Иоанн одобрили Ап. Павла. Если же даже Ап. Павел без Церкви не спасся, то не спастись без нее и сектантам.
 

  • Правильно ли говорят некоторые, что достаточно быть порядочным человеком, и тогда легко спасешься, помимо Церкви?

Такие люди заблуждаются, не зная Писания и воли Божией. Из слова Божия мы знаем, что Корнилий сотник был "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деян. 10:2) и, однако, без Церкви он спастись не мог. Господь сжалился над Корнилием и сказал ему через Ангела: "молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.  Итак  ... призови Симона, называемого Петром ... он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой". (Деян 10:4-6). Чудесно уведомленный об этом  Петр, пришел к Корнилию, научил его вере во Христа и присоединил его к Церкви чрез крещение (Деян. 10: 48)
 

  • Правильно говорят сектанты, что они могут спастись помимо Церкви, одною верою во Христа?

Нет, неправильно, потому что, ведь, и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), но они, конечно, не спасутся (2 Петр. 2: 4; Иуд.1: 6). Не спастись без Церкви и сектантам.
 

  • Имеются ли в св. Писании примеры того, что некоторые, хотя и верили в Бога и Христа, но без Церкви не могли спастись?

Таких примеров много. В Ефесе, как видно из Деян. 19: 1-6, были "уверовавшие", но они не могли спастись, доколе Ап. Павел не присоединил их к Церкви. Вообще же сектанты не могут указать ни одного случая, кто бы в Новом Завете спасся, не присоединившись к Церкви чрез крещение.

  • Как же сектанты указывают на разбойника на кресте, который спасся без крещения одним исповеданием?

Они забывают, что это было еще до начала существования Церкви Христовой.
 

  • Как объяснить нам те случаи, когда христианские мученики умерли, не крестившись и, однако, почитаются святыми?

Они стали христианами перед самыми мучениями или даже во время их и не успели креститься водою, но они крестились крещением "огненным", в своей мученической крови.
 

  • Почему же не может быть спасения помимо Церкви?

Потому что Христос есть Глава Своей Церкви, т.е. Своего общества, и вне Церкви, т.е. вне тела Христова нет и Спасителя, а без Христа не только спасения, но и добродетели быть не может. В Евангелии Иоанна Господь говорит: "Я есмь истинная виноградная лоза ...Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан 15:1, 4-5). Итак, Господь изображает Церковь в виде виноградной лозы, в виде дерева: корень и ствол, это - Он Сам, а ветки - это верующие в Него. Если ты будешь древесной веткой или листом, т.е. если будешь в Церкви, то будешь питаться соками от корня и ствола, т.е. от Христа, и будешь жить; а если ты не в Церкви, т.е. если ты - не ветка или лист лозы - Христа, или же и ветка, но обломившаяся, или лист, но слетевший и попираемый проходящими, тогда ты засох, погиб, и нет в тебе жизни. Вот насколько важно быть в Церкви! Если сейчас ты не в Церкви, то и без Христа, и без жизни! А питаешься ты безжизненными соками того нечестивого учителя, который, помимо Христа, посадил другое, сухое и безжизненное дерево!

Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух - Сам Спаситель (Ин. 10: 1-16). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Еще сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живет сам по себе, без воли Божьей.
 

  • Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином?

Если кто "Церкви не послушает, говорит Господь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18: 17). Тот, значит, - не христианин.
 

  • Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви?

Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а  в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь (Деян. 1: 8), но даже "ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия". (Еф 3:10)
 

  • Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например?

Потому что не св. Писание, но Церковь "есть столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15)
 

  • Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя?

Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение.

Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а  если  не послушает, обличи при двух или трех свидетелях, но если и их не послушает, "скажи церкви" (Мф 18:17). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь - не учение, но общество.

Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог поставил "пасти Церковь Господа и Бога" (Деян 20: 28), а пасти опять-таки можно только живые существа, а данном случае - людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: "Я писал Церкви" (3 Ин. 1:9), а писать можно только людям, а не учению.
 

  • Нельзя ли назвать Церковью всякое собрание во имя Христово?

Нет, нельзя, потому что тогда получится множество всяких обществ, часто враждебных друг другу и друг на друга не похожих, и всех их придется признать за подлинно христианские общества.

Сектанты, когда желают оправдать свою непринадлежность к Церкви Христовой Православной, то говорят, что им нет надобности принадлежать к ней, потому что-де Сам Спаситель сказал: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их" (Мф. 18: 20)

И все секты опираются на этот текст, желая оправдать себя. Оттого и получается, что сотни самых безумных сект называют себя обществами Христовыми.

А Христос-то не разделился (1 Кор. 1: 13), но Один и одно "тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1: 24). Ясно, что все секты заблуждаются, когда так извращенно и лживо хотят оправдаться словами Христовыми.

Их заблуждение видно еще и из следующего: Церковь Христову составляют не два или три человека, но всегда большее число людей. В самом деле, в Евангелии от Матфея (18: 15-20) сказано, что, если согрешит против тебя брат твой, обличи его наедине; "если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви". Ясно, что Церковь Христова больше двух или трех человек и сектанты, считающие двух или трех человек за Церковь, ошибаются.
 

  • О чем же говорится в приводимом сектантами месте?

В нем говорится, о совместной объединенной молитве пребывающих в Церкви, т.е. верующих во Христа; о такой молитве говорится, что ее слышит Господь. "Истинно также говорю вам", объявляет Спаситель, обращаясь к Своим Апостолам, которые всегда пребывали в Христовой Церкви и не уходили из  нее, подобно сектантам, - "истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,   ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". (Мф 18:19,20). Сектанты от той Церкви, от того Христова общества, к которому принадлежали св. Апостолы, ушли; поэтому к ним эти слова Спасителя и не относятся.

Оторвались сектанты от общества Христова, от святой Церкви Православной, неодоленной, которая идет непрерывно от дней Апостольских; оторвались они от этого "тела Христова" и погибли: нет среди них Христа, и не могут они наследовать спасения.