Сысоев Даниил, священник

«Пастырь Добрый полагает жизнь свою …»
Ин. 10,11

Рождение, крещение, детство, школа

Священник о.Даниил (Даниил Алексеевич Сысоев) родился в Москве 12 января 1974 года в семье учителей - художников. Его родители, Алексей Николаевич Сысоев и Анна Мидхатовна Амирова, крестились уже после рождения Даниила, а для Даниила время крещение было отодвинуто и произошло только в 1977 году. Причиной такой отсрочки оказалась бабушка, заявившая, что не позволит крестить ребенка, и что в случае крещения в тайне она его заберет через партийные органы. По тем временам это была серьезная угроза, и поэтому крещение ребенка было отложено на неопределенное время.

Родители долгое время ходили в храм без Даниила. Через три года случилось так, что малыш сильно заболел. И одна верующая женщина, узнав, что Даниил не крещен, предупредила об ужасной участи для матери, которая не крестила своего ребенка и страшной трагедии, которая ожидает некрещеного младенца, если он отойдет в мир иной. Эти слова оказались для матери Даниила решающими, и она решилась крестить ребенка. 31 октября 1977 года Даниил удостоился Таинства святого Крещения в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Священником, миропомазавшим ребенка, был о. Евгений.

Даниил всегда хотел стать священником. Мама Даниила рассказывала о том, что он вместо игр очень любил проповедовать. Даниил с родителями были постоянными прихожанами храма свят. Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, ходили также в малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке. Когда отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево Московской области, Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе.

Даниил очень любил слушать жития святых и рисовать. Впрочем, последнее неудивительно, поскольку родители его были художники. Он рисовал прекрасные страны, там были горы, падали водопады, там под горами были деревни. В них он рисовал много (пять и более) храмов, крестные ходы, в лесах много зверей. В его картинах постоянно присутствовало небо, полное невероятным сверканием.

Учеба Даниилу давалась легко. Он уже тогда много читал. Школьные годы омрачило событие, которое потребовало от семилетнего мальчика исповедования веры. Как-то Даниил заболел, и учителя пришли его проведать. Мать впустила неожиданных гостей. И вдруг вместо слов приветствия, они стали выражать недовольство, поскольку увидели в доме иконостас. После этого в школе началось официальное перевоспитание мальчика. Сначала к нему стали применять методы убеждений, какие по их мнениям должны действовать «отрезвляюще». Даниил не попался на их уловки, и мужественно перенес публичный позор, утверждая перед классом: «Да, я хожу в храм, верю в Бога и знаю молитвы». Вот так ему дано было еще в первом классе исповедовать свою веру. Исповедание у него никогда не прекращалось.

Обучение в Московской Духовной Семинария и Академии

После окончания школы в 1991 году Даниил поступил в Московскую Духовную Семинарию. Во время учебы материально о. Даниилу было очень тяжело. Родители не могли помогать деньгами. К счастью, он нашел способ – стал приходить на помощь неуспевающим студентам. Ему же помогали его энциклопедические знания. Он очень много читал. Ничто не могло оторвать его от богословского познания, которое, как он считал, приводит человека к Богу. Он извлекал из недр библиотеки книги, которые казалось невозможно найти. Даниил много занимался переводами. Он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Учась в Семинарии, Даниил нес послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.

19 декабря 1994 года Преосвященный Ростислав (Девятов) еп. Магаданский и Чукотский совершил хиротесию Даниила Сысоева во чтеца. В этом же году в сентябре Даниил Сысоев познакомился с Юлией Михайловной Брыкиной. Спустя некоторое время, 22 января 1995 года совершилось их венчание. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме ап. Иоанна Богослова священником Дионисием Поздняевым. В это время Даниил Сысоев учился в Семинарии, вместе с женой снимал квартиру в Сергиевом Посаде. После выпуска они переехали в Москву. Вскоре у них родилась дочь Иустина.

13 мая 1995 года Даниил был рукоположён Преосвященным Евгением епископом Верейским в священный сан диакона. Диаконское служение он проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Там прослужил до января 2001 года, пока не был рукоположен в священники. В этом же году 14 июня Даниил окончил Московскую Духовную Семинарию и поступил на Заочный Сектор Московской Духовной Академии.

Послужной список о. Даниила впечатляет по своим масштабам и разносторонности. Отец Даниил служил в храме ап. Петра и Павла в Ясенево (Москва), был секретарем Миссионерско-просветительского центра “Шестоднев", сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Будущий иерей - автор книги “Летопись начала” (М.1999), редактор сборника “Шестоднев против эволюции” (М.2000) и альманаха “Божественное Откровение и современная наука”. Он опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности.

С сентября 1995 года о. Даниил преподавал Закон Божий в старших классах Православной Классической Гимназии “Ясенево”, а, начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, вел миссионерские библейские беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. С 1997 года о. Даниил проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием) на Крутицком подворье.

24 мая 2000 года за преподавание Даниил Сысоев награжден благодарственной грамотой Отдела религиозного образования и катехизации.

Священническое служение

В январе 2001 года Даниил Сысоев рукоположен в сан священника, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине), в этом же году родилась его вторая дочь - Дорофея.

Года с 2004 по 2009 год отмечены постоянными поездками и преподавательской деятельностью: о.Даниил преподавал в Перервинской Православной Духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре сначала Литургику, а потом Миссиологию, совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.

Отец Даниил был приглашен мусульманской стороной на два открытых диспута по следующим темам: 1. Библия или Коран являются откровением Бога? (16 декабря 2005 года) 2. Представление о Боге (3 февраля 2006 года). Батюшка регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.

С 2006 года о.Даниил по четвергам проводил регулярные вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), в Храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования свт. Ионна Златуостого и других святых отцов. Потом прочитывалась глава или хотя бы часть главы из Нового и давал так же по стихам толкование на читаемое место.

В 2007 году иерей Даниил Сысоев возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана. Под миссионерской деятельностью отец Даниил подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом Богослужении он обязательно произносил проповедь, так же говорил слово на молебне, на панихиде и вообще при всяком случае.

В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в Республику Киргизия, в которой о. Даниил принял активное участие: провел несколько бесед, как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион — в районе города Ош. Уже в 2009 году осуществилась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана. В том же году Даниил Сысоев многократно сообщал о неоднократных угрозах в его адрес за его высказывания об исламе.

День мученической кончины за Христа

Утром о. Даниил служил литургию, причастился. Затем крестил младенца и присоединил к Православной Церкви человека, отступившего от Православной веры в оккультизм. Через несколько часов о. Даниил начал вести библейские беседы, после которых разговаривал допоздна со всеми желающими. Когда в храме почти никого не осталось, пошел исповедовать свое духовное чадо. В это время ворвался убийца, одетый в маску, который стал стрелять и кричать: «Где Сысоев?». Отец Даниил бесстрашно вышел из алтаря ему навстречу и был смертельно ранен. Через несколько часов, не приходя в сознание, о. Даниил скончался. Священнику Даниилу Сысоеву было 35 лет, остались без отца трое дочерей.

Отец Даниил неоднократно говорил о том, что получал угрозы со стороны мусульман. Однако проповедь Христа для него была важнее всего. Он был убит во время исполнения священнического служения, отойдя от исповеди, в епитрахили и с крестом.

В ночь на пятницу, 20 ноября 2009 года, в осиротевшем храме прошла панихида, на которой присутствовали друзья и родные Даниила Сысоева, миссионерская школа, а также местные жители.

В понедельник Москва простилась с новоприставленным о. Даниилом. Отпевание прошло в храме Петра и Павла в Ясеневе, где служил отец погибшего. Возглавил службу архиепископ Арсений (Епифанов). Проститься со священником пришли сотни православных.

В самом храме собрались около ста священнослужителей из московского духовенства. Все в белых одеждах, с зажженными свечами в руках. Среди белых ряс выделялись лишь родственники погибшего, одетые в траур. По окончании отпевания Патриарх Кирилл совершил у гроба почившего заупокойную литию и сказал Слово в связи с трагической гибелью священника Даниила Сысоева.

После трех часов молитв траурная процессия двинулась в сторону Кунцевского кладбища.

Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве. 40 дней со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришлись на его именины — день памяти пророка Даниила 30 (17 по ст.ст.) декабря.

Пастырский духовный подвиг

Служение о. Даниила было настолько насыщенным, что о нем можно написать целую книгу. Он помогал людям открыть и понять Истину. Его мечтой была проповедь Христа среди всех народов мира. О. Даниил выступал как проповедник и миссионер. Он открывал путь нравственного и духовного совершенствования в условиях современной жизни и призывал придерживаться апостольского принципа: "если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18).

Отец Даниил знал и любил Бога, любил всем сердцем, всею своею душою, и любовь его была истинной, жертвенной. Он был приверженцем ураполитизма (этот термин о. Даниил сам ввел в обиход).. Уранополитизм (от греч. Uranos – небо, polis – город) - учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными. Приверженцы уранополитизма утверждают, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе и что в смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на небе.

Отец Даниил принял мученическую смерть за Христа. Он оставил нам очень много работы, которую мы теперь призваны делать. Для каждого православного христианина неотъемлемой частью духовной жизни является жизнь во Христе. И это благое дело имеет в лице о. Даниила помощника и молитвенника. Ведь для православных он жив и молится за всех заблудших.

Произведения автора

Попробуем разобрать все возражения, которые выдвигают те люди, которые не желают принимать Крещение. Ведь православное христианство есть религия разума и облагодатствованный Духом Божиим ум легко разорвет как паутину все ухищрения врага.
Но давайте перейдем к самим аргументам, которыми испорченная воля, околдованная бесами, выдвигают против боготворящего Крещения.