Малиновский Н.П., протоиерей

Родился 18 ноября 1861 г. в с. Рабанги Вологодской губернии в семье священника.

Окончил духовную семинариию и в 1885 г. Московскую духовную академию.

С 19 октября 1885 г. преподаватель богословских наук Харьковской духовной семинарии.

15 августа 1888-11 августа 1892 г. - законоучитель страших классов Харьковского реального училища и 2-ой женской гимназии.

Магистр богословия.

4 февраля 1894 г. назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии.

С 16 августа 1902 по 15 июня 1906 г. ректор Каменец-Подольской духовной семинарии.

С 15 июня 1906 (указ от 10 мая) по 19 октября 1916 г. ректор Вологодской духовной семинарии.

С 19 октября 1916 г. в отставке.

Скончался 28 января 1917 г.

Основные труды: "Индульгенции и таксы непогрешимых пап за грехи" (1905), "О таинствах, как средствах освящения человека" (1908). "Православное догматическое богословие": В 4-х т. Сергиев Посад, 1895 (т. 1), 1910 (т. 2); 1903; 1904; 1909; (к Ш и IV тт. имеются критические “Замечания и поправки” проф. архим. Илариона (Троицкого)). Вышло учебное пособие для духовных семинарий "Очерк православного догматического богословия": В 2-х вып. Каменец-Подольск, 1904, 1906; 2-е изд. Сергиев Посад, 1911, 1912, 1914. Также в более сжатом виде "применительно к программам по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений" (светских) - "Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей римской церкви и протестантства". Сергиев Посад, 1912.

Произведения автора

Настоящий «Очерк» предназначен автором ближайшим образом для учебного употребления при изучении воспитанниками духовных семинарий Догматического Богословия. Составлен он применительно к существующей программе этой науки, но приняты во внимание и сделанные в ней (программе) изменения и дополнения, в частности — предположенное исключение из состава предметов преподавания в духовных семинариях в качестве особой науки «Сравнительного» или «Обличительного Богословия» и внесение ее содержания в программу Догматического Богословия. Запросы же современной жизни делали необходимым рассмотрение многих вопросов апологетического характера, не вошедших в программу Основного Богословия, или, хотя и предполагаемых ею, но в существующих учебных руководствах вовсе или почти обойденных молчанием. Вследствие всего этого, в «Очерке», кроме положительного изложения православно-христианского вероучения, даны изложение и разбор вероисповедных особенностей римско-католической церкви и протестантства во всех главнейших его формах (лютеранства, реформатства и англиканства) и, отчасти, старокатоличества, а также подвергнуты критическому раccмотрению наиболее распространенные в настоящее время ложные или односторонние воззрения, противопоставляемые богооткровенному учению, разбор которых не входит в курс Основного Богословия. Автор старался при этом соединить полноту содержания с возможной краткостью, ясностью и отчетливостью изложения. В настоящем издании «Очерк» является, по сравнению с первым изданием, восполненным со стороны содержания, но сокращенным в объеме, соответственно ближайшему его назначению и в виду указаний опыта. Издание его в двух выпусках, несколько неравных по объему, казалось более удобным в практическом отношении, ибо Догматическое Богословие является предметом изучения в двух классах при неравном в обоих количестве уроков.

Автор имел искреннее желание настоящим своим трудом посильно послужить делу богословского образования юношества, приготовляемого к пастырскому служению православной церкви. Наше время требует от пастырей церкви не только основательных, но и довольно широких богословских познаний, чему, естественно, должны удовлетворять и учебные руководства и пособия, предназначенные для готовящихся к этому высокому и ответственному служению. Если бы изданный «Очерк Православного Догматического Богословия» в какой-либо мере послужил удовлетворению этой потребности, автор считал бы свою задачу достигнутою. Α кого Податель мудро-сти наделил десятью талантами, да удовлетворит более полно и совершенно указанной неотложной потребности наших духовно-учебных заведений.