Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Собор » История » Закрытие и частичное разрушение храма

    Закрытие и частичное разрушение храма

             

    Митрополит Новосибирский Никифор Митрополит Новосибирский Никифор (в миру Николай Петрович Асташевский). Родился 15 (27) мая 1848 года. Окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В конце 1880-х годов был преподавателем Томской Духовной семинарии. С 1897 по 1914 год находился на должности ректора Красноярской, а с 1914 по 1917 год — Тобольской Духовной семинарии. В 1917 году протоиерей Николай Асташевский принял монашеский постриг с именем Никифор и был возведен в сан архимандрита.
    15 сентября 1924 года архимандрит Никифор хиротонисан в епископа Новониколаевского. Владыка Никифор — первый управляющий самостоятельной Новосибирской епархией. В 1927 году был возведен в сан архиепископа, а в 19 апреля 1932 года — в сан митрополита. В мае 1935 года митрополит Никифор был отправлен на покой. Скончался архипастырь 30 апреля 1937 года.

    После Октябрьского переворота 1917 года власть в России перешла к большевикам. 20 января (2 февраля) 1918 года был принят Декрет Совета народных комиссаров о свободе совести, по которому Церковь была отделена от государства и школа от Церкви. С этого времени начались гонения на Церковь. Закрывались храмы, церковное имущество было объявлено всенародным достоянием.

    Летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму и на юге Украины наступила засуха, приведшая к голоду 20 миллионов человек. Под предлогом помощи голодающим, 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК издал Декрет об обязательном изъятии всех церковных ценностей. По всей стране начались процессы, на которых священнослужители и миряне обвинялись в сопротивлении проведению в жизнь декрета. Духовенство было объявлено контрреволюционным, и к нему стали применяться прямые репрессии, вплоть до тюремных заключений и расстрелов.

    Начались массовые репрессии духовенства и в Сибири. В феврале 1922 года было учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии, епископом Новониколаевским был назначен Преосвященный Софроний (Арефьев; †1937). Томская епархия в 1920-е годы охватывала территории современных Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Почти все священнослужители епархии прошли через ссылки, тюрьмы, концентрационные лагеря, а многие были расстреляны. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, в котором появилась известная 58-я статья, по которой на протяжении тридцати четырех лет могли обвинить практически любого человека в контрреволюционных преступлениях.

    Александро-Невский собор. Боковой придел храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
    Александро-Невский собор. Боковой придел храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
    Александро-Невский собор. Центральный иконостас.
    Александро-Невский собор. Центральный иконостас.
    Новониколаевск. Вид на Александро-Невский собор и левый берег реки Оби.
    Новониколаевск. Вид на Александро-Невский собор и левый берег реки Оби. За собором находился сад, названный в честь императора Александра III в 1912 году. Он имел летний театр и в городе назывался «Сосновка», так как был образован на месте сосновой рощи. В 1920-е гг. на месте сада был построен клуб им. А. И. Петухова. Фото 1910-х гг.
    В 1920-х годах Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Большинство приходов Новониколаевской губернии захватывают раскольники-обновленцы во главе с лжемитрополитом Томским и Сибирским Петром Блиновым. Обновленчество и деятельность священника Петра Блинова находили в то время поддержку властей, но среди прихожан и части духовенства он встречал неодобрение и осуждение.

    Обновленческий лжеепископ Петр (в миру Петр Федорович Блинов). Обновленческий лжеепископ Петр (в миру Петр Федорович Блинов). Родился в 1893 году в с. Ново-Ризодаево Самарской губернии в крестьянской семье. Окончил Томскую Духовную семинарию. 24 апреля 1916 года был рукоположен в сан священника церкви 38-го Сибирского стрелкового полка, размещавшегося в г. Томске. В 1917–1922 годах он служил в томской церкви Иоанна Лествичника.
    В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и возглавил основанное им «Сибирское церковное управление». 8 октября 1922 года в Благовещенском соборе в Томске священник Петр Блинов, будучи женатым человеком, был хиротонисан во епископа Томского и всея Сибири, что противоречило православным канонам. 16 ноября 1922 года он был возведен в сан митрополита Томского и Сибирского, а после переезда Сибирского церковного управления в Новониколаевск, — митрополита всея Сибири.
    Участник второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона (Белавина; †1925). Был постоянным членом Священного Синода (обновленческого). Присутствовал на III Всероссийском Соборе. В 1934–1938 годах лжемитрополит Петр Блинов занимал Минскую кафедру обновленческой ориентации. 15 апреля 1938 года освобожден от управления и уволен за штат. Расстрелян в г. Минске в июне 1938 года.
    Одновременно с полицейским преследованием Церкви усиливалась и кампания по пропаганде атеизма среди народа. В 1925 году под руководством секретаря ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославского организуется «Союз безбожников», позже переименованный в «Союз воинствующих безбожников» (1929). Через год этот союз уже насчитывает 87 тысяч членов. Хорошим орудием «союза» в борьбе с Церковью Христовой были действия обновленцев-раскольников.

    Борьбу с обновленчеством особенно трудно было вести на окраинах страны — в Сибири, на Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, защищая Святое Православие и единство Церкви, в сентябре 1924 года рукополагает во епископа для Новониколаевска архимандрита Никифора (Асташевского; †1937). Таким образом, была учреждена отдельная Новониколаевская епархия. С приездом Владыки Никифора в Новониколаевск, началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

    В целом до 1924 года на территории нынешней Новосибирской епархии было около 360 православных храмов и молитвенных домов. В г. Новосибирске в 1926 году проживало 120,1 тысячи человек. С конца 1920-х — в начале 1930-х гг. началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, приговорены к заключению, расстреляны несколько сотен священников и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (прославлены в лике Святых Русской Православной Церкви в 2002 году), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Василий Вавилов, священники: Василий Выхованцев, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие.

    Новосибирская епархия. Митрополит Никифор (Асташевский; †1937) и архиепископ Сергий (Васильков; †1937) с духовенством и мирянами. Фото 1937 года.
    Новосибирская епархия. Митрополит Никифор (Асташевский; †1937) и архиепископ Сергий (Васильков; †1937) с духовенством и мирянами. Фото 1937 года.

    С кончиной Патриарха Тихона у обновленцев возросли надежды на победу над Православием. 11 апреля 1925 года по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий Синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе. Новое всероссийское сборище обновленцев, которое они назвали
    Архиепископ Новосибирский Сергий (в миру Николай Нилович Васильков). Архиепископ Новосибирский Сергий (в миру Николай Нилович Васильков). Родился 22 ноября (4 декабря) 1861 года в селе Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея. В 1886 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. С 1887 года — учитель церковноприходской школы погоста Михайловка Псковской епархии.
    6 ноября 1888 года рукоположен в сан иерея и назначен помощником смотрителя Рижского Духовного училища Лифляндской губернии. С 1891 года — преподаватель, с 1904 — помощник смотрителя, с 1906 — смотритель Уфимского Духовного училища. С 25 января 1908 года — смотритель Пинского Духовного училища, затем с 4 февраля 1913 года — Арзамасского Духовного училища. К 1917 году возведен в сан протоиерея. С 20 ноября 1918 по 24 мая 1926 года священствовал в двух сельских приходах Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
    В июне 1922 года протоиерей Николай Васильков овдовел. 24 мая 1926 года был пострижен в монашество. 25 мая 1926 года хиротонисан в епископа Челябинского и Миасского. 19 июня 1927 года был арестован. С 6 июня 1930 года проживал на поселении в г. Шадринске. С 10 октября 1933 года — епископ Томский. 9 июля 1934 года Преосвященный Сергий возведен в сан архиепископа.
    8 мая 1935 года назначен архиепископом Новосибирским и временно управляющим Барнаульской епархией. Управлял Новосибирской епархией в трудные годы гонений на Церковь, помогал священнослужителям, вернувшимся из заключения и ссылки, устраивая их на приходы. 5 мая 1937 года был арестован и обвинен в руководстве сибирским церковно-монархическим центром, якобы имевшим связи с рядом иностранных разведок и белоэмигрантских организаций. 25 июля 1937 года Тройкой УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорен к высшей мере наказания и 29 июля расстрелян в Новосибирске.
    Определением Военного трибунала Сибирского военного округа № 153 от 7 февраля 1958 года за отсутствием состава преступления архиепископ Сергий был реабилитирован.
    «Третьим поместным Собором на территории СССР», проходило с 1 по 10 октября 1925 года в Москве в Доме Советов. На нем присутствовало 106 раскольников, именовавших себя архиереями, более 100 лжеклириков и более 100 мирян.

    Обновленческий лжесобор был задуман для низвержения патриаршего престола. В программе заседаний стояли следующие вопросы: 1. О мире в Церкви. 2. О церковном благоустроении. 3. Об участии Русской Церкви во Вселенском Соборе. 4. О выборе высшего органа церковного управления. На последнем заседании избран был весьма многочисленный Синод из 35 церковных деятелей. Среди них были и бывший председатель обновленческого Синода лжемитрополит Евдоким (Мещеряков), так называемый «митрополит всея Сибири» Петр Блинов и глава Украинской обновленческой Церкви лжемитрополит Пимен (Пегов), но в Синод вошли также священники и миряне. Избрали и президиум из четырех членов: лжемитрополит Московский Серафим (Руженцев), «митрополитблаговестник» Александр Введенский, протопресвитер Красоткин и профессор С. Зарин. Председателем Синода и президиума остался лжемитрополит Вениамин, но подлинным начальником и вдохновителем обновленчества оставался Введенский.

    К 1933 году в целом была закончена насильственная коллективизация сельского населения. Остались отдельные граждане, не проживающие в деревнях и селах: охотники и насельники многочисленных староверческих скитов, разбросанных в самых отдаленных и неудобных для проживания районах в верховьях рек, в глухой тайге. Органами ОГПУ было сфабриковано дело под названием «Старообрядческая контрреволюционная повстанческая организация «Сибирское братство». Старообрядцы обвинялись в подготовке вооруженного восстания с целью свержения советской власти, в антиколхозной и антисоветской агитации среди крестьян, в выпуске и распространении контрреволюционных брошюр. С 1932 года проводилось прочесывание тайги с целью поисков таких скитов. По делу организации «Сибирское братство» в Западно-Сибирском крае было осуждено и приговорено к разным мерам наказания 283 человека. Из них епископов — 3, попов и начетчиков — 32, монахов — 74.

    Ордер на арест. Ордер № 259, выписанный сотруднику УГБ УНКВД по Западно-Сибирскому краю на арест архиепископа Сергия.
    Ордер на арест. Ордер № 259, выписанный сотруднику УГБ УНКВД по Западно-Сибирскому краю на арест архиепископа Сергия.
    Преемником Владыки Никифора на Новосибирской кафедре, после отправки его на покой в 1935 году, стал архиепископ Сергий (Васильков; †1937). Но недолго ему пришлось управлять православной паствой, в 1937 году он был арестован и расстрелян. В 1938 году был расстрелян епископ Томский Серафим (Кокотов). С 1937 года Новосибирская епархия, как и большинство других архиерейских кафедр Русской Православной Церкви того времени, осталась без архипастырского управления.

    Протоиерей Николай Ермолов.Протоиерей Николай Ермолов. Родился 11 ноября 1874 года в селе Секретарка Бугульминского уезда Самарской губернии в семье псаломщика Алексея Ермолова.
    После окончания Самарской Духовной семинарии в 1897 Николай Ермолов был определен псаломщиком и учителем в городе Бугульме. В 1900 году он рукоположен во священника и служил сначала в церкви села Шорон Белелейского уезда Уфимской губернии, а в 1906 году был переведен в село Бойки Бирского уезда той же губернии.
    Во время гражданской войны в 1919 году священник Ермолов с семьей отправился в Сибирь. С 1920 по 1924 год он служил в храме села Доронино Барнаульского уезда. С 1924 года являлся настоятелем Никольской церкви села Ордынского.
    В 1928 году священник Николай Ермолов был удостоен сана протоиерея, назначен благочинным Ордынского округа.
    Протоиерей Николай Ермолов был арестован 27 июля 1937 года. Расстрелян 26 октября 1937 года.
    В 1935–1938 годах большое число священнослужителей обвинялось в том, что они были членами кадетско-монархической организации «Союз спасения России». В эту так называемую «организацию» органы НКВД включали священнослужителей Православной Церкви всех ориентаций, старообрядцев и представителей иных религиозных течений. Репрессированных епископов, священников, диаконов, церковных сторожей и мирян после ареста заставляли подписывать против себя самые невероятные показания, и приговор приводили в исполнение.

    Обновленчество разделило судьбу всей Православной Церкви. Власти в те годы совершенно перестали делать какие-либо различия между представителями церковных ориентаций. В 1937–1938 годах были арестованы и физически истреблены наиболее видные лидеры обновленчества: Петр Блинов — бывший глава сибирских обновленцев, Петр Сергеев — обновленческий митрополит Ростовский, Василий Челябинский — обновленческий глава Урала и другие. Еще раньше, в 1934 году, был арестован и умер в заключении Александр Иванович Боярский — виднейший лидер обновленчества, в последние годы своей жизни — митрополит Иваново-Вознесенский. В 1935 году последовал «самороспуск» Синода. Единственным духовным центром обновленчества с этого времени является митрополит Виталий Введенский — бывший председатель Синода. По инициативе профессора Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул «Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР». Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники «соборного начала» вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению. С ликвидацией Синода отпал всякий осмысленный повод для раскола. В Сибири после ареста Петра Блинова обновленческая организация фактически распалась.

    Священник Иннокентий Кикин.
    Священник Иннокентий Кикин. Родился 12 февраля 1878 года в селе Ушковском (Ушково-Чумаково) Каннского уезда Томской губернии в семье священника Арсения Ивановича Кикина. В 1899 году Иннокентий Кикин окончил Томскую Духовную семинарию по высшему разряду. С 18 августа 1900 года служил псаломщиком, а с 3 декабря 1902 года — учителем подготовительных классов Томского Духовного училища.
    21 сентября 1910 года Иннокентий Кикин был рукоположен во священника и назначен настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома села Нижне-Каменского Барнаульского уезда 16-го благочиннического округа (ныне Ордынский район Новосибирской области), где прослужил до своего ареста в 1937 году. Священник Иннокентий был арестован 28 июля 1937 года. Проходил как обвиняемый по тому же делу, что и протоиерей Николай Ермолов. 26 октября 1937 года расстрелян в Новосибирске.
    Собор во имя святого благоверного Александра Невского закрыли в 1938 году по распоряжению властей. Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 1930-х годах делались попытки взорвать его, но заряды разрушали только перегородки. Мощность зарядов увеличить не решились, так как по соседству находилось здание Запсибкрайисполкома, которое могло разрушиться.

    По данным уполномоченного по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Новосибирской области, за 1931–1937 годы постановлениями Западно-Сибирского крайисполкома было закрыто 185 православных церквей.

    В конце 1930-х годов были закрыты все церкви на территории Новосибирской области, кроме — церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Новосибирске. Этот храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа Варфоломея (Городцева; †1956). Трудами и молитвами Владыки Варфоломея были открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана. В годы Великой Отечественной войны по его призыву православные жители Новосибирска активно собирали пожертвования на укрепление армии и подарки воинам, на содержание госпиталей и детских домов. Верующие епархии приняли участие в сборе пожертвований на создание воздушной эскадрильи «За Родину!». Приходскими советами Новосибирской епархии только в 1944 году для фронта было собрано 826 500 рублей.
     

    Постановлением президиума Новосибирского областного суда от 2 августа 1958 года Постановление Тройки УНКВД от 1 октября 1937 года было отменено и дело в отношении протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина прекращено за отсутствием состава преступления.
    Память священномучеников Николая и Иннокентия совершается в день их мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования Собора Новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем. Если этот день не совпадет с воскресным днем, то — в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), а также 10 (23) июня в день празднования Собора Сибирских святых.

    Определение Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви
    о включении в Собор Новомучеников и исповедников Российских XX века
    для общецерковного почитания священномучеников
    протоиерея Николая Ермолова (1874–1937)
    и священника Иннокентия Кикина (1878–1937)

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа! XX век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда по слову Писания настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою» (3 Езд, 5:1), Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив нам великих угодников Божиих. Жизнь и подвиг мучеников и исповедников Российских, их твердое стояние в правде, мужественное исповедание веры, явились светом миру и солью земли (Мф, 5:13–14).
    Освященный Архиерейский Собор, проходивший в Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, принял решение об общецерковном прославлении Новомучеников и исповедников Российских XX века, «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В 2000 году в Соборе Новомучеников и исповедников Российских было поставлено 1097 подвижников, их подвиг был изучен, и не встретилось препятствий к их канонизации. Но поскольку пострадавших за веру Христову в XX веке несоизмеримо больше, то отцы Собора постановили: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт № 14. Деяния о канонизации Новомучеников и исповедников Российских XX века).
    По благословению Высокопреосвященного Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, началось изучение подвигов Новомучеников и исповедников Российских в Новосибирской епархии. В результате этой работы стало известно о двух священномучениках. Такими увенчанными Христом Спасителем страдальцами за веру оказались протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин. Священномученик Николай 37 лет служил священником, исполнял обязанности благочинного. Вместе со священномучеником Иннокентием, который в священном сане прослужил 27 лет, они поддерживали тесную духовную связь. Их объединила ревность о Церкви Христовой, много сил они положили в борьбе с обновленческим расколом, с терпением перенося лишения и испытания безбожного времени. Священномученик Иннокентий мужественно выступил против закрытия церкви, где он служил. По обвинению в надуманных преступлениях оба они были арестованы в июле 1937 года. С непреклонным мужеством выдержали они тюрьму и допросы, оговоры лжесвидетелей и предательство ближних. Их расстреляли в один день 26 октября 1937 года в Новосибирске. Рассмотрев жизнь и мученический за Христа подвиг протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина, Синодальная Комиссия по канонизации святых не нашла препятствий для включения их имен в Собор Новомучеников и исповедников Российских.
    Святейший Патриарх и Священный Синод на своем заседании 24 апреля 2002 года приняли решение о причислении протоиерея Николая Ермакова (1874–1937) и священника Иннокентия Кикина (1878–1937) к лику священномучеников для общецерковного почитания и включении их имен в Собор Новомучеников и исповедников Российских XX века.
    Память священномученикам Николаю и Иннокентию установить в день их мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования Собора Новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля).
    Предстательством и молитвами священномучеников Николая и Иннокентия да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение. Аминь.

    Икона священномученика Николая.
    Икона священномученика Николая.
    Икона священномученика Иннокентия.
    Икона священномученика Иннокентия.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает торжественное прославление для общецерковного почитания в лике святых священномучеников Новосибирских протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина.Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска. Всенощное бдение. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает торжественное прославление для общецерковного почитания в лике святых священномучеников Новосибирских протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина. 23 мая 2002 года.

    В тяжелые годы Великой Отечественной войны советское правительство меняет свою религиозную политику. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, на котором митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский; †1944) был избран патриархом, возрожден прекративший в 1935 году деятельность Священный Синод. Начался период восстановления церквей в Советском Союзе. В Новосибирской епархии открываются уцелевшие храмы, в которых стали совершаться богослужения. По состоянию на 1 января 1946 года в г. Новосибирске и области действовало 3 церкви и молитвенный дом, в которых служили 12 священников и 2 диакона.

    Конец 1950-х — начало 1960-х годов были наиболее трудными временами для Православия. В годы усиления атеистической пропаганды новосибирской кафедрой управлял митрополит Нестор (Анисимов; †1962) — известный миссионер, незадолго до назначения освобожденный из заключения. При новосибирских архипастырях Донате (Щеглове; †1979) и Леонтии (Бондаре, †1999) были закрыты многие приходы епархии, а также подвергалась регламентации со стороны властей церковная жизнь. По состоянию на 1 января 1961 года на территории Новосибирской епархии действовало 5 церквей и молитвенный дом, в которых служили 11 священников и 5 диаконов.

    Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев).Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев). Родился 5 (18) июля 1866 года. Окончил Рязанскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. В декабре 1892 года в г. Тифлисе рукоположен в диакона, а затем во священника. К 1904 году священник Сергий Городцев был удостоен сана протоиерея. В Тифлисе он прослужил 26 лет. С 1918 года он служил в Баку. В 1923 году был арестован и выслан в г. Уфу, затем направлен в Соловецкий лагерь. В 1935 году он получил место священника в одной из церквей Клинского района Московской области.
    В 1942 году протоиерей Сергий Городцев пострижен в иноческий чин с именем Варфоломей и 31 мая был рукоположен митрополитом Сергием (Старогорским) в епископа Можайского, викария Московской епархии, и возведен в сан архиепископа.
    26 июля 1943 года архиепископ Варфоломей назначен на Новосибирскую кафедру. В 1947 году ему было поручено временное управление Владивостокской, а затем Красноярской епархиями. В 1949 году Владыка был удостоен сана митрополита. С 1951 года — доктор богословия. За большую патриотическую деятельность Владыка был награжден правительственной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
    Скончался архиепископ 1 июня 1956 года. Погребен в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска.

    Успенская церковь. Митрополит Варфоломей (Городцев) с духовенством и мирянами.

    Успенская церковь. Митрополит Варфоломей (Городцев) с духовенством и мирянами.

    После непродолжительного пребывания на Новосибирской кафедре епископа Кассиана (Ярославского; †1990) с 1963 по 1964 год, в Новосибирск прибыл архиепископ Павел (Голышев; †1979). В годы архипастырского управления епархией Владыкой Павлом (1964– 1972) стали появляться ростки духовного возрождения. В храмы потянулась молодежь, стала появляться духовная литература. В 1962 году Новосибирск перешагнул миллионный рубеж. Город достиг миллиона жителей менее чем за 70 лет. Для сравнения: Чикаго понадобилось 90 лет, Нью-Йорку — 250, Москве — более 700, Киеву — около 900 лет.

    За годы советского периода, после закрытия Александро-Невского храма, здание перестраивалось и разрушалось организациями, которые его занимали. В 1940-х гг. в соборе разместили сотрудников проектного института «Промстройпроект». В эти годы в интерьер было встроено перекрытие, лестничный марш, заменены оконные переплеты, частично нарушена кладка фасадов, полностью уничтожена роспись. В 1957 году решением горисполкома здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники, которая выпускала известный киножурнал «Сибирь на экране», документальные и другие фильмы. За время эксплуатации студией помещение собора неоднократно подвергалось перепланировке: на огромных швеллерах были устроены дополнительные перекрытия, на этажах — комнаты, из окон второго яруса сделаны пожарные выходы. Из купола сделали комнату. Клиросная лестница вела в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.


    Александро-Невский собор. Помещение восточной экседры. Утраты второго яруса, причиненные устройством встроенных помещений. Фото 1989 года.

    Александро-Невский собор. Южный фасад. Эвакуационный выход со второго этажа, нарушивший кладку
    стены. Фото 1989 года.

    В 1971 году при прокладке кабельной линии рабочие около Александро-Невского собора обнаружили склеп с останками строителя храма Н. М. Тихомирова.


    Александро-Невский собор. Центральное помещение. Утрата пола из керамической плитки. Фото 1989 года.

    Александро-Невский собор. Центральное помещение. Состояние стен устоев храма. Фото 1989 года.

    Решением исполкома Новосибирского городского совета от 18 августа 1971 года останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. На могиле установлена надгробная плита «Н. М. Тихомиров — инженер-путеец (1857–1900)».


    Александро-Невский собор. Южный фасад. Нарушенная кладка стены.
    Фото 1989 года.

    Александро-Невский собор. Западный фасад. Окно-крест над входом с закладкой кирпичом вертикальных ветвей креста. Фото 1989 года.

    В 1985 году здание храма передали Новосибирской филармонии. Планировалось переоборудовать храм под концертный зал для камерного хора, и только после вмешательства общественности города строительные работы были остановлены.

    Календарь

    Последние новости
    23.11.2017 Наше христианство: ради духа или ради формы?
    23.11.2017 Космонавт В.В.Горбатко:«Приземляясь, космонавты переполняются чувством радости»
    22.11.2017 «Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации
    21.11.2017 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в праздник Архистратига Михаила
    20.11.2017 Смерть убийцы
    19.11.2017 «Прикоснулся ко Мне некто»
    18.11.2017 Прошел XIX кубанский казачий фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол»
    18.11.2017 Встреча с актером и музыкантом Денисом Бересневым



    Сектовед.ру

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России