[11.11.2017] Достоевский о нравственности

В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.

 

От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке»! <…> …Я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которые необходимы были для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 223)

* * *

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

(Записная тетрадь. XXVII. С. 56)

* * *

Скажу одно: что нравственные лишения тяжелее всех мук физических. Простолюдин, идущий в каторгу, приходит в свое общество, даже, может быть, еще в более развитое. Он потерял, конечно, много – родину, семью, все, но среда его остается та же.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 55)

* * *

…Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно…

(Дневник писателя. XXII. С. 71)

* * *

…Самые благороднейшие способности человеческого сердца, именно – способность прощать и отплачивать за зло великодушием.

(Униженные и оскорбленные. III. С. 248)

* * *

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, – не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел ее в такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть у людей…

(Дневник писателя. XXV. С. 118)

* * *

Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять.

(Дневник писателя. XXI. С. 15)

* * *

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.

(Село Степанчиково и его обитатели. III. С. 13)

* * *

Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 168)

* * *

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.

(Дневник писателя. XXV. С. 181)

* * *

…В самом падшем создании могут еще сохраниться высочайшие человеческие чувства.

(Село Степанчиково и его обитатели. III. С. 160)

* * *

…Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.

(Дневник писателя. XXII. С. 75)

* * *

Преступление всегда останется преступлением… грех всегда будет грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы ни вознесли порочное чувство!

(Неточка Незванова. II. С. 262–263)

* * *

Не наказывайте его [человека], если хотите, но назовите зло злом, иначе вы сделаете большой вред.

(Дневник писателя. XXIII. С. 167)

* * *

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.

(Дневник писателя. XXV. С. 62)

* * *

Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 162)

* * *

Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 234)

* * *

Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца; излечиваются же не столько от споров и разъяснений логических, сколько неотразимою логикою событий живой, действительной жизни, которые весьма часто, сами в себе, заключают необходимый и правильный вывод и указывают прямую дорогу, если и не вдруг, не в самую минуту их появления, то во всяком случае в весьма быстрые сроки, иногда даже и не дожидаясь следующих поколений. Не то с ошибками сердца. Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько бы они ни указывали на прямую дорогу.

(Дневник писателя. XXV. С. 5)

* * *

…Если то, что мы почитаем святынею, – позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несет само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя.

(Дневник писателя. XXV. С. 98)

* * *

Да тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?

(Дневник писателя. XXVI. С. 164)

* * *

…Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку.

(Дневник писателя. XXI. С. 10)

Достоевский Федор Михайлович