[19.04.2021] В Москве прошла конференция «Место психологии в духовном образовании»
22 марта 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялась межвузовская конференция «Место психологии в духовном образовании». Мероприятие было организовано Российским православным университетом совместно со Сретенской духовной семинарией при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Работу форума, посвященного роли психологии в современном духовном образовании и подготовке будущих священников, возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.
Ведущими и модераторами дискуссии выступили декан факультета психологии РПУ Б.С. Братусь и проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов.
Во вступительном слове глава Учебного комитета указал на важность практических психологических навыков в священническом служении: «Пастырь должен уметь осуществлять коммуникацию с человеком с учетом его личности — и чтобы не навредить, и чтобы время священника и человека уходило не на пустое, а на реальную помощь».
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) отметил важность конференции для образовательного сообщества Русской Церкви: «На этой встрече мы хотели бы уточнить место психологии в современном духовном образовании и образовании в целом. Для нас в Российском православном университете этот вопрос имеет практическое значение. Мы считаем, что изучение основ психологии и специально христианской психологии должно быть доступно всем нашим студентам, независимо от направления и профиля подготовки. Без этих знаний мы не видим формование личности будущего юриста, социального работника, религиоведа или журналиста. С этой целью факультет психологии РПУ разработал и реализует в рамках учебного курса "Основы современной культуры и этики" на всем потоке первого курса в нашем университете и в вузах-партнерах по Консорциуму ценностно-ориентированного образования специальный модуль "Психология современной личности и основы делового общения"».
С докладом «Психология в пространстве образования» выступил доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования В.И. Слободчиков.
Ответ на вопрос о том, какая именно психология нужна священнику, сформулировала в своем выступлении доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Л.Ф. Шеховцова. По ее мнению, пастырям полезны и необходимы в первую очередь прикладные психологические знания: психология общения, возрастная, педагогическая, семейная, социальная психология. «Цель психотерапии — исцеление души, а цель религии — спасение души, — подчеркнула Лариса Филипповна. — Поэтому идеальный вариант — это сотрудничество пастыря с приходским психологом, когда каждый из них занимается своим делом».
К осторожному отношению к психологии призвал епископ Каменский и Камышловский Мефодий. Он усомнился в существовании психологических практик, в основе которых лежала бы православная антропология. Владыка Мефодий указал на противоречие двух подходов к человеку: «Психология только объясняет душевные состояния человека, тогда как православная аскетика стремится изменить человека, помогает ему контролировать свои состояния. Во-первых, это самоконтроль мыслей, чувств, слов, действий — одним словом, пост. Во-вторых, это контроль со стороны Бога через молитву и таинства». В чрезмерном увлечении психологией, по мнению владыки Мефодия, лежит серьезная опасность: «Духовник — это посредник между человеком и Богом. Но если священник становится психологом в епитрахили, то это уже не посредник, а преграда, и ведет он совсем не к Богу».
Способ взаимодействия психологии и душепопечения на примере борьбы со страстью гордости продемонстрировал заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов. В своем докладе он показал, что пастырский и психологический подходы имеют как много общего, так и ряд отличий. В частности, психологии недоступно знание об аскетических практиках, однако она может помочь священнику понять механизм развития завышенной самооценки и найти подход к человеку, которому гордость не позволяет обращаться за помощью.
По мнению кандидата философских наук, проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерея Николая Емельянова, в современном обществе трансформируется отношение к традиционным практикам душепопечения. В качестве примера докладчик критически рассмотрел подход немецкого теолога и бывшего католического священника Ойгена Древерманна. Среди прочего Древерманн говорил о важности взаимодействия традиционного пастырства и психотерапии, чтобы душепопечение не ограничивалось исповедью, но подразумевало искренний доверительный диалог между священником и человеком. Сходная по тематике дискуссия, по наблюдениям отца Николая, происходит в российском обществе и Русской Православной Церкви. Это заставляет поднять вопрос о месте психологии в пастырском душепопечении, а также о соотношении духовничества с институциональным оформлением церковной жизни.
Декан факультета психологии РПУ Б.С. Братусь в своем сообщении рассказал, каким образом понятия «психика» и «душа» осмысляются в современной психологии.
Принципиальные проблемы интеграции душепопечения с психологией осветил в своем докладе проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. Он сопоставил взгляды православного пастырства и психологии на человеческие нравственные установки и обозначил заметные различия между двумя подходами в понятиях жертвенности и альтруизма, самооценки, «здорового эгоизма» и «любви к себе». Тем не менее, три психологические дисциплины, по мнению отца Вадима, однозначно полезны в программах пастырского образования: история психологии, пастырская психиатрия и основы педагогики.
В завершение конференции слушатели имели возможность высказать свои соображения и задать вопросы докладчикам.
Иерей Петр Коломейцев вспомнил о положительном отношении к приходскому консультированию приснопоминаемого протоиерея Георгия Бреева: «После того, как у отца Георгия открылось первое христианское психологическое консультирование, много людей стали приходить именно с духовными проблемами — поскольку у них наконец оказались сняты проблемы психологические».