Рецензия педагога В.С.Безруковой на комплект учебной литературы для 3 класса авторов Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева

Рецензировался комплект учебников «Литературное чтение» часть 1 и часть 11 и Тетрадь по чтению для третьего класса под общим названием «В одном счастливом детстве» (Изд-во: М.: Баласс, 2006). Данный комплект Министерство образования и науки рекомендовало как учебники для средней общеобразовательной массовой школы, тем самым признав их соответствие государственному стандарту образования.

Данную рецензию можно считать продолжением двух предыдущих, данных на учебники по чтению для первого и второго классов. Все три комплекта выполнены на одной и той же методологической и теоретической основе, по единому алгоритму, в едином эмоциональном ключе. То, что хорошего есть в этих учебниках, тонет в обилии негатива, который внедряется, скорее, в подсознание наших детей. Авторы ведут провокационную образовательную политику подчас тонко, незаметно, под прикрытием благих пожеланий и новаторства. В качестве наиболее опасных качеств данного материала следует отметить следующее.

Формирование «бездомного» ребёнка, человека без рода и племени. Всего скорее это скрытая цель учебников для всех трёх классов начальной школы. За все три года дети так ничего и не узнают о своей родине, о нашей стране. Так, в учебниках для третьего класса, если и говорится о писателях, то непременно сначала перечисляются английские. Американские и иные и только потом отечественные. Так же и с композиторами. Из всех гражданских праздников упоминаются. Новый год, день смеха и День победы. При чём, опять же, как и раньше, неизвестно, о какой победе идёт речь, да и победа дана всего как праздник весны да в воспоминаниях «папы» о голоде в военные годы. Опять навязчиво напоминается учащимся, что наши писатели А.Толстой и А.Волков — всего лишь компиляторы иностранных сказок. Принижается роль А.Гайдара, он подаётся как фантаст. Да и начинается «Литературное чтение» с рассказа Драгунского «Англичанин Павля». На рисунках лишь в одном месте есть надпись на лыжах, но и та на английском языке. Абсолютно этот же приём авторы используют и в учебниках для первого и второго класса. В конце учебника образ России — родины опять дан как нечто затхлое, дремучее, отмирающее в символе заброшенной и высыхающей малоизвестной речушки (В.Бахревский, Г.Цыферов «Дубёнка») да Арбата (Б.Окуджава).

«Бездомность» детей формируется и через отношение авторов к семье. Хотя хорошо, что, наконец-то, не домовой здесь путеводитель в большой мир, а «папа». При этом папе всё больше отводится роль указателя, а не собеседника. Но на этот раз опять и сильно принижен образ матери. В предыдущие два года детям внушалась мысль о матери — неряхе, второстепенном лице в доме. Эта же тенденция и здесь. Маму можно не слушаться, чему потворствует папа (С.Голицын. «Сорок изыскателей»); её можно обмануть (И.Дик. «В дебрях кара-бумбы»); мама плохо готовит еду, варит кашу «обязательно с комками» (В.Драгунский «Арбузный переулок») и т.д. От родителей можно спрятать в голодный год арбуз и съесть его тайно до больных животов с другом (там же). И ни одного материала о нормальной благополучной нравственно чистой семье. Даже в самом начале «папа» предлагает Насте обойтись без взрослых и лишь в книге найти умного собеседника.

Каждый в отдельности рассказ или стих смотрится терпимо, но в таком скоплении, сгустке их видится умысел авторов — увести ребёнка от страны, от своего народа и своей семьи. Уж больно навязчиво и в большой дозе подаётся эта идея «всемирного человека», свободного от патриотизма и прочих духовных ценностей.

Культ безделья, лени, непослушания, пустого смехотворчестеа, болтовни, безответственности психологически убивает даже взрослого. Все ребята непослушные, во многом лживые, ленивые, не желающие учиться. Это и рассказ о мальчике, за лето так и не выучившем английский язык со студентом (В.Драгунский. «Англичанин Павля»); и дети, усевшиеся на задней парте и тайно от учителя читающие о Ферсмане (. С.Голицын. «Сорок изыскателей»); и дети со скукой слушающие учителя о правилах поведения в походе (там же); и дети, высовывающиеся в окно электрички «в свободе от мам и пап» (И.Дик. «В дебрях кара-бумбы»); и сама Настя, заслужившая замечание учителя за разговоры на уроке (методическая заставка) и др. Даже отрывок из «Приключений Тома Сойера» М.Твена, и тот подобран как романтизация и упивание пиратством и детским своеволием. А, между прочим, эта книга написана автором для взрослых и в своё время была в Америке запрещена в том числе и по этой причине. Сам М.Твен назвал её книгой для взрослых. Во всяком случае, её читают подростки, но не малыши. В рассказе Э.Успенского ребят учат хитрить с родителями, чтобы добиться своей цели. Словом, в книге изобилие материала о двоечниках, своевольниках, детях «в стране невыученных уроков». Нет материала о благородстве, помощи, труде. Удивительная подборка.

Внушение детям мысли, что в обычной нормальной школе учиться неинтересно, скучно, тоскливо. Особенно если нет книг Бунеевых. С первой страницы эта идея тоже навязывается детям. Настроение Насти определяется как нежелание учиться из-за того, что «ещё год ничего интересного не будет». Настя уже в самом начале третьего класса с неуважением говорит о «каком-то Успенском». Авторы хоть бы подумали, что ведь в первом и втором классах девочка училась по их учебникам, коли в третьем по ним же!

Детей всё время уводят из реального мира действительности, из социума в мир придуманный. С самого начала «папа» предлагает Насте: «давай нарисуем солнце» и приклеим его — будет веселее в дождливую осеннюю погоду. Насте уже надоели бытовые сказки, она полюбила волшебные, ей не интересна жизнь, «когда сказка кончается и продолжается обыкновенная жизнь». О реальной жизни всегда материал даётся с грустью и тоской. Что это, если не провокация против детской психики и детского восприятия жизни и школы с их базовым доверием? Об этом же и совершенно пустой и болтливый рассказ Э.Успенского «Школа клоунов», в котором вязнешь в словоблудии..

Особо о нарушении возрастного подхода к подбору материала. Вот дети в третьем классе читают «Занимательную минералогию» Ферсмана (?) Кстати, последующий сюжет рассказа никакого отношения к Ферсману не имеет. (С.Голицын). Стихи Ю.Кима, К.Бальмонта, Б.Пастернака и многие другие взрослым-то мало понятны. Попробуйте пойми их стиха Б.Гребенщикова: «..синий вол — исполненный очами». Ну прямо бред какой-то. Прекрасный рассказ Бианки «По следам» — о 14-летнем мальчике, а не десятилетке. Но вот лишь в третьем классе Настя с папой сходили в театр на «Кошкин дом» и даётся сказка про козла. Не говоря о достоинствах произведений Маршака, скажем, что оба они для первоклашек и меньше возрастом. Дети по природе активны, а во всех рассказах они не созидатели, ничего полезного не творят — не охраняют природу, не трудятся, не учатся нормально… Непонятно, зачем даны даты написания стихов — дети не знают истории и это им ни о чём не говорит. Не по возрасту в «Литературном чтении» много слов, сцен, отношений мрачных и просто страшных. Где-то в середине авторы предупреждают детей, что «дальше будет ещё страшнее». И действительно, чего стоит Сапгир с его «Людоедом и принцессой». Или А.Башлачёв с его «Рождественским» стихом, кончающимся, как нарочно (хочется думать, что это no-Фрейду оговорка): «Спите, дети. Я пошёл. Скатертью тревога». Диву даёшься безжалостности к нашим детям со стороны авторов. В подборке материала нередко нарушается элементарная логика. Вот методическая заставка о том, как Настя и семья начинают убирать свою квартиру. Но далее идут стихи Э. Успенского о беспорядке, о мальчике, мечтающем о безделье. Или ещё: в методической заставке говорится о том, как хорошо дарить подарки, а далее в рассказе Ю.Коринца — как хорошо их получать.

Следует сказать, что и методическое сопровождение многих рассказов и стихов, оценки, даваемые будто бы в интерактивном общении, уводят детей от главного — от охраны природы, о том, что нельзя в доме держать диких зверей, что нельзя смеяться над падающим человеком вообще, а не только переживать за свою маму и т.д. Вопросы примитивны и по уровню напоминают те, что авторы задавали и в первом, и во втором классе.

Много ещё можно писать о психологических провокациях авторов этих, с позволения сказать, учебников. И о том, что они нарушают элементарную субординацию представления классиков и рядовых поэтов (сначала идёт Макаревич, лишь за ним — Тютчев, Блок и «прочие». И о приучении детей к пустой болтовне и пустому «лобному» смеху. И о замалчивании темы христианства и соединении его с колдовством и домовыми. Есть тема, требующая особого анализа, но по которой пока ещё рано писать открыто.

Но особо необходимо сказать о детских писателях, столь популярных в нашей стране (навязанная популярность как результат «звёздной» технологии). Мы глубоко уверены, что ценность для семьи, детей и родителей их произведений пора пересмотреть. Те, которые подобраны авторами для «Литературного чтения» в начальной школе, несут с собой большую разрушительную силу — культ самостоятельности и вольности детей от родителей, превосходство и пренебрежение общественной моралью и нравственными ценностями, акцентирование внимание на мелочах, пустозвонство. Именно такие писатели, как Заходер, Сапгир, Драгунский сыграли роковую роль в воспитании из новых поколений нигилистов, разрушителей преемственности поколений, космополитов. Если это предусмотрено госстандартом, то его надо немедленно (!) пересмотреть.

Что касается «Русского языка» — учебника и тетрадей, то здесь вся чертовщина с ужасными домовыми воспроизводится ещё в большем объёме, чем в первом и во втором классах. Здесь уж авторы поразгулялись.

Учебники авторов Бунеевых, по нашему глубокому убеждению, не выдерживают критики. Они просто опасны в плане национальной безопасности России и детской психики каждого отдельного ребёнка в отдельности. Так и хочется предупредить учителей и родителей: не берите грех на душу — не ломайте психику ребёнка, не коверкайте его представление о мире и миропонимание. За всё придётся расплачиваться нашими же слезами. В книгах нет даже пресловутых «общечеловеческих ценностей», не говоря об отеческих.

В.С.Безрукова, докт.пед. наук, профессор Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина.

НП "Родительский комитет"