Заключение психологической экспертизы учебных изданий для учащихся средней школы

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Год после детства. Учебник-хрестоматия для 6-го класса: В 2-х книгах. Книга 1, 2. Изд. 2-е, испр. — М.: Баллас, 2005; Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7-й класс. Путь к станции «Я». Учебник в 2-х книгах. Книга 1, 2. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Баллас, 2006).

Представленные для психологической экспертизы учебники по литературе для 6-го и 7-го класса разработаны авторами непрерывного курса литературы для учащихся с 5-го по 9-й классы Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой в рамках экспериментальной образовательной программы «Школа — 2100» которая ставит цели научить «решать любые возникающие в жизни задачи», «самостоятельно открывать новое», «выбирать главное и интересное» (реклама на обложке). На наш взгляд, подобранные материалы — художественные произведения, документальные материалы, ряд вопросов и творческих заданий — противоречат задачам подросткового возраста и усугубляют проблемы психического развития. Человек должен решать не «любые» задачи, а те, которые соответствуют его человеческому предназначению; не всякое «новое» человеку полезно; «интересное» — еще не значит «главное».

Психологические особенности учащихся 6-го — 7-го класса сопряжены с резкими изменениями на разных уровнях бытия -биологическими (начало биологической перестройки организма, полового созревания), социальными (построение новых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в силу потребности в принятии), духовными (постановка и попытки решения экзистенциальных проблем). Это период, переходный к взрослости, который должен завершиться становлением личностной зрелости. У подростка обостряется восприятие себя и мира, школьники ищут ответы на самые сложные вопросы, от решения которых зависит вся их будущая жизнь: жизнь и смерть, смысл жизни, свое место и назначение в жизни. Это время интенсивного самоопределения, в результате которого подросток должен понять себя как личность и составить первое представление о будущем, время формирования структуры мотивационной сферы, основ мировоззрения и нравственных убеждений. Психологический кризис как результат нового уровня самосознания (Божович Л.И.) у подростка часто протекает болезненно: быстрые темпы развития, значительные изменения внутреннего мира сопровождаются нередко агрессивными или тревожными тенденциями. Ситуация усложняется тем, что родители, учителя в этот период перестают быть авторитетами. Наиболее авторитетными становятся сверстники, а также книги, которые школьники читают, чтобы разобраться в сложных проблемах. Авторитетным является и учебник, по отношению к содержанию которого в этот период возрастного развития критика отсутствует. Она появится намного позже. Собственный взгляд на мир в этот период не сформирован. Образ мира выстраивается в соответствии с предлагаемыми образцами. Название учебника для 6-го класса «Год после детства» свидетельствует о том, что авторы стремятся искусственно сократить важный этап жизненного пути и обращаются с читателем как со зрелым человеком, тогда как созревание личности длится довольно долго, особенно в современном мире.

Для подростка очень важно понять, что представляет собой реальный мир, что позволяет ему становиться деятелем, успешно решающим не только свои проблемы (самопознания, самоотношения, самопринятия), но и связанные с взаимоотношениями с окружающими. Для этого возраста характерно эмоциональное включение в общение, ведущее к установлению межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Тенденциозно подобранный материал рецензируемых учебников, напротив, способствует развитию изоляции в фантазиях и страхах. Представленные учебники формируют искаженный, «виртуальный» образ действительности с фантастическим, мистическим содержанием. Предметом особого внимания авторов учебников являются уродливые явления жизни, насилие, страхи, смерть. Авторы навязывают образы «развала» реальности — жуткой, мистической, которая преследует человека и избежать ее невозможно. Так, книга 1 учебника литературы для 6-го класса включает в себя 2 раздела. Первый раздел «Пролетая над снами» составляют следующие произведения: В. Жуковский. «Светлана»; И.-В. Гете. «Лесной царь»; Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (для самостоятельного чтения рекомендуется еще и «Вий»); А.С. Пушкин. «Утопленник», «Бесы»; А.П. Чехов. «Страшная ночь»; А.С. Пушкин. «Вурдалак», «Конь»; П. Мериме. «Венера Илльская»; Ги де Мопассан. «Орля»; М. Метерлинк. «Синяя птица». Данные произведения, взятые в совокупности, стимулируют нездоровый интерес к мистике. Комментарии авторов убеждают читателя, что интерес к потустороннему «естественен». При этом шестикласснику дается определение: «… мистика — это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений» (Учебник для 6-го класса, книга 1, с. 12). Налицо содержание, которым авторы учебников стараются наполнить образ действительности. Шестиклассник обязан ответить на такого рода вопросы: «Обязательно ли присутствие мистики в балладе?» (Там же) он должен выполнить такого рода задания: «Прочитайте вслух ту из »страшных« сцен, которая вам показалась наиболее выразительной. Объясните выбор» (Там же, с. 47). Второй же раздел, также мистико-ориентированный, называется «Сказки для взрослых» (тогда возникает вопрос, почему же их предлагают детям).

В результате у подростка целенаправленно формируется ориентация не на другого, а на себя, свой собственный внутренний мир (примечательно название учебника по литературе для 7-го класса: «Путь к станции »я«»), не имеющий выхода в реальность, деятельность, а замыкающийся на сценах убийств, насилия, страха, не несущий жизненные позитивные установки, но зато развивающий чувство безысходности. Жестокие сцены представлены в рекомендуемых произведениях «Русалка» А.Н. Толстого, «Четырнадцать футов» А. Грина, «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендрякова и др., с выразительными иллюстрациями (репродукции С. Дали, фотографии истощенных детей, умирающих от голода и проч.). Введение дневников подростков в учебники для 7-го класса — еще один способ внушения негативного идеала. Например: «… мы всю жизнь помним детские несчастья» (ч.1, с. 67), «сколько же на пути оттуда разочарований и потерь?!» (Там же), «Не понимаю выражения »жить по совести« — от этого можно сойти с ума» (Там же, с. 103). Формируется циничное отношение к родителям (Дневник Адриана Моула).

Учащийся лишается возможности сформировать свое собственное отношение к действительности, жизнеутверждающее даже по отношению к такой реальности, как смерть. У него формируется внутренний конфликт — вступают в противоречие желание активной деятельности и невозможность ее осуществить в предлагаемой мистической реальности. Все это может привести к формированию психопатологических явлений, связанных с расщеплением сознания, его дезинтеграцией. Нарушение целеобразования, выбора и реализации цели, приводит к невротическим реакциям, снижению самооценки, деструктивной аутоидентиикации. Нарушается также механизм идентификации. Предлагаемые деструктивные идеалы для формирования идентичности нарушают структуру «Я», образ будущего, ведут к возникновению выученной беспомощности, покорности по отношению к агрессии и различным негативным явлениям, что в свою очередь приводит к угрозе психических заболеваний и повышает риск аддиктивного поведения, включая суицидальное. Это влечет за собой нарушение отношений со сверстниками, учителями, родителями, с самим собой. Так, дневник пятнадцатилетней наркоманки (А. Франк, «Синяя трава») предлагает учащимся яркие образцы саморазрушения личности (раздел «Я и я», учебник для 7-го класса, часть 2).

Проблема выбора пути особенно важна для современного человека, живущего в обществе постмодернизма, в котором утрачены какие-либо ориентиры, размыты культурные, этические, эстетические, религиозные границы. Важный признак истинности пути — переживание внутренней гармонии, радости бытия, любви и сострадания ко всем людям, смирение и ответственность за свои поступки.

Литература как способ познания действительности рассматривалась таким крупными учеными, как В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Д.И. Овсянико-Куликовский. Литература, спецификой которой является целостность видения жизненного пути, глубина внимания к жизненным ситуациям и поведению, формирует определенный образ человека как образец, которому предписывается следовать, предлагает систему жизненных ценностей. В этом состоит ее мировоззренческое значение. Соотнося собственный экзистенциальный опыт с предлагаемыми представлениями о должном, происходит формирование самопонимания, выбор жизненного идеала. Вышесказанное в наибольшей мере относится к русской литературе, в которой художественными средствами воссоздается мироощущение русского человека. Проблема смысла жизни для нее коренная. Н.О. Лосский писал: «Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы — все эти высокие свойства ее несомненны» (1991, с.307).

Рецензируемые учебники лишают литературу возвышенного воспитательного потенциала и придают ей противоположные функции. Характерен в этом отношении рекомендуемый семиклассникам дневник подростка Адриана Моула «Я глубоко несчастен и вновь ищу утешения в великой литературе. Мне отнюдь не кажется странным, что интеллектуалы накладывают на себя руки, сходят с ума или спиваются» (учебник для 7-го класса (часть 2, с. 279).

Разрушаются основания созревания личности. Происходит формирование негативной системы ценностей, которые не соответствуют жизненно важным потребностям человека, в том числе самореализации. Эта система ценностей, являясь конфликтной по своей природе, создает дополнительные условия для формирования выученной беспомощности, особенно в кризисных, сложных ситуациях. Многие выдающиеся психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова) указывали на необходимость формирования позитивного эталона для ребенка, дающего оптимистический настрой и способствующего формированию активного деятеля, прежде всего в период пубертата, переломного момента в психическом развитии.

Можно констатировать отсутствие психолого-педагогической компетентности авторов учебников и поставить под сомнение вопрос об их психологическим здоровье. За бесконтрольное внедрение таких программ в школе следует ввести уголовную ответственность.

Считаем недопустимым использовать данные учебники при обучении литературе школьников 6-7-х классов. Другие учебники, написанные теми же авторами (Бунеевым Р.Н. и Бунеевой Е.В.) по «Непрерывному курсу литературы», также нуждаются в дополнительной экспертизе и оценке специалистов. Разработка новых учебных программ «Школа — 2100» требует внимания к методологическим, педагогическим и психологическим основаниям и создания экспертной структуры, для того, чтобы подобного рода «учебники» не становились предметом экспериментальной деятельности над психикой учащихся.

Заключение по экспертизе составили члены Федерации психологов образования России, преподаватели психолого-педагогического факультета Российского педагогического университета им. А.И. Герцена:

  • Доктор психологических наук, профессор кафедры методов психологического познания Веселова Е.К.
  • Доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Дворецкая М.Я.
  • Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Коржова Е.Ю.

НП "Родительский комитет"