[27.11.2020] Старец ненастоящий: почему сектанты выдают себя за православных

Ивановские следователи ищут потерпевших по делу о незаконном лишении свободы людей в селе Чихачево, куда несколько лет съезжались паломники к провозгласившему себя старцем схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Выяснилось, что приезжавших в храм удерживали на территории обманом пока не установленные следствием лица. Церковные власти уже запретили Иоанникия в служении, однако, как отмечают эксперты, уголовные дела против подобных сект часто разваливаются: сложно получить признательные показания. В происходящем разбирались «Известия».


Неустановленные лица

Дело было возбуждено еще в начале ноября по п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы, совершенное в отношении двух или более лиц»), однако обвиняемые не установлены. Сейчас третий отдел по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ивановской области пытается найти новых потерпевших.

«Гражданам, в отношении которых совершены противоправные действия на территории указанной общины, либо их родственникам необходимо обратиться в третий отдел по расследованию особо важных дел для признания в качестве потерпевших и участия в связанных с расследованием уголовного дела следственных действиях», — говорится в опубликованном в среду, 25 ноября, сообщении СУ СК.

По версии следствия, с июля 2018 года по 12 октября 2020 года «неустановленные лица» вводили граждан в заблуждение о наличии у них смертельных болезней и убеждали в том, что они больше не могут находиться вне пределов территории, которая прилегает к православному приходу Свято-Никольского храма в селе Чихачево. Таким образом людей «незаконно удерживали на указанной территории, лишив последних возможности передвигаться по своему усмотрению, общаться с родственниками».

Следователи провели обыски в личном жилище бывшего настоятеля прихода схиархимандрита Иоанникия Ефименко, в ходе которых изъяли документацию об отчуждении недвижимого имущества в его пользу, а также связанных с ним лиц. Кроме того, «изъяты две единицы травматического оружия, денежные средства в размере почти 2 млн рублей», которые не имеют отношения к имуществу РПЦ.

— Потерпевших по делу пока двое, дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц, поэтому нет подозреваемых и обвиняемых, — пояснила «Известиям» старший помощник руководителя СУ СК по Ивановской области Ирина Котова.

Следователи пока отказываются сообщать более подробную информацию по делу, которое обещает быть сложным. Судя по имеющейся информации, Иоанникий, по сути, выкупил дома в Чихачево и в близлежащих деревнях, а также на собранные с паломников средства построил новый храм, не освященный РПЦ, где теперь, судя по всему, собирается «служить».


Мини-государство

— При обысках [у Ефименко] были найдены значительные средства, которые не принадлежат церкви, — подтвердил «Известиям» председатель отдела по взаимоотношения церкви и общества и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов. — Эти средства он не передавал церкви. Иоанникий озвучивал, что у него обитель, то есть монастырь, и люди жертвовали ему как настоятелю обители. Но там никогда не было обители, это приход, приходской храм, на что мы указывали еще в 2014 году. И храм этот за время, пока там служил отец Иоанникий, пришел в удручающее состояние: там плесень, паутина, иконы разрушаются. Все же средства, которые ему поступали, тратились на то, чтобы строить здание, которое он называет храмом, какие-то фермы, жилые помещения, на покупку домов в ближайшей округе. Всё это является собственностью отца Иоанникия или близкого к нему круга лиц.

Отец Андрей считает, что найденные два с лишним миллиона рублей — лишь небольшая часть имеющейся суммы, так как к Ефименко ежедневно приезжали несколько автобусов паломников как к «старцу», обладающему неким даром.

Он также сообщил, что Иоанникия запретили в служении, уже назначен новый настоятель прихода — временный, до окончательного решения церковного суда по Ефименко. Сейчас Иоанникию 78 лет, ему не положено быть настоятелем даже по возрасту, а теперь еще добавился и скандал. Однако какое-то время в епархии относились к нему довольно мягко, несмотря на имевшиеся претензии, еще и исходя из того, что Ефименко — инвалид, у него из-за диабета ампутирована нога.

Руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, богослов Александр Дворкин заметил, что на деятельность Иоанникия жалобы поступают достаточно давно — больше 10 лет.

— По сути, он создал свое собственное поселение, мини-государство в периметре одного села, которое полностью скупил, — сказал Дворкин «Известиям». — Он постригает людей в монашество, оказывая психологическое давление: говорит, что иначе невозможно спастись. А далее использует их рабский труд. У него есть ферма, картофельные поля, что-то еще. Все живут в диких, скотских условиях. Восстановительных работ в храме не велось, зато коттеджи по периметру, где живет сам Иоанникий и его «сподвижники», достаточно комфортные: денег там очень много, постоянно идут автобусы с так называемыми паломниками.

По словам отца Андрея, все имеющиеся у епархии сведения подкреплены рассказами людей, бывавших в Чихачево или у которых там удерживали родственников. Кроме того, представители епархии вступали в контакт с одним жителем обители — 38-летним Александром Бушманом. Однако недавно мужчина, страдающий психическим заболеванием, бесследно исчез. Ефименко, по имеющимся данным, запретил ему принимать лекарства.

Депутат Госдумы Евгений Марченко, ставший инициатором уголовного дела (к нему обратились родственники одной из жертв секты), отмечает, что само по себе расследование уже мешает Ефименко заниматься своей деятельностью.

— Если раньше про него писали, что это прозорливый и святой старец, то теперь все видят, что он из себя представляет. Что это человек, который занимается противоправной деятельностью много лет, что это секта, — говорит Марченко.


Паломников не остановить?

Бороться с такими «старцами» и священниками, которые создают вокруг себя культ, достаточно сложно. Глава адвокатского объединения «Радонеж» Геннадий Савенков отмечает, что Ефименко ведет себя по тому же сценарию, что и Сергий (Романов) на Урале.

— «Старец» Иоанникий, якобы имеющий дар прозорливости, создал вокруг себя тоталитарную секту — рассказал Савенков «Известиям». — Он выкупил землю, где построил храм, не принадлежащий РПЦ, с целью, чтобы, когда разразится скандал, уйти в него и самолично там исполнять религиозные обряды, юридически не касаясь РПЦ.

Отец Андрей Ефанов поясняет: это здание не может считаться храмом, поскольку возведено без благословения, а сам Ефименко запрещен в служении.

— Мы не относимся к этому зданию как к храму. [Иоанникий] не может там совершать богослужения, которые могут считаться православными людьми настоящими, — пояснил отец Андрей. — Он запрещен в служении и не имеет права не только служить, но не имеет права даже на ношение священнических одежд.

Однако количество желающих увидеть чихачевского «старца» пока не уменьшается. Александр Дворкин отмечает, что поездки к «старцам», зачастую не признанным церковью, без благословения и надлежащей паломнической подготовки стали в отдельных регионах настоящим коммерческим предприятием.

— Обработка «паломников» начинается уже в автобусе, — говорит Дворкин. — Экскурсовод начинает собирать деньги, рассказывает, что спрашивать у «старца», что не спрашивать, как себя вести. Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами.

Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится.

— Все эти люди приобрели популярность за счет того, что они находились в церкви, — отметил он. — Если станет известно, что они уже за пределами церкви, то поток людей будет уменьшаться. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно.


Старец старцу рознь

— На мой взгляд, сейчас нет старцев, которые могли бы почитаться православной церковью, — говорит Дворкин. — Поездки паломников совершаются к очень многим людям, которых раскручивают как старцев, но вообще-то старчество — это очень редкий дар. Стремление найти человека, который, как гуру, ответит на все вопросы, решит все вопросы, приводит к тому, что люди готовы платить большие деньги за веру в подобного чудотворца. Тут как раз один из главных критериев — отсутствие монетизации. Те старцы, которых мы знаем, никаких денег не брали, никаких структур не организовывали и сами себя старцами не называли. Если есть признаки монетизации и такой духовный элитизм — это значит, что надо просто разворачиваться и уходить.

По словам главы Центра религиоведческих исследований, люди «ведутся» еще и потому, что появилась путаница в терминологии, так как многие знают про старцев Афона.

— У слова «старец» есть по меньшей мере два значения. В греческой традиции это значит «мой духовник», причем монах не называет старцем другого духовника, — поясняет Дворкин. — Там это не используется в значении «святой человек». И люди слышат слова «старец с Афона» и думают, что у нас столько же старцев.


Защита от потерпевших

Евгений Марченко отмечает, что к нему продолжают приходить обращения от людей, чьи родственники до сих пор находятся в Чихачево.

— Сложность тут в том, что, когда дело доходит до разбирательств, сам потерпевший под влиянием своего гуру не дает показания, говорит, что это святой, старец, который ему помог, — отмечает депутат Госдумы. — На этом основании сложно возбуждать и расследовать дела. По Чихачево ситуация уникальная, потому что люди заговорили.

Он подчеркивает, что здесь нужно менять законодательство для раскрытия преступлений, изменив сам порядок сбора доказательств.

— Люди находятся в состоянии психологической зависимости и не дают показания, а это ключевой аспект в расследовании, — говорит Марченко. — Нужно менять подход к расследованию дел, связанных с сектами. Не ставить во главу угла показания членов секты. Как бы «старец» с ними ни поступал, они будут его защищать. Нужно собираться со специалистами, с юристами, серьезно обсуждать, как при отсутствии показаний потерпевших всё равно доводить до конца дела по сектам. Пока все дела стоят, хотя заявлений куча.

По его словам, нахождение человека в секте является своего рода «духовной наркоманией». По идее, нужно признавать члена секты временно недееспособным, но для этого необходимо найти другой механизм — пока это возможно только через суд, говорит Марченко.

Геннадий Савенков замечает, что проблема с расследованием дел по сектам заключается еще и в коррупционной составляющей.

— Секты довольно богаты, а все расследования проводят местные УВД, — считает он. — И они заранее подкупают следователей, оперативников, чтобы те особо яму глубоко не рыли. В этой ситуации должна помогать огласка.

Известия