[29.05.2020] Ждать не антихриста, а Христа

Нет, наверное, сознательно верующего церковного человека, который бы не знал, что мир, в котором мы живем, конечен. Нет верующего человека, который бы никогда не читал Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и не имел представления о событиях, предваряющих завершение земной истории человечества и второе и славное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Однако существует определенная часть церковного сообщества, которая не просто помнит о том, что Апокалипсис непременно наступит, но и с напряжением его ожидает.

Вне всякого сомнения, мы все призваны к тому, чтобы внимательно относиться не только к происходящему в наших сердцах, но и к совершающемуся в окружающей нас действительности. Мы должны, по слову Спасителя, уметь различать «знамения времен» (ср. Мф. 16, 2). Нам необходимо, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), понимать, чувствовать дух времени, чтобы, как объяснял он же, не быть подверженными его антихристианскому воздействию, сохранять способность оставаться свободными от его влияния – настолько, насколько это в принципе возможно.

Но я хотел бы напомнить еще об одной необходимости – быть людьми выдержанными и трезвомыслящими, помнить увещание апостола Павла:

«Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2, 1).

Большинство из нас прекрасно помнит сравнительно недавнюю бурю, бушевавшую не в стакане воды, а на необъятных просторах матушки Руси – по поводу ИНН как «печати антихриста». Сколько копий тогда было сломано, сколько выявилось «мучеников» и «исповедников» в этой борьбе с государством и Священноначалием, сколько неразумия обнаружилось – один только термин «предпечать» чего стоит! А потом как-то улеглось все, успокоилось, разве что наименование «инн-щики» осталось – как определение для особой группы людей, которые вроде бы и в Церкви, но в то же время не совсем.

А теперь новая буря – по поводу чипирования и облучения, по поводу всеобщей вакцинации, посредством которой чипирование, как полагают некоторые, и будет осуществляться. По поводу электронного концлагеря и нашей неминуемой гибели в нем. Спровоцирована она, безусловно, ситуацией с коронавирусом, но зрела давно.

Скажу сразу: я убежден в реальности чипирования, вопрос о чипизации – скорее всего, вопрос времени и технических условий. Я с огромным скептицизмом отношусь к всеобщей вакцинации, ее целесообразности и безопасности, особенно с учетом того, что, по мнению многих специалистов, вакцинация от непрестанно мутирующего вируса – иллюзия, мечта, а точнее – обман. «Электронный концлагерь» звучит угрожающе, но во многом он уже и правда построен.

Суть в другом. В том, что я не хочу жить в страхе и ужасе перед всем этим, я просто хочу жить – по-христиански, так, как должно. И, в частности, – ничего не боясь и не умирая прежде смерти.

Я, как, наверное, и многие священники, отвечаю день за днем на вопросы: «Что же делать, если все это случится? Что делать, ведь это все уже происходит!» Отвечаю людям, но в первую очередь – себе самому.

Прежде всего – понять, что – нет, еще не происходит. Возникли крайне удобные условия для того, чтобы происходило, но произойдет ли прямо сейчас или нет – неизвестно, поэтому кричать «караул» пока не стоит, потому что сейчас мы только людей насмешим, а потом – никто не поверит. Обратимся к истории: это драгоценная возможность соотнести то, что уже было, с тем, что мы видим сейчас. Обратимся и увидим, что мир не раз переживал события, заставлявшие людей верить в то, что Апокалипсис уже наступил, погружавшие их в переживание состояния «Apocalypse Now». Стихийные бедствия, эпидемии (куда ужаснее нынешней), крушение старого мира и рождение нового, кровопролитные войны и самая страшная из них – Вторая мировая, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Казалось: вот, уже… Но нет – не пришел конец еще этой земле, и не явилась ей на смену новая.

Да, современность существенно отличается от недавнего и тем более давнего прошлого. Технический прогресс шагнул неимоверно далеко. Новейшие информационные и биотехнологии, буквально на наших глазах перекраивающие экономическую и политическую реальность. Сам человек, меняющийся еще стремительнее, но тем не менее все же остающийся человеком. Все это создает иные возможности для грядущего антихриста и его команды, объясняет механизмы достижения им тех результатов, о которых мы читаем в Откровении, служит своего рода иллюстрацией к тексту Апокалипсиса.

И все же… И все же мы не можем сказать, что антихрист придет уже завтра. Или даже послезавтра. Мы можем лишь констатировать, что – да, сейчас уже ближе к этому моменту, чем было вчера. Возможно, даже очень близко. Но вот вопрос: что с того?

Почему обязательной реакцией на осознание этой данности должна быть переходящая в панику растерянность? Откуда эта мысль, что надо либо все оставить и больше ничего не делать, либо всю свою активность направить на борьбу с Биллом Гейтсом и вышками 5G? Откуда этот парализующий волю страх, переходящий в агрессию и вновь сменяющийся каким-то бесплодным оцепенением?

Слава Богу, не таково состояние большинства людей в Церкви, но вот беда: алармизм заразен, его представители активны и шумны, они смущают друг друга и окружающих. Глядя на них со стороны, мир всерьез начинает полагать, что таковы все христиане. А христиане… Мы потихоньку инфицируемся этим вирусом страха и потерянности и в какой-то момент понимаем, что он буквально выедает нас изнутри.

И мне очень хочется напомнить и окружающим, и, опять же, самому себе, что каким бы ни представлялось нам наше завтра – ужасным, гнетущим, невыносимым или, наоборот, радужным и прекрасным, – жить нужно сегодня. Этого самого «завтра» еще нет, а сегодня – есть. Со всеми его нуждами и делами, необходимостью принимать решения, совершать поступки, бороться с трудностями, мужественно переносить скорби и благодарить Бога – и за них, и за те радости, которых тоже немало. И не потеряли (и не потеряют никогда) своей актуальности слова Христа:

«Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Не надо ждать антихриста, не надо готовиться к его приходу. Надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент. От этого страх, от этого боль, от этого растерянность – от того, насколько мы далеки от Бога сейчас, насколько мало мы похожи на Его учеников. Не будь так, откуда было бы страху взяться?..

И если о чем-то требуется заботиться всерьез ввиду всех происходящих событий, ввиду «знамений времен», угрожающих и смущающих, то только об этом: о том, чтобы постараться удалить от себя все, что мешает действительно быть со Христом, что преграждает наш путь к Нему, открыть для Него свое сердце и впустить в его сокровенность. И тогда Он Сам научит нас, что делать, и покажет, как пройти, не повредив своей душе, через череду самых тяжких испытаний.

Это – в наших силах и в нашей власти. Это то, что зависит о нас. А прочее… Прочее – такая же иллюзия и мечта, как «волшебная вакцина». Такой же обман.

Игумен Нектарий (Морозов)
Православие.ру