[02.02.2020] Церковная флористика как отражение райского сада

Цветы – одно из драгоценнейших украшений природы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл их «остатками Рая на земле». Другой святой Русской Православной Церкви святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский, сравнивал их благоухание с фимиамом Богу, а сами цветы – с кадильницами. Поэтому цветы и являются атрибутом благоукрашения иконостаса, Царских врат, Плащаницы, святых икон, выносных свечей и так далее. Но и здесь все должно быть чинно: красиво, но не броско, презентабельно, но не вычурно. Соблюдение меры - задача не из простых, она подразумевает и наличие хорошего вкуса, и безупречное владение флористическим ремеслом, и знание основ церковной флористики.

«Ты помнишь, как всё начиналось?»

Екатерина Клинцова и Ксения Кириллова – флористы, профессиональные цветочницы. Помимо основной работы трудятся во славу Божию в Александро-Невском соборе, наводят в храме красоту, и, как сами признаются, уже и не знают, где их основная работа: здесь или все-таки там…

Понятно, что так было не всегда. А как было?

Флористикой Екатерина всерьез заинтересовалась после окончания института, где изучала психологию. Возможно, эта тяга к цветам проявилась у нее как раз вследствие учебы – есть же такая область в психологической науке – психология цвета называется. А здесь и цветы, и цвета, их влияние на психологию человека – интереснейшая тема. Записалась на курсы флористики, и очень быстрое поняла, что профессии здесь не научат. Основам техники – да, как спираль, например, собрать объяснят. Но как научить чувствовать гармонию, как научить видеть в цветочной мозаике бьющую ключом жизнь, как легко и непринужденно закружиться с растениями в торжественном «Вальсе цветов»? А хотелось ведь именно этого. И тогда пришло понимание, что приблизиться к совершенству можно только трудом – кропотливым, часто неблагодарным. Ее воздушные замки слегка пошатнулись, но путь был выбран, сходить с него она не собиралась.

А что Ксения? Она была банковским служащим, работала с деньгами, но деньгами чужими, а хотелось – со своими. Тогда она решила попробовать зарабатывать на красоте. А что такое красота? Для нее это цветы. Хотя тогда она не могла сказать о себе, что цветы вот прямо любит-любит. Но она знала, что с ними можно делать. Продавать! А для этого нужно выучиться на флориста, открыть свое дело!..

Путь ее во флористику немногим отличался от пути, которым шла Екатерина. Сначала, как водится, были двухмесячные курсы, по окончании которых Ксения была уверена, что наконец-то стала настоящим флористом. Поэтому пришла устраиваться в один из лучших цветочных VIP-салонов (ну а в какой же еще?!), который в то время располагался в самом центре города. Здесь и произошло ее знакомство с Екатериной – отработав во флористике от самых низов до самых верхов, та управляла этим салоном.

Ксения пришла в белоснежной рубашке, вся из себя такая чистенькая и опрятненькая, как и сама флористика. Так по крайней мере она думала. Но флористика показала тогда ей свою изнаночную сторону. Екатерина собирала очередной букет. Едва взглянув на Ксению, попросила для начала вымыть в ванной комнате вазы. Ну вымыть так вымыть. Ксения заглянула в ванную, а там… целая гора грязных ваз, с которыми пришлось изрядно повозиться.

Вторым заданием для нее было собрать букет. Здесь Ксении помогла ее цепкая память: она вспомнила, какие цветы использовала при сборке букета Екатерина, и взяла точно такие же. Собрала, показала. Екатерина взглянула и удивилась: ну надо же какая сложная гамма! И ведь получилось! Будущее показало, что, действительно, Ксения быстро схватывает, хорошо чувствует цвета, да и вообще талантливая. А Екатерина, как подумала тогда Ксения, «цветочница на все сто процентов» и своего мнения до сегодняшнего дня ни на йоту не изменила.

«Кризис жанра»

В общем, девушки нашли друг друга. И пошли по флористическому пути вместе.

При том что они разные. На вопрос, для чего нужны цветы, Екатерина отвечает – для радости! А Ксения - для эмоционального всплеска. Вроде бы то же самое, но если вдуматься, то разница есть и еще какая. Признаются, что все время спорят, но в конечном счете это только помогает, позитивно сказывается на результате, говорят же: в спорах рождается истина.

И еще. Чтобы стать классным флористом, нужен талант. Так считает Екатерина. А как же золотое сечение, ну то самое соотношение частей целого, во флористике оно составляет 3:5:8? Это говорит уже Ксения. Если правильно встраивать соотношение частей единой композиции в работе, то по большому счету и особого таланта не нужно… Ну как же не нужно, удивляется Екатерина. Да вот так, не нужно и всё, отвечает Ксения. Спор, снова спор. В конце концов приходят к единому мнению: талант, конечно, нужен, но без знания технических приемов и он не поможет.

Некоторое время Екатерина и Ксения работали в VIP-салоне, собирали богатые букеты для известных людей города. Екатерина была уже искушенная во флористическом деле, знала все его стороны. Но и Ксения тоже быстро всё узнала. И это, как оказалось, не только прекрасные нарциссы и изящные лилии в искрящемся под софитами целлофане с бантами и блестками, но и натирание полов, мытье грязных ваз, переноска громоздких коробок. Работа тяжелая и нервная. Невольно и табаком задымишь, и посылать кого подальше тоже быстро научишься. Цветочный бизнес!

А потом вдруг наступил «кризис жанра», как это часто случается у творческих людей. Одной из причин стало участие и победа в грантовом конкурсе. Но ведь грант нужно не только выиграть, но затем и «тянуть», а дело это довольно муторное. Не то чтобы разочарование появилось, а пришло ощущения, что зашли в тупик. И тогда решили уйти на вольные хлеба.

В профессии достигли многого. В городе их знают. Знают и их фирму – творческую лабораторию «True florist». Название броское, смелое, если не сказать дерзкое, переводится как «Настоящий флорист». Сегодня девушкам из-за этого немного неудобно– замахнулись! Попахивает тщеславием. Но переименовывать не стали. Во-первых, хлопотное это дело. А во-вторых, уж лучше работать так, чтобы максимально соответствовать названию, чтобы ни у кого не возникало по этому поводу сомнения, чтобы люди понимали – здесь на самом деле работают профессионалы, которые сделают всё как надо.

Шло время, и снова появилась некоторая неудовлетворенность. Видимо, прошли очередной отрезок пути, пора что-то менять, продолжать дело, но уже на ином уровне. На каком? Будущее виделось туманным…

«Ищите прежде Царствия Небесного»

Они были крещенные, но невоцерковленные. В церковь, конечно, ходили, но нечасто. А зачем часто? Живем-то с Богом в душе, думали они. А потом произошла встреча с иереем Борисом Левитаном, ключарем Александро-Невского собора, которая кардинально изменила их жизнь. Он стал их духовным отцом. Сегодня они говорят: это была судьба. И другого слова, наверное, не подберешь: слово судьба происходит от выражения «Суд Божий». То есть так судил Бог. Но суд Божий произошел только после того, когда они окончательно поняли, что полумерами ни в каком деле цели не достичь, и перешли к активным действиям – к исповеди, к причастию. Ну а как иначе? Если ты называешь себя христианином, то и живи по-христиански, церковной жизнью, соблюдай воскресные и другие праздничные дни, постись, когда этого требует Устав, исповедуйся, причащайся.

Однажды решили подарить отцу Борису букет цветов. Задумались: а каким он должен быть – букет священнику, какие цветы подобрать? В результате, собрали нелепый, как они сегодня считают, букет. «Мне?!» - удивился батюшка. «Вам-вам! Мы – флористы, поэтому и дарим цветы!» «Ах, флористы...», - задумался отец Борис.

Вскоре им предложили украсить икону. Впрочем, если начистоту, то они сами это предложили, поскольку видели, что оформлением икон цветами в храме занимаются не флористы. И получили благословение.

Первой их иконой, которую они оформляли, стала икона святителя Николая – как раз к дню памяти святого, 19 декабря. Что такое церковная флористика девушки представляли плохо, искали информацию в интернете и ничего не нашли. Из ютуба вынесли только одно: церковной флористике преимущественно учат не флористы, при показе делают технические ошибки, порой вопиющие. Взялись за работу на свой страх и риск. Батюшки присылали фотографии оформленных цветами икон – как надо делать и как не надо делать, подсказывали. Но при оформлении иконы святителя Николая все равно напутали в расчетах, сделали не совсем так, как хотелось, но в общем и целом получилось, их похвалили, правда, сдержанно. Следующую икону святителя Спиридона – на день его памяти, 25 декабря – оформили с учетом прежних ошибок. Уже не так волновались, тем более что на этот раз, видимо, в качестве поощрения, им позволили «проявить фантазию». В результате они сделали ассиметричные выпады из зелени («букли») – красивые, свадебные. А во время службы увидели, как матушка схимонахиня эти их «выпады» тщательно заправляет, прячет. Так что одно дело свадебный букет, и совсем другое – праздничная икона. Снова вязли на вооружение.

Потом были Рождество Христово, Крещение Господне, другие праздники, стали поувереннее, появились определенные знания, опыт.

В другой раз готовились к Пасхе, из-за нехватки красного цвета девушки воспользовались красными гвоздиками, несут охапку цветов, а навстречу им священник идет, увидел их, спрашивает: кого хороним? Они, конечно, всполошились, начали думать, чем заменить красные гвоздики – пришлось перекрывать их орхидеями.

Или вот: при оформлении Богородичных икон нужны голубые цветы, ибо голубой – цвет Богородицы. Но больших декоративных голубых цветов немного, гортензия быстро увядает, можно взять полевые цветы, но они такие мелкие… Пришли к мысли, что цветы нужно красить, для этого есть специальная краска, и это оказалось хорошим выходом из довольно затруднительного положения.

Они сразу разобрались в том, что цвета в церковной флористике, как и в Церкви, имеют большое значение. В разные дни священнослужители служат в облачениях разного цвета. Например, в Пасхальную седмицу – в красном, на Троицу – в зеленом, на Вознесение – в белом. Голубой – Богородичный цвет. На Воздвижение Креста Господня – священнослужители облачаются в фиолетовые одежды. Красный – это еще и цвет мучеников, зеленый – преподобных отцов, желтый – святительский цвет… Все это надо знать и учитывать при оформлении икон, составлении букетов.

Соответственно и церковная флористика имеет свои каноны, и их необходимо соблюдать, иначе может получиться вычурно, аляповато или примитивно. Конечно, в сельских церквушках, где нет флористов и где нередко украшают по правилу «что наросло, тем и красим» это может быть и допустимо. Но в больших храмах, в соборах лучше придерживаться строгих правил, считают девушки. Преображение Господне хоть и Яблочный Спас, но от украшения иконостаса, икон яблоками или какими-то другими фруктами лучше воздержаться. Вход Господень в Иерусалим хоть и называется Вербным Воскресением, и все христиане идут в храм с веточками вербы, но оформлять иконы лучше листьями пальмы. Красное яйцо – символ Пасхи, но обкладывать икону яйцами, пусть и красиво расписанными, наверное, не следует.

А еще церковная флористика – это, оказывается, геометрия и, прежде всего, симметрия. Все нужно делать по линеечке. Они раньше не понимали, как можно праздничный букет загнать в четкие рамки. Это же взрыв, брызги, фейерверк! Оказывается, можно и еще как можно! И будет тоже красиво, торжественно, стильно, чинно. И главное правило – чтобы цветы не оттеняли изображение на иконе, а наоборот, подчеркивали его, предавали особую значимость празднуемому событию.

А как же потом сердце радуется, когда, например, на величание все священнослужители в красивом облачении выстраиваются в центре храма перед украшенной цветами иконой и песнопением прославляют Спасителя, или Пресвятую Богородицу, или святого, или евангельское событие.

За время работы в храме их отношение к флористике, как общей дисциплине, совершенно изменилось. Да что там к флористике, ко всему стали относиться по-другому. Потому что изменился их внутренний мир. Продолжая работать в миру, они теперь все оценивают иначе, с христианской точки зрения. Если раньше букет не получался, всё валилось из рук, то неудачу чему только не приписывали, и себя, понятное дело, в этот список не включали. Сегодня они знают: проблема в них самих, значит, нужно взглянуть на ситуацию с другого ракурса, подумать и… помолиться. Конечно, помолиться! Без молитвы теперь никуда. Перекрестились, цветы перекрестили, «Пресвятая Богородица, спаси нас» и… потекла молитва. А с ней и работа ладится, и букеты с молитвой совершенно иными получаются, теперь они это точно знают.

И еще говорят, что с приходом в храм их профессия обрела другой смысл, поменялся подход к работе, труд в храме стал приносить им настоящую радость, а через это и сама флористика перестала быть для них исключительно работой ради денег. А что деньги? Сказано же: ищите прежде Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам.

«Вот так и трудимся теперь, радуемся, молимся, благодарим Господа. Теперь это наш путь ко спасению», - говорят цветочницы.

Что ж, Господь указал им на двери в мир Божественной Красоты, где раскинулся сад с кринами райскими. Есть куда стремиться.

Дмитрий Кокоулин