[15.02.2012] Евгений Иванович Ташков: «Вера в Бога – прежде всего!»

Режиссер, сценарист и актер Евгений Иванович Ташков, снявший "Майора Вихря", "Подростка" и "Адъютанта его превосходительства", скончался в среду в Москве на 86-м году жизни. Публикуем интервью с ним и его супругой, заслуженной артисткой России Татьяной Александровной Ташковой, данное отцу Александру Новопашину некоторое время назад.

Первая моя встреча с легендарным режиссером, народным артистом РФ Евгением Ивановичем Ташковым произошла в 2007 году. Запомнились тогда его слова: «Нужно больше думать о Боге»… В том же году с его разрешения я сделал из нашей с ним беседы интервью, которое было опубликовано в газете «Радонеж».

С тех пор мы неоднократно виделись, общались, подружились. Однажды Евгений Иванович даже приезжал в Новосибирск, молился в нашем соборе. Сегодня я хочу рассказать об одном нашем разговоре с Евгением Ивановичем и его супругой, заслуженной артисткой России Татьяной Александровной Ташковой. Мы долго говорили о том, что происходит сегодня с современным российским кинематографом, насколько опасны для него происходящие изменения, и что следует предпринять, чтобы очистить российское кино от насаждаемой в него шелухи и откровенной чернухи.

Помню, супруги Ташковы не были настроены оптимистично. Евгений Иванович сокрушенно покачивал головой, а Татьяна Александровна горько пошутила, что в последнее время ее радует только хорошая погода, во всем остальном – одни огорчения.

«Конечно же, мы знаем, что наше общество больно, - говорила она, - но потрясает то, насколько быстро прогрессирует эта болезнь, и насколько обширно и глубоко метастазируются все области общественной жизни. Соответственно, и в людях искажаются представления об этой жизни, и эти искажения они привносят в свою творческую деятельность. То, что сегодня мы видим в кино – результат духовной деградации. Но по-настоящему страшно то, что зритель видит это на экранах, принимает, питается и живет этим и, как следствие, сродняется с духом сего времени, природа которого, увы, совсем недобрая».

Евгений Иванович отметил, что «началось все» не сегодня. Он вспомнил, как лет двадцать пять тому назад пришел на международный фестиваль кино в Москве, где посмотрел американскую картину, в которой уже тогда чуть ли не в каждой сцене звучал откровенный мат. Такое «творчество» отталкивало и надолго создавало в душе неприятный осадок. Хотелось «бежать и отвращаться». В то же время для некоторых такой подход стал своеобразным открытием! Вот, оказывается, как можно! А дальше покатилось!..

«Вскоре после этого события я был на фестивале студенческих фильмов. Отметил для себя две неплохих, на мой взгляд, картины, однако в финале фестиваля о них даже не вспомнили. Но что тогда неприятно удивило - первые премии получили такие фильмы, о которых даже вспоминать не хочется. Я тогда подумал: «Ох, не туда ведут! Не туда!.. В помойку ведут…» А сегодня это уже в порядке вещей», - констатировал Евгений Иванович. И добавил: «Не только у нас, это происходит повсюду».

По его словам, педагоги, у которых искажен внутренний духовный мир, в стенах учебных заведений воспитывают профессиональных, порой талантливых, негодяев, которые, хорошо усвоив урок своих учителей, выдают на-гора и соответствующее кино. Появляются фильмы, снятые очень профессионально, практически безупречно, но они ошеломляют своей безнравственностью. Такие фильмы просто разрушаю человека, уничтожают его целомудрие, развращают. В основе же всего этого, по-видимому, лежит сатанинская (а какая еще?) гордыня, которая требует от самовлюбленного режиссера, используя самый мерзкий, самый гнусный материал, создать из него нечто в блестящей обертке, показать грех в радужных тонах, заинтересовать, прельстить зрителя, овладеть его сознанием. И именно на такие фильмы сразу находятся спонсоры!

«Прежде чем углубиться в изучение специального предмета, Евгений Иванович в течение нескольких месяцев читает студентам лекции о мировоззрении. Уметь снимать картину правильно, красиво – это очень важно, но не менее важно знать и другое – ради чего делается картина», - заметила супруга Евгения Ивановича. По ее мнению, кино должно воспитывать человека, а не глумиться над ним, превознося пороки и принижая чистоту нравов. Но чтобы воспитывать, нужно самому быть воспитанным. Не столько в культурном, сколько в духовном смысле. И институт такой есть, он существует уже более двух тысяч лет. Это Церковь Христова. Однако как мало людей, искренне желая пройти эти университеты, так и не делают нужный шаг, обрекая себя и других сначала на духовный голод и поиски заменителя, а затем обретения опасного псевдодуховного суррогата, которым может стать что угодно, но только не Истина.

Но все ли так безнадежно в российском кинематографе? Конечно, нет. Есть фильмы, которые не стыдно показывать. Но их – капля в море!..

«Сегодня много говорят о православном кино, организуются православные фестивали, такие как «Покров», «Радонеж», «Витязь». Однако духовно-нравственное, патриотическое кино, в котором не заключено явного религиозного аспекта, но тем не менее показана духовная проблема – разве это не православное, не христианское кино? Если фильм учить любить, надеяться, прощать – разве это не православное кино?» - говорила Татьяна Ташкова.

Она привела в пример несколько известных картин и, в частности, рассказала о картине «Двойная фамилия». Фильм о том, как, оказывается, бывает сложно простить. Дело не в самом слове «прощаю», а в духовном состоянии человека, которому нужно простить другого. Возникают сотни препятствий, мешающих проявить к ближнему любовь и милосердие, которые как раз и подвигают к сердечному прощению. Но если человек сможет найти в себе силы и простить, он преобразит не только свой внутренний мир и внутренний мир другого человека, которого он простил. Он преобразит и всю свою дальнейшую жизнь, и дальнейшую жизнь того, кого он простил. Она будет совершенно иной, она будет несомненно лучше, потому что тот мир, который воцаряется после прощения в человеческом сердце, несет в себе мощное созидательное начало. Почему и учит Господь: «не говорю тебе: до семи раз (прощать), но до седмижды семидесяти раз»! (Мф. 18, 21). И напротив, если человек не простил, он обрекает и себя, и ближнего своего на тяжкие испытания, которые Бог весть к чему могут привести.

«Мы не умеем погружаться во внутренний мир человека, - говорил Ташков, - мы не знаем и не хотим знать, чем обусловлено то или иное поведение наших ближних, но сразу надеваем на людей маски. То есть ставим клеймо – этот такой, этот сякой, и редко пересматриваем свое решение. Если же человек неожиданно раскрывается перед нами с другой стороны, то мы ничтоже сумняшеся просто поверх старой маски, надеваем другую. Теперь он у нас будет такой».

Евгений Иванович считает, что нужно учиться у Федора Михайловича Достоевского постигать человека. Характеры героев во всех произведениях великого классика всегда многослойны, непросты, такие, какие они и бывают в жизни. И требуются, безусловно, большой жизненный опыт, а также определенное умение и искреннее желание, чтобы разглядеть в человеке его суть, которая нередко сокрыта от сторонних глаз.

Коль уж заговорили о Достоевском, то нужно сказать, что Евгений Иванович двадцать лет не снимал кино, а сейчас решил вернуться в кинематограф с фильмом о великом русском писателе. Впрочем, сценарий, по словам Ташкова, был написан им еще пятнадцать лет назад. Тогда же Евгений Иванович дал его почитать чиновникам, но никакого ответа не получил. Больше того - сценарий пропал. Спустя некоторое время сценарий, как повесть, удалось опубликовать в журнале «Отчий край» в Волгограде – родине супругов Ташковых. На этом все тогда и закончилось.

«Года два назад, - рассказала Татьяна Александровна, - пришел к Евгению Ивановичу один человек и говорит: «Мне так нравится все, что вы делаете, я слышал, что у вас есть хороший сценарий, это будет замечательное кино, я готов его продюссировать. Но через какое-то время мы неожиданно узнаем, что этот человек на самом деле ищет деньги для своей картины, и ему нужно лишь имя Ташкова, чтобы легче исполнить собственные планы. Мы стали искать новых продюсеров. Откликнулся известный продюсер и режиссер Андрей Разумовский, и совместными усилиями нам удалось наконец сдвинуть дело с мертвой точки».

Татьяна Ташкова уверена, что фильм о Достоевском станет событием в кинематографе.

«Слишком труден был этот путь, - считает Татьяна Александровна, - да он еще и не пройден до конца. Могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, проблемы, но я также знаю, что с Божией помощью у нас все получится. Нужно только молиться.

«Вера в Бога - прежде всего! – согласился с супругой Евгений Иванович. – Вера формирует в человеке мировоззрение, подвигающее к созиданию. Как бы не был образован человек, каким бы он умным не был, все, что он сделает, никогда не даст добрых плодов. Даже сама жизнь невозможна без веры, ибо без веры она превращается в порочное существование. Вспомните, как говорил Достоевский – этот воистину пророк Православия: если нет Бога, то можно все! И нет тогда предела человеческому падению. А вера в Бога окрыляет, духовно возвышает, дает силы для того, чтобы творить бесконечно во славу Божию».

Прот. Александр Новопашин
Радонеж.ру