[05.02.2019] Популярность "народного батюшки" Владимира Головина: кто виноват?

Православный Интернет разделился на два лагеря: одни считают запрещенного ныне отца Владимира Головина искренним и мудрым священником, чьими духовными дарами и объясняется его популярность; другие недоумевают, чем "берет" этот батюшка, ведь речи его весьма посредственны. Однако, посредственность эта и делает отца Владимира народным любимцем - таким родным и... непогрешимым. А дело было так...

Все купились на известные у нас слова о святой простоте: "Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного". Учитывая повальную религиозную безграмотность, "мудреными" у нас легко становятся все, кто нудит про толкования Писания, историю Церкви, нравственное богословие и т.д. "Зачем это все, когда Бог в душе?" - недоумевает среднестатистический "захожанин". Духовность у нас давно путают с душевностью, в то время как понятия эти далеко не синонимичны. Народ ощущает в себе то ли неведомую тягу к корням (в деревню, в глушь, к простоте), то ли зачаток религиозного чувства (язычество). Плюс - не то что всплеск интереса к паранормальному - нет, уже как само собой разумеющееся по центральным каналам идут гороскопы, а в новостях - то поп на мерсе кого-то сбил, то привезли чудотворную святыню, и "сейчас мы покажем несколько историй о чудесах" (дети, исцеления, дети). И то, и другое имеет место быть, но для человека с "Богом в душе" это звучит однозначно: священникам веры нет, а вот чудо можно выпросить.

А теперь добавим ютьюб в частности и Интернет вообще. Священники вышли в сеть! Кто-то кинулся задавать вопросы (от дерзких атеистических до популярных "а можно тату?", "а можно крестить ребенка мужу и жене?", "а можно замуж за мусульманина?"), кто-то фыркнул: "Еще чего, нормальный поп в сеть не полезет!". И тут из недр этой сети явился в цветном подряснике тот, кто понравился и тем, и другим. Простой, деревенский, понятный, но при этом отвечает на все популярные житейские вопросы. А уж когда выяснилось, что он занимается таким чудесным делом как молитва по соглашению - возрадовались люди, ибо слышали, что когда слова "старец" и "молитвенник" стоят рядом - жди чудес, тем более, заговоры Степановой так и не помогли, натальная карта обошлась дорого, а ясности в жизнь не внесла, а тут точно хорошее средство - молитва! А батюшка такой добрый - плохого не посоветует! Вот тебе и весь феномен.

Фирменный приём отца Владимира - отвлечься на "жизненную" историю, уйти от темы и оставить "легкую" недосказанность, чтобы каждый додумал на свой вкус. И ведь на это тоже ответит: так, мол, человек свободную волю имеет, сам пусть и решает, а я только навожу его на мысли, тонкий психолог я. Много слов батюшки разобрано, критику эту можно продолжать бесконечно, но достучаться до "паствы", которая считает этого священника гонимым ни за что ни про что, невозможно по одной простой причине: они не видят разницы между легкой тёплой душевностью и духовности, которая требует и сил, и изучения, а главное - реальной борьбы со своими грехами.

По сути это даже не придумка отца Владимира или людей с канала "Духовный Маяк"- это больше похоже на то, что батюшка и правда удачно подстроился под народ (как говорили о духовном лечении). И если была у нас в Церкви язва под общим названием "православное язычество", то теперь "Духовный Маяк" в соавторстве с Головиным эту язву назвали Самым Настоящим Православием с любимыми народом акафистами, псевдособорностью дома во время чтения молитвы по соглашению взамен Литургии, желанными чудесами, лечениями в таком знакомом стиле Кашпировского и сборником советов от "старца" на все случаи жизни.

"Истинно, истинно говорю вам; вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Ин.6:26)

Алина Мисюнас
Iriney.ru