[24.08.2018] Пролайф, Ньюэйдж и "синергийный традиционализм"

В данном сообщении рассмотрена одна серьезная, но мало замечаемая проблема, связанная  участием православных христиан в  биоэтических дискуссиях на тему абортов и в движении «пролайф»  (в защиту жизни нерожденных детей от искусственных абортов).  Дискуссии на тему статуса эмбриона, защиты жизни нерожденных детей и т.п.  требуют знаний в области биоэтики, биологии развития, генетики.  И  здесь  существует соблазн  – обратиться к доводам так называемой «перинатальной психологии». Эта эклектическая область пронизана лженаукой и оккультизмом Нью эйдж (например, идеями гуру Нью эйдж Станислава Грофа и др.),  однако пытается выдавать себя за «солидное» «научное направление», распространиться в официальной медицине. На таком фоне некоторые православные люди в дискуссиях на тему биоэтики также  начинают прибегать к  ложным доводам перинатальной психологии  (не разобравшись в их лженаучности). Этому способствует то обстоятельство, что подобными идеями ангажирован ряд лидеров  движения "За запрет абортов" и "За жизнь",   организованных на основе  АНО "Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей "За жизнь" ( учредитель и президент - Сергей Чесноков). Они активно пропагандируют эти оккультные и лженаучные концепции Нью эйдж (несовместимые с Православием) в православной среде (маскируя их пышной псевдонаучной фразеологией)  — через фестивали «За жизнь» и другие мероприятия связанные с учрежденными Сергеем Чесноковым НКО. В частности, концепция "пренатального ребенка" ("ребенка до рождения"), продвигаемая Владимиром Потихой, также одним из лидеров этого направления, во многом воспроизводит и продолжает лженаучные  идеи перинатального психолога из Израиля (иммигранта из России) Григория Брехмана, последователя гуру Нью эйдж Станислава Грофа. И как метко заметил один блогер по данному поводу:  «Пренатальному ребенку» не нужна вся эта затеянная вокруг него лженаучная шумиха (с оккультными идеями Грофа о «перинатальной памяти»,  и т.п.). У него одна проблема, чтобы ему  родиться дали,  вот и всё». 

Содержание.

1. Биоэтическая дискуссия о статусе эмбриона и нерожденного ребенка.

2. Троянский конь перинатальной психологии.

3. Нью эйдж на «научном» «симпозиуме о начале жизни»?

4. Сомнительные «пролайф посылки» от АНО «За жизнь».

5. «Волновая» и «трансперсональная» эзотерика для Изборского клуба от экспертов «АНО За жизнь».

5. Реклама ньюэйджевского «естественного родительства» (с «доморожденским» экстримом) на Фестивалях «За жизнь».

6. «Синергийный традиционализм» как вывеска для пропаганды лженауки и оккультизма Нью эйдж.

7. Заключение.

8. Цитированная литература.

1. Биоэтическая дискуссия о статусе эмбриона и нерожденного ребенка.

Одним из доводов, к которым прибегают, отстаивая в биоэтических дискуссиях право нерожденных детей на защиту от абортов, является то, что  они живые человеческие существа, так как жизнь любого человека начинается с момента зачатия.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 1. Начало нашей жизни.

Но здесь надо иметь в виду, что в настоящее время это просто общеизвестный научный факт. Странно, чтобы человек,  знакомый с биологией хотя бы в рамках программы средней школы, не признавал такого очевидного факта: человеческая жизнь начинается с момента зачатия.

Поэтому спор по сути идет о другом: с какого момента следует признавать зачатое человеческое существо личностью, которою следует наделять  правами человека (важнейшее из которых, разумеется, право на жизнь). Православные христиане верят, что вместе с зачатием возникает личность, человеку даруется бессмертный образ Божий. Но это вопрос веры и  мировоззрения.

Однако неверующие люди (не признающие существование души) возникновение личности могут связывать с определенной степенью развития организма; в общем, в атеистической (секулярной) системе ценностей, это, как и мораль, устанавливается путем "общественного договора". Например, в Конституции РФ (основанной на "секулярных" принципах) ребенок наделяется правами человека с момента рождения.

При этом законодательство РФ все же предоставляет некоторую защиту нерожденному ребенку, например:

  • Трудовой кодекс РФ с целью сохранения здоровья матери и неродившегося пока ребенка признает право матери на перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
  • В п. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что к наследованию могут призываться граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Применение этого положения к эмбрионам «из пробирки» вызывает споры.
  • В п. 2 ст. 7 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указано, что дети, зачатые при жизни потерпевшего, имеют право на обеспечение по страхованию.
  • Уголовный кодекс РФ преступление против беременной женщины признает отягчающим обстоятельством (п.1 ст. 63 УК РФ).

Можно сделать вывод, что законодательно защищается жизнь не только женщины, но и в некоторых случаях жизнь и права эмбриона и плода.

И, конечно, если женщина хочет ребенка, то пусть она и неверующая, но она видит в зачатом эмбрионе человека, своего малыша.

Тем, не менее приходится признать, что в атеистическом мировоззрении не находится надежной защиты нерожденного ребенка (на стадии ли зиготы, развивающегося эмбриона или плода) от дегуманизации (расчеловечивания) в противоположных ситуациях (включая образование «лишних» эмбрионов при ЭКО).

Но это не означает, что дискуссия в принципе невозможна при таких различиях в мировоззрении. В биоэтике известны такие нерелигиозные доводы в защиту права нерожденных детей на жизнь с момента зачатия, как  философский принцип исключительности человека и  уникальность зиготы, так как из неё  развивается   (если ничто не препятствует) ребенок.  Важно  также напомнить, как делает американский специалист по биоэтике Эрик Коген, что  события первой половины ХХ века уже показали, к каким трагическим последствиям  может приводить  отказ тем или иным представителям рода человеческого в праве считаться людьми [1].

Блестящие примеры  биоэтической защиты человеческого достоинства и жизни нерожденных детей в опоре на научные данные о пренатальной стадии развития человека  содержатся в книге Вильяма Лайли «Плод как личность». Автором этой книги является  знаменитый перинатальный физиолог  из Новой Зеландии Вильям Лайли (William Liley) (1929 - 1983) [ 2].  Он, кстати, был атеистом.

Лайли считается основателем современной медицины плода, он прославился многими изобретениями в данной области  (например, разработкой  методов  спасения жизни плода при тяжелых резус-конфликтах и др.). Как известно, Лайли был противником абортов и даже основал в Новой Зеландии движение в защиту жизни нерожденных детей (в связи с этим его пригласили в научную академию при Ватикане, несмотря на его атеистические взгляды).

Вот в каких словах он описывает жизнь человека до рождения в своей работе "Плод как личность" (Liley A.W. "The Foetus as a Personality," Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 1972, Vol 6, р. 99).

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 2. Нерожденный ребенок на 12 нед. беременности.
Источник: https://www.babycenter.com/6_your-pregnancy-12-weeks_1101.bc

"Возможно мы не все доживем до старости, но все мы были в свое время плодами. И в это время у нас был ряд замечательных свойств, которые, к сожалению,  мы утратили когда стали старше. Мы были здоровыми физически и физиологически. Мы были гибкими и не ожирелыми. Наша единственная вредная привычка было  сосание пальца. И самое худшее последствие от питья жидкости было икание, а не алкоголизм....
Мы более не рассматриваем органы и физиологические функции плода (например, сердечно-сосудистую или выделительную систему), как несовершенные по сравнению со взрослым организмом, но скорее, как специфически приспособленные к тем осмотическим условиям, в которых им приходилось функционировать.
Так может быть пора  задать себе вопрос: а не должны ли мы оказать такое же уважение личности и проявлению индивидуальности плода, пусть, с нашей взрослой точки зрения, они нам и представляются  рудиментарными ?"

Но такие дискуссии на тему статуса эмбриона, защиты жизни нерожденных детей и т.д.  требуют знаний в области биоэтики, биологии развития, генетики.  Это в общем не просто.

И вот здесь православных людей, вовлеченных в деятельность пролайфа, поджидает одна опасная ловушка в виде «заманчивого» «простого» пути – обратиться к доводам так называемой «перинатальной психологии». Эта эклектическая область насквозь пронизана лженаукой и оккультизмом Нью эйдж,  однако пытается выдавать себя за «солидное» «научное направление» (подробнее см. также [3]).

2. Троянский конь перинатальной психологии

Одним из «столпов» в перинатальной психологии считается «гуру» Нью эйдж Станислав Гроф. Его басни, основанные на безнравственных опытах по одурманиванию наркотиком ЛСД  близких к смерти неизлечимых больных – яркий пример лженауки, к научной психологии отношения не имеющий.

Якобы бред отравленных ЛСД  людей предоставил "достоверные доказательства" о некой  сложной психической жизни в перинатальном (дородовом) периоде, начиная с зачатия и даже ранее ( подавленная память о которой раскрывалась в этих аморальных экспериментах).

В  сочинениях Грофа и других теоретиков перинатальной психологии пропагандируются идеи, например, следующего рода: память взрослого человека якобы сохраняет подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, приобретенных  во время родов и во внутриутробном периоде через мифические механизмы типа «клеточной памяти», «телепатии» и т.п. И эти "подавленные" впечатления  определяют поведение человека. При этом демонизируются «нежеланные дети». Якобы «телепатическое воздействие» негативных мыслей матери на детей от нежеланных беременностей приводит к мифической психологической травме, начиная с самого раннего перинатального периода [3].

Кроме опытов с ЛСД, идеологи перинатальной психологии (например, Дэвид Чемберлен)  в поддержку своих концепций (о "перинатальной памяти" и т.п.) приводят "свидетельства" людей, подвергшихся психологической обработке в секте саентологов, или "воспоминания" людей под гипнозом [4].

Однако подобные утверждения идеологов перинатальной психологии (Станислава Грофа, Дэвида Чемберлена, Томаса Верни, Григория Брехмана и др.) к науке никакого отношения не имеют. Идеи эти никак не доказуемы [4], в них можно только верить.  Это просто оккультизм, облаченный в наукообразную фразеологию. Эти верования за рубежом не признаются в качестве научной психологии [4], недаром придуманное Грофом направление «Трансперсональная психология» не включено в Американскую психологическую ассоциацию [3].

Гроф относительно мало известен и популярен на Западе. Зато в России он активно осваивает «рынок», пользуясь характерной для постсоветской России толерантностью к лженауке.

Если набрать ключевые слова «холотропное дыхание» и «холонавты», то с помощью поисковиков Яндекса и Гугла можно обнаружить огромное количество сайтов (см. например, рис. 2), где доверчивых россиян заманивают в страшный оккультизм грофовской "трансперсональной психологии", включая изобретенные там техники «холотропного дыхания» по «изменению сознания».

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 3.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 4. Станислав Гроф (в представлениях последователей).

Здесь для примера приведено несколько иллюстраций с сайта "Трансперсональный проект"  [5]. Этот сайт создан Владимиром Майковым, одним из наиболее активных креатур Грофа в России. Распространяет идеи и практики  Грофа ("холотропное  дыхание" и т.п.)   в России ( выдавая это за «достижение современной психологии»).

В частности изображены «видения», которые возникают на тренингах по «холотропному дыханию» (см. рис. 5 - 7). По сути, это является и формой наркомании [3].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 5.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 6.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 7. Источник: http://transpersonal.ru/

Одновременно издаются пропагандирующие идеи Грофа руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Эти идеи превозносят в ньюэйджевском движении "natural parenting" ("естественное родительство"). И рекламируют в выросшей на этой почве  индустрии  коммерческих центров "родительской культуры", "ответственного родительства",  "естественного родительства", подготовки к "естественным родам" и т.п. [6, 7]. С этим движением связана и реклама "домашних родов" (опасных для здоровья и жизни матерей и детей), причем некоторые из таких центров для вовлечения клиентов используют псевдоправославные вывески [6, 7].

Для вовлечения беременных в домашние роды  с "духовными акушерками" женщин запугивают лженаучными страшилками  о мифической "психической родовой травме", якобы переживаемой младенцем в родах, причем особенно больничных.  Перинатальные психологи, ангажированные идеями Грофа и т.п., внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с попустительства, а порой одобрения,  таких ведомств как Минздрав и Минобразования [3].

Ситуация  чем-то похожа на попытки движения Рерихов внедриться в систему образования. К счастью, рериховское движение было охарактеризовано на Архиерейском соборе РПЦ 1994 г., как основанное на несовместимой с Православием оккультной идеологии [8].  Данное  постановление дало православным людям четкие ориентиры.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 8.

Аналогично, перинатальная психология также выступает в роли троянского коня для внедрения лженауки и оккультизма в медицину и общество, включая православную (церковную) среду  [3]. Однако проблема  эта недостаточно обсуждается и замечается, в том числе православными сектоведами.

На таком фоне, не удивительно, что некоторые православные также  прибегают в дискуссиях на тему биоэтики к  ложным доводам перинатальной психологии  (не разобравшись в их лженаучности) — для обоснования того, что нерожденный ребенок является личностью.

Очевидно, что пользы от этого не может быть никакой. У неверующих «скептиков», понимающих что такое современная наука, это может вызвать только оправданные насмешки. Самим же православным это наносит большой духовный вред, так как они невольно нарушают обеты таинства крещения, соприкасаясь с оккультизмом и способствуя его пропаганде.

Насколько это широко распространено, можно проиллюстрировать, например, сообщением в этой ссылке "Вконтакте"  [9]. Причем эта заметка написана в связи с получением «православного гранта».

Молодая женщина-психолог рассказывает, как она стала работать в области предабортного консультирования. Для «повышения квалификации» она обратилась к изучению статей и книг «Оксаны Куценко, Галины Филипповой, и Добренькова». Все эти лица разделяют оккультные верования перинатальной психологии, так или иначе пропагандируют их [3,  10, 11],  в том числе на православных сайтах [10]  (что только свидетельствует о запущенности проблемы). Вот так человек, преисполненный наилучших намерений, невольно вовлекается в пропаганду лженауки и оккультизма.

Эта воронка затянула и ряд лидеров  движения "За запрет абортов" и "За жизнь",   организованных на основе  АНО "Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей "За жизнь" ( учредитель и президент - Сергей Чесноков) [12].

И, более того, как будет показано далее, они упорно тянут туда других.

В 2018 г. теми же лицами создано НКО с похожим названием :  АНО «Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!» , которое продолжает ту же деятельность (https://vk.com/rusprolife). Далее в тексте  эти НКО именуются просто «АНО Фестиваль За Жизнь» и «АНО За жизнь»).

3. Нью эйдж на «научном» «симпозиуме о начале жизни»?

Последнее время Сергей Чесноков и особенно Владимир Потиха активно продвигают придуманную в их НКО  концепцию «пренатального ребенка», распространяя соответствующие материалы в сетях, выступая на конференциях, связанных с тематикой профилактики абортов и т.п.  Однако, как будет показано ниже,  в качестве доводов там, в том числе, используются оккультные и лженаучные идеи Грофа,  а также его последователя из Израиля Григория Брехмана и других  перинатальных психологов, разделяющих сходные взгляды [12, 13].

Видимо мрачные лженаучные фантазии о «перинатальной памяти» и т.п. (близкие к концепциям саентологов) представляются Сергею Чеснокову и Владимиру Потихе «неопровержимыми» доводами в деле защиты прав нерожденных детей.

За этим стоит еще, кстати, явление, названное на Западе "эдалтоморфизмом" (от англ. слова "adult" — взрослый) — неоправданное наделение ребенка свойствами взрослого человека, неспособность видеть своеобразие детской (в том числе перинатальной) стадии развития человека [4].

Но для того, чтобы защищать и заботиться о маленьких человеческих существах совершенно нет необходимости приписывать им свойства взрослых людей, да еще   и прибегая к лженауке и оккультизму Нью эйдж.

В этой связи, не удивительно, что подобные идеи пропагандировались и на якобы «научном» (по сути псевдонаучном) симпозиуме  о «начале человеческой жизни», организованном  в рамках  фестиваля «За жизнь» 2015 г. [12, 13]. На этом симпозиуме выступал ряд перинатальных психологов, включая приехавшего из Израиля Григоря Брехмана, последователя Грофа.

Следует напомнить, что Сергей Чесноков имеет статус «президента» фестивалей «За жизнь», а Владимир Потиха считается главным идеологом этих мероприятий. И они считают организацию данного симпозиума в рамках фестиваля «За жизнь»  своим большим достижением (о чем постоянно пишут на сайтах, рекламирующих их НКО), хотя по сути там имела место пропаганда в православной среде несовместимых с Православием идей Нью эйдж (в наукообразной обертке). Ведь эти фестивали ассоциируются чаше всего с Православием, и на них приглашают много православных людей, включая священников [12].

Для иллюстрации, на фото внизу (рис. 9): перинатальный психолог из Израиля (эмигрант из России)  Григорий  Брехман во время своего доклада  на симпозиуме "о начале жизни" (Москва,  Фестиваль "За жизнь",  гостиница "Салют", 2015 г.). Брехман рекламировал   оккультные лженаучные идеи гуру Нью эйдж С. Грофа, шарлатана Петра Гаряева (автора пресловутой "волновой генетики", лженаучность которой давно разоблачена научным сообществом ) и т.п. [12, 13].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 9. Доклад Г. И. Брехмана на фестивале "За жизнь" (Москва, 2015 г.).

С помощью эзотерической «волновой генетики»  Брехман пытался обосновать страшилки о якобы тяжелых "психических нарушениях", "криминальных наклонностях" и т.п. у детей, рожденных от "нежеланных беременностей". Не удивительно, что для демонизации детей, рожденных от  "нежеланных беременностей", Брехман прибегал к лженауке, потому что из настоящей науки ничего такого вывести не получится. Таким образом создавалась абсурдная ситуация: на конференции, в качестве главной цели которой вроде бы декларировалась "защита жизни нерожденных детей", фактически возводилась псевдонаучная база (с привлечением оккультизма) для поддержки  абортов по желанию женщины [12].

На следующей иллюстрации (рис. 10): кадр из ВИДЕО, в котором заснято выступление на том же мероприятии  другого перинатального психолога -  Н. П. Коваленко, президента Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины (РАППМ) [13].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 10. Доклад Н. П. Коваленко на фестивале "За жизнь" (Москва, 2015 г.).

В 2017 году РАППМ (первым президентом которой был Брехман) перерегистрирована под названием Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины (АРППМ) «Здоровая семья» в форме НКО. Как и Брехман, Н. П. Коваленко является пропагандисткой ньюэйджевского оккультизма и лженауки под вывеской "перинатальной психологии" [13].

4. Сомнительные «пролайф посылки» от АНО «За жизнь» 

Несмотря на справедливую критику в СМИ и в ряде православных блогов лженаучного  характера этого симпозиума [12],  руководство  движения «За жизнь» (сформированного вокруг АНО  «Фестиваль За Жизнь» и АНО «За жизнь»)   продолжает  и дальше его восхвалять.

Изданы сборники (в бумажном и электронном варианте) по материалам симпозиума, в которых представлены,  в качестве "особо ценных",  и  доклады с пропагандой оккультных и лженаучных идей   [14, 15]. Для иллюстрации, один из таких сборников (со статьей Григория Брехмана)  показан на рис. 11:

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 11. "Просветительские" материалы АНО "Фестивали за жизнь",
включающие статьи лженаучного содержания.

Выпуск  этих электронных  книг изображают,  как "большое достижение", и их распространяют по стране (см. ниже на  рис. 12  - скриншот рекламы "пролайф-посылки" от АНО "Фестивали за жизнь").

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 12. Реклама "пролайф посылок", распространяемых АНО "ЗА жизнь".
Предлагаемые "просветительские" материалы включают статьи лженаучного содержания.
Источник: https://elitsy.ru/communities/111502/1603377/0

5. «Волновая» и «трансперсональная» эзотерика
для Изборского клуба от экспертов «АНО За жизнь»   

"Главный идеолог" фестивалей "За жизнь" Владимир Потиха  также рекламирует Грофа, Брехмана  и Гаряева в сетях (например, "Вконтакте" и в своем блоге в ЖЖ) [16, 17]. Сергей Чесноков с гордостью выкладывает на своей странице «Вконтакте»  ссылку (https://vk.com/wall11427236_4715) на текст «экспертного доклада» Потихи «Ребенок до рождения» (рис.13), прочитанного им в 2017 г. в Изборском клубе. Там как раз подробно излагается концепция «Пренатального ребенка».

Вот типичный пассаж  из этого доклада с пропагандой «волновой» и «трансперсональной» эзотерики  Нью эйдж: «... Волновые гипотезы применяются для объяснения феномена пре- и перинатальной памяти (современный психоанализ и трансперсональная психология), а также обмена информацией в системе «окружающий мир — мать — зачатый ребёнок», и т.п.

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 13. Источник: https://yadi.sk/i/xfNo5lIV3aR3vX

Причем для подтверждения   "научных достижений" своих кумиров в области"перинатальной психологии" Потиха прибегает исключительно к доводам самой этой сомнительной области. Критика со стороны академических научных кругов, уверенно относящих подобные идеи к разряду лженауки [подробнее см.: 3, 4, 12 ], полностью им игнорируется или высмеивается как "косность" и "отсталость" [16, 17].

Интересно, что Потиха любит также ссылаться на авторитет академика РАМН Э.К. Айламазяна, директора НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта в Петербурге. По своей профессиональной деятельности Э.К. Айламазян к научной психологии никакого отношения не имеет. Зато он, в частности, известен, как поборник продвижения в России направленных на аборт массовых программ пренатальной диагностики. Идеология этих программ (очевидно противоречащих концепциям пролайфа) ярко выражена, например, в следующих типичных цитатах из руководства «Пренатальная диагностика врожденных и наследственных болезней» (МЕДпресс-информ: 2007 ), подготовленного под редакцией Э.К. Айламазяна и В.С. Баранова:

«… За 18 лет… НИИ АГ… удалось предотвратить рождение 100 детей с болезнью Дауна… Содержание одного ребенка с болезнью Дауна обходится государству не менее 150 тыс. руб. в год, при средней продолжительности жизни такого больного 26 лет. Таким образом… государству было сэкономлено свыше 3999 млн. руб. …» (стр. 325). 
«Как в случае хромосомных… болезней, так и в случае врожденных пороков… рекомендуется прерывание беременности. Пренатальная диагностика – одна из самых рентабельных областей медицины!» (стр. 340).

Однако эзотерические мифы перинатальной психологии видимо чем-то привлекают Айламазяна, в общем типичного (по своим биоэтическим установкам) представителя биотехнократии [3]. Летом 2017 г. он даже наградил Брехмана почетной грамотой с грифом НИИ им. Д.О. Отта (http://brekhman.iri-as.org/).

Айламазян, подобно Брехману, демонизирует "нежеланных детей", прибегая к ньюэйджевской лженауке. В 2016 г. Айламазян  пропагандировал подобные воззрения на пятом форуме Всероссийской программы "Святость материнства", о чем рассказано в «Российской газете» ("РГ") (https://rg.ru/2016/11/24/reg-szfo/ekspert-zhelannyj-rebenok-imeet-bolshe-shansov-na-uspeshnuiu-zhizn.html). Как следует из приведенных "РГ" цитат (см. скриншот на рис. 14), в своем выступлении Айламазян обращался к неким туманным категориям типа «биополей», «информационных связей через взаимопроникающие биологические волны» и т.п. Это характерный словарь ньюэйджевской псевдонауки, или «неолысенковщины»,  по выражению ведущих российских ученых (биологов, физиков и др.) — представителей Комиссии РАН по борьбе с лженаукой [18].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 14. Скриншот фрагмента статьи в "РГ" (от 24.11. 2016)
с интервью академика РАМН Э.К. Айламазяна.
Источник https://rg.ru/2016/11/24/reg-szfo/ekspert-zhelannyj-rebenok-imeet-bolshe-shansov-na-uspeshnuiu-zhizn.html

С помощью такой лженаучной  "эзотерики"  Айламазян пытался обосновать страшилки о якобы тяжелых "психических нарушениях" и "криминальных наклонностях"  у детей, рожденных от "нежеланных беременностей". И таким способом придумать новое оправдание абортов по желанию женщин (https://rg.ru/2016/11/24/reg-szfo/ekspert-zhelannyj-rebenok-imeet-bolshe-shansov-na-uspeshnuiu-zhizn.html).

И вот Потиха ссылается в своем «экспертном докладе» «Ребенок до рождения» на эти верования академика Айламазяна (к науке никакого отношения не имеющие) — как на подтверждение (!) «истинности» лженаучных фантазий Брехмана  и  своей концепции «пренатального ребенка» (https://yadi.sk/i/xfNo5lIV3aR3vX   ).

А поскольку Чесноков и Потиха позиционируют себя в качестве «православных активистов», то таким образом в православной среде искусственно создаются мифы, что гуру Нью эйдж типа Грофа — это «ученые, изучающие новые области психологии».   

Но с таким же успехом в "ученые" можно было бы записать, например, любого шамана.  За прочими пертурбациями, связанными с деятельностью АНО «Фестивали За жизнь» [ 19, 20],  данный аспект проблемы ускользает от внимания, хотя он очень важен.

И как метко заметил один блогер по данному поводу, «пренатальному ребенку» не нужна вся эта затеянная вокруг него лженаучная шумиха (с  оккультными идеями Грофа о «перинатальной памяти» и т.п.). У него одна проблема   чтоб ему родиться дали, вот и всё ».

5. Реклама ньюэйджевского «естественного родительства»
(с «доморожденским» экстримом) на Фестивалях «За жизнь».   

Следует также добавить, что в 2016 г. на фестивале "За жизнь"  выступал  (в качестве почетного гостя) с продолжительным  докладом  «духовный акушер» Александр Наумов —  один из идеологов  ньюэйджевского движения "естественного родительства" («natural parenting») [12]. ВИДЕО с этим  докладом, пропагандирующим опасные для жизни матери и ребенка домашние роды, фигурирует на сайте фестивалей на youtube [12].

На недоуменный вопрос, как это все согласуется с "православным имиджем" фестивалей "За жизнь" [12],  президент фестиваля С. Чесноков и «главный идеолог»  данного мероприятия В.Потиха — привычно отвечают только обвинениями своих критиков в "невежестве и клевете", по сути уходя от ответа [ 21, 22].

Очевидно, как  и в случае продвижения оккультных и лженаучных идей перинатальной психологии, ни  С. Чесноков, ни В. Потиха (сам давний поборник домашних родов [12]) не увидели  ничего "зазорного" в предоставлении гуру "natural parenting" (сотруднику  одного из ньюэйджевских центров "родительской культуры")    площадки фестиваля "За жизнь" для  рекламы среди православных.

Плохо соответствуют подобные установки и вообще понятию  «пролайф» («за жизнь»). Ведь согласно последним научным данным смертность новорожденных в домашних родах выше больничной в  3-7 раз, причем наиболее высока она в случае первых родов [23, 24].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 15. Источник данных: http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/02/04/131homebirth/3

По данным опубликованного в 2014 г. широкомасштабного (14 млн. родов) исследования  в США: перинатальная смертность младенцев у женщин, впервые рожающих дома, в 7 раз выше больничной [23].

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 16. Источник данных: http://www.skepticalob.com/2013/03/oregon-releases-official-homebirth-death-rates-and-they-are-hideous.html 

И связано это с тем, что при любых родах есть риск непредвиденных осложнений - таков уж природный (естественный) характер этого процесса, когда только неотложная медицинская помощь реанимационного или хирургического характера может спасти ребенка. И сделать это можно только в больнице, никакая домашняя акушерка (пусть даже искусная) в этом случае помочь не в состоянии. Однако этого не было сказано в  выступлении Александра Наумова, рекламировавшего домашние роды на фестивале «За жизнь» [12].

6. «Синергийный традиционализм» как вывеска для пропаганды лженауки и оккультизма Нью эйдж

В этой связи хотелось бы обратить внимание на еще один аспект упомянутого выше доклада В. Потихи на заседании Изборского клуба (https://yadi.sk/i/xfNo5lIV3aR3vX). Потиха фактически выступает пропагандистом постмодернистского тренда, в котором ньюэйджевской эзотерике и духовным языческим практикам пытаются придать «научный статус».  Фактически,  это постмодернистское направление смешивает в одном котле, например, лженауку и оккультизм Нью эйдж и современную науку (ориентирующуюся в очертании своих границ и защите от  псевдонауки на принципы Поппера: фальсифицируемость и др.). Именно с помощью таких «трюков» представители «альтернативной» лженаучной медицины Нью эйдж пытаются проникать в систему здравоохранения, выдавая свои практики за «другую медицину», якобы не менее, но даже более «правильную» и «ценную», чем современная доказательная медицина. Причем последнюю в постмодернизме с оттенком уничижения называют «западной» («Western») и  «колониальной») [25].

Но ученые на Западе выступают против такого смешения. Известный борец с лженаукой (особенно в сфере медицины) на Западе - Давид Горский (американский хирург-онколог, пишет под псевдонимом «Orac») - справедливо задает вопрос, показывающий абсурдизм навязываемого подхода: если в каком-то районе некой развивающейся страны обнаружена эпидемия дизентерии, косящая детей, должны ли мы принять меры к улучшению систем канализации и водоснабжения и т.п. - или просто принять объяснение местных шаманов о "каре духов" - как "знание"? [25].

Против такого смешения выступила и РПЦ, назвав Нью эйдж несовместимым с Православием (см. постановление Архиерейского Собора 1994 г.) [8]. Разумеется, это распространяется и на ньюэйджевскую лженауку.

«Ортодоксальные» католики также выступают против такого постмодернистского тренда, см., например, книгу польского священника А. Посацкого «Психология и Нью эйдж» (2010) [26]. Кстати, в этой книге убедительно показана роль философа Юнга (к которому Потиха также постоянно прибегает в своей аргументации), как одного из основоположников Нью эйдж [26].

Комиссия РАН по лженауке (представляющая ведущие научные круги в России) – также по сути постоянно выступает против подобного смешения (способствующего продвижению и пропаганде лженауки и оккультизма в стране) в своих материалах (http://klnran.ru/ ).

А Владимир Потиха пропагандирует и применяет на практике  (в том числе в православной среде) именно подобную «эклектику»,  которую он называет «постпозитивизмом». Вот цитата из его доклада (https://yadi.sk/i/xfNo5lIV3aR3vX ), где за пышной «философской» фразеологией обнаруживается именно этот тренд, выдаваемый  за нечто «высшее» по отношению к современной науке (последняя с  оттенком презрения отнесена автором к неким «механистическим» пережиткам «модернизма» и т.п.):

«Проблему человеческих существ до рождения (ЧСДР), на наш взгляд, продуктивно рассматривать, используя стадиальную схему «архаический традиционализм — модернизм — синергийный традиционализм»...  С точки зрения гносеологии архаический традиционализм — это превалирование ненаучных форм познания — мифологической, религиозной, метафизической. Модернизм — доминирование классической ньютоно-картезианской механистической науки. Синергийный традиционализм — постпозитивизм, для которого характерен отказ от жёсткой демаркации между наукой и ненаукой, в том числе метафизикой» (выделено Ю.М.)

ПРОЛАЙФ, НЬЮ ЭЙДЖ И "СИНЕРГИЙНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ"

Рис. 17. Митинг против абортов, организованный летом 2013 г. движением "За запрет абортов"
при поддержке и участии Евразийского союза молодежи и ряда др. организаций.
Источник: http://zapretabortov.livejournal.com/18930.html?thread=8434;http://evrazia.org/gal.php?id=337&pos=5

Следует добавить, что руководство АНО «Фестиваль За жизнь» ранее отличилось тем, что предоставляло площадки этого мероприятия (с большим вовлечением православных) для пиара представителям Евразийского союза молодежи (ЕСМ) — молодежного направления традиционалистского движения Дугина. Как и «синергийный традиционализм», идеология дугинистского традиционализма насквозь пронизана оккультизмом, к тому же в смеси с фашистскими идеями [20]. Если сравнивать эти виды «традиционализма», похоже, можно сказать только одно: «хрен редьки не слаще».

О давних и тесных  связях руководителей  движения «За жизнь» (созданного вокруг АНО «Фестиваль За жизнь») и традиционалистов подробнее см.здесь [20].

7. Заключение

Таким образом, в данном сообщении рассмотрена одна серьезная, но мало замечаемая проблема, связанная  участием православных в биоэтических дискуссиях на тему абортов и в движении пролайф  (в защиту жизни нерожденных детей от искусственных абортов). Дискуссии на тему статуса эмбриона, защиты жизни нерожденных детей и т.д. требуют знаний в области биоэтики, биологии развития, генетики.  Это в общем не просто. И здесь православных, вовлеченных в деятельность пролайфа, поджидает одна опасная ловушка в виде «заманчивого» «простого» пути – обратиться к доводам так называемой «перинатальной психологии». Эта эклектическая область пронизана лженаукой и оккультизмом Нью эйдж (например, идеями гуру Нью эйдж Станислава Грофа и др.),  однако пытается выдавать себя за «солидное» «научное направление», распространиться в официальной медицине. На таком фоне некоторые православные в дискуссиях на тему биоэтики также  начинают прибегать к  ложным доводам, предлагаемым перинатальной психологией  (не разобравшись в их лженаучности).

Этому способствует то обстоятельство, что подобными идеями ангажирован ряд лидеров  движения "За запрет абортов" и "За жизнь", организованных на основе АНО "Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей "За жизнь" ( учредитель и президент - Сергей Чесноков). И они активно пропагандируют эти оккультные и лженаучные концепции в православной среде — через фестивали «За жизнь» и другие мероприятия с вовлечением православных.

Все это весьма тревожно, в том числе, с точки зрения успешности деятельности по защите жизни. Ведь просветительская (миссионерская), законодательная и социальная работа в этой области требует определенного образования и уровня компетентности в таких направлениях, как современная биология, генетика, научная психология (и основанная на ней доказательная психотерапия), здравоохранение, биоэтика, право и др. И безусловно, способности отличить науку от опасной лженауки и оккультизма, пытающихся эксплуатировать  эту область.

8. Цитированная литература.

1. Stem cells, through a religious lens. 2007. https://news.harvard.edu/gazette/story/2007/03/stem-cells-through-a-religious-lens/

2. William Liley.  https://en.wikipedia.org/wiki/William_Liley

3. Массино Ю.С. Перинатальная психология: троянский конь Нью эйдж. 2017. http://orthodoxy.ru/node/1915

4. Mercer Jean. Newborns, Emotions, and Adultomorphism: Sources of the Primal Wound Myth. 2011. http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html

5. Трансперсональный проект. http://transpersonal.ru/

6. Секты начали маскироваться под курсы для беременных. Известия. 2012 г. 
https://iz.ru/news/524830  

7. Итоговый документ круглого стола I Московского миссионерского съезда.  «О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам» — 27.01.14.  http://iriney.ru/okkultnyie/psevdo-czelitelskie/psevdo-czelitelskie/novosti-o-psevdoczelitelskix-kultax/itogovyij-dokument-kruglogo-stola-%C2%ABo-sektantskoj-napravlennosti-czentrov-podgotovki-k-rodam%C2%BB.html  

8. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Архиерейский собор РПЦ. 1994.  http://www.patriarchia.ru/db/text/530422.html

9. Грантовый конкурс "Православная инициатива". Интервью с руководителем проекта. 2016. https://vk.com/wall-57447733_6443

10. Куценко О. С. Аборт или рождение? Две чаши весов / Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб., 2011. – 381 с.  https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/16129-kutsenko-oksana-sergeevna-abort-ili-rozhdenie-dve-chashi-vesov

11. Массино Ю.С. "Перинатальная психология": ньюэйджевский оккультизм для беременных и  молодых родителей. 2016. https://yuliamass.livejournal.com/216253.html

12. Массино Ю.С. Нью эйдж на православных фестивалях "За жизнь"? 2017. http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/

13. Массино Ю.С. О распространении квазирелигиозных верований под вывеской "перинатальной психологии". 2017. https://yuliamass.livejournal.com/238974.html

14. Фундаментальные представления современной науки 
о начале человеческой жизни : сб. материалов  Межд. науч. симпозиума https://yadi.sk/d/RJlQKmYf3N2XDZ

15. Пренатальный ребенок : дайджест.  https://yadi.sk/d/w6dI3zAP3MP9HG

16. Потиха В. Клевета о фестивалях "За жизнь", родах и Нью эйдж. https://potikha.livejournal.com/17439.html

17. Массино Ю.С. По поводу пропаганды идей перинатального психолога Г. Брехмана. Ярославский религиоведческий ИКЦ. 22 ноября 2017.   https://vk.com/wall-124032427_1480

18. Корочкин Л.И. Неолысенковщина в российской биологии. Бюллетень «В защиту науки». 2008. —  №3. — с. 62-66. http://www.biophys.ru/archive/bulletin/vzn_03_p62.pdf

19. Массино Ю.С. О фестивалях "За жизнь", псевдоправославных социальных проектах и черных дырах. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/245549.html

20. Массино Ю.С. Евразийство на православных фестивалях «За жизнь»? https://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_evraziystvo/

21. Потиха В. Клевета о фестивалях "За жизнь", родах и Нью эйдж. Часть 3. http://potikha.livejournal.com/17065.html

22. Противники полного запрета абортов клевещут на "Фестиваль За жизнь"? http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/protivniki-polnogo-zapreta-abortov-kleveschut-na-festival-za-jizn

23. Домашние роды оказались в четыре раза опаснее больничных.2014. http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/02/04/131homebirth/ 

24. Oregon releases official homebirth death rates, and they are hideous. 2013. http://www.skepticalob.com/2013/03/oregon-releases-official-homebirth-death-rates-and-they-are-hideous.html 

25.  Orac. Removing science from anthropology: Parallels with medicine. 2010. https://respectfulinsolence.com/2010/12/01/removing-science-from-anthropology-paral/.

26. Посацкий А. Психология и Нью Эйдж. Издательство Францисканцев. — 2010. —  230 стр.  http://store.icatholic.ru/collection/religiovedenie/product/posatskiy-a-psihologiya-i-nyu-eydzh

Юлия Сергеевна Массино
Iriney.ru