[17.05.2018] Продолжаем разбор лжеучений священника Головина

Не так давно вышла очередная статья профессора А. Л. Дворкина по разбору лжеучений протоиерея Владимира Головина, в частности речь шла о весьма сомнительных попытках скандального священника легитимировать непристойные выражения в качестве «слов» церковнославянского языка. И в эти же дни я наткнулся в интернете на пару "бесед" Головина, содержание которых, безусловно, требует определенной реакции. Речь идет о выступлении под названием «О греховных профессиях. О работе в воскресный день», где на 10-й минуте священник произносит следующее: «Ваш Ульяновск – родина тех самых керенских и лениных, там клейма ставить негде, проклятое место, а Болгар – место святое, (место) мучеников».

Для начала стоит вспомнить, что город Ульяновск (до 1924 г. Симбирск) связан не только с рождением «вождя мирового пролетариата», но и с жизнью и несением христианского подвига многих наших подвижников благочестия, прославленных в соборе Симбирских святых, память которых празднуется нашей Церковью 3 июня по н. стилю. В частности в числе святых земли Симбирской мы вспоминаем святого праведного старца Алексия Бортсурманского (1762 - 1848 гг.), святого блаженного Андрея Симбирского (1763 - 1841 гг.), священномученика Николая Покровского (1864 - 1919 гг.), священномученика Иоанна Ильинского (1846 - 1918 гг.), священномученика Александра Гневушева (1889 - 1930 гг.) и многих других. Стоит так же отметить, что первый русский революционер Стенька Разин потерпел сокрушительное поражение, ознаменовавшее начало конца его повстанческой войны именно под Симбирском. В данном контексте весьма несуразно звучат слова Головина об Ульяновске, как о «проклятом месте».

Богословский разбор данного пассажа Головина стоит начать весьма известной (и в данном ключе верной) светской пословицей – «Не место красит человека, а человек – место». И действительно, не Темниковский уезд своей «святостью» сам по себе «произвел» святого старца Серафима, но, наоборот, святая жизнь Саровского чудотворца прославила Саровскую пустынь, равно как и святая жизнь оптинских подвижников сделала известной Оптину. Праведность и грех присутствуют там, где есть свобода, но в видимом мире только человек наделен этим качеством и таким образом человек является духовным формирующим принципом для всего физического мира, соответственно духовное состояние человека (как совершенствование, так и деградация) неминуемо отражается на состоянии всего окружающего мира. Свт. Григорий Палама писал так: «Человек — это большой мир в малом, является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих».

А значит само по себе место, будь то Афон, Дивеево, Ульяновск или Оптина пустынь не может быть само по себе «свято» или «проклято», ибо святость, равно как состояние обратное святости есть состояние жизни людей в той или иной степени связанных с тем или иным местом. Другими словами, если убежденный грешник покупает себе дом в Дивеево, то это вовсе не означает, что поселившись в святом месте, он сам автоматически становится святым и родившиеся у него дети будут тоже святыми. Более того для убежденного грешника само Дивеево не является местом святым. И таковым (т. е. святым) Дивеево, равно как и Афон и Оптина становятся тогда, когда ступившие на их территорию люди стараются вести духовную жизнь по образу тех святых, которые подвизались в этих областях. Т. е. святость связана не с местом, а с человеком, не с территорией, а с богозданной личностью.

Да и как могло рождение двух мальчиков – Володи Ульянова (чей отец Илья был верующим человеком) и Саши Керенского (происходившего из духовного сословия) осквернить Симбирскую землю? Уже позже став взрослыми эти люди осквернили грязными делами и ненавистью, и не какую-то землю, а в первую очередь свои души и души тех, кто последовал за ними. Об этом говорит христианство. То же что говорит Головин, скорее напоминает вполне примитивное язычество и магизм, где неким «нравственным» («святым» или «проклятым») началом наделяются неодушевленные или умозрительные предметы, в частности земля, территории и т. п. Или, быть может, противопоставление Головиным «святости» Болгара «проклятию» Симбирской земле есть очередной маркетинговый ход предприимчивого «прозорливого старца»?

Другой не менее интересный головизм встречается в лекции «В кого веруют современные иудеи?», где в частности утверждает, что древнееврейское слово גויים гойи́м (встречающееся в Ветхом Завете) означает «скот» и применяется в отношении окружающих еврейский народ племен, которых можно убивать и обманывать (поскольку они «не люди, а скот»). Таким образом, Головин, по-видимому, пытается объяснить тотальную (с точки зрения лжестарца) ненависть евреев ко всем окружающим народам. На это необходимо заметить, что גויים гойи́м означает «народы», а не «скот». В единственном числе в Ветхом Завете слово «гой» встречается 136 раз, при этом нередко относится и к самому еврейскому народу (гой гадоль, ивр. ‏גוי גדול‏‎ — «большой народ»; Нав. 3:17 и др.). Более того, 10 раз слово «гой» употребляется непосредственно в Пятикнижии и 5 из 10 относятся опять же к еврейскому народу. На данном примере мы снова видим попытки священника Головина придать своим выступлениям некий академический «привкус». Однако, отсутствие элементарного образования и культуры может привести данного «миссионера» на скамью подсудимых по обвинению в экстремизме.

И последнее… Совсем недавно один знакомый священник в связи с полемикой вокруг Головина обратил мое внимание на текст молитвы третьего антифона Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Слова следующие: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя». Вот где совершается подлинная молитва по соглашению – на Божественной Литургии. Собственно говоря, Божественная Литургия – это и есть молитва по соглашению, ибо и само греческое слово λειτουργία переводится, как «общее дело». Та же псевдо-молитва-по-соглашению, которую проповедует Головин есть не что иное, как «ведущий» бренд того коммерческого предприятия чьим лицом является сам протоиерей Владимир.

диакон Артемий Сильвестров,
руководитель Православного молодежного
миссионерского центра
Новосибирской митрополии
Iriney.ru