[07.05.2018] Преподобный Иоанн Лествичник и национальная идея России

Грех осуждения иногда может принести немалую пользу: «Через осуждение – к покаянию». Так уж мы устроены, что любой грех в чужом исполнении видим гораздо нагляднее, чем в своём собственном.

Радиопередача «Пастырские беседы», прозвучавшая в четвёртое воскресенье Великого поста, как и положено, была посвящена «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника.

[В своё время «Лествица» потрясла меня до глубины души; но с тех пор прошло много лет, а перечитывать её как-то не очень хочется…]

«Лествица» – это «лестница», путь на Небо. Путь очень трудный и малопонятный. Преподобный Иоанн в своей «Лествице» старается сделать этот путь более понятным, «поступенчатым».

Тема «ступеней на Небо» выглядит достаточно парадоксальной, поэтому способна привлечь внимание и нецерковных людей. Видимо, именно ради нецерковных слушателей Ведущая передачи в беседе со священником то и дело употребляла слово «самосовершенствование».

Это словечко сильно резало слух. Отталкивало запредельной внутрисмысловой гордыней. Показывало глубину непонимания мiром Православия. А также вызывало в памяти времена, когда я тоже любила поразглагольствовать о «самосовершенствовании»...

Ради чего приходил Христос на землю?

Ради того, чтобы дать инструкцию по самосовершенствованию?

Ради того, чтобы кого-то удивить небывалыми чудесами?

Ради того, чтобы кого-то чему-то научить?

Не слишком ли это мелкие цели для того, чтобы Бог – Невидимый и Всемогущий – воплотился, терпел физические тяготы телесной жизни, скитался в тяжелейших бытовых и нравственных условиях, подвергался чудовищным издевательствам и позорной казни?!

Даже эта – в некоторой степени понятная нам сторона земной жизни Христа – неизмеримо тяжелее всех самых тяжёлых наших собственных страданий.

А что можно сказать о других, не постижимых нами, страданиях Христа? –

– Например, то, что Богочеловек умер на Кресте намного быстрее, чем обыкновенные смертные люди (разбойники).

Неужели Христос был физически слабее разбойников?!

Или же страдания Богочеловека превосходили даже Его Богочеловеческую меру?

Такой немыслимый, недоступный для нашего понимания, подвиг любви Богочеловека был абсолютно необходим. Но всё же ради чего Богочеловек принёс столь страшную жертву?

– «Для того, чтобы спасти человека от греха и смерти.»

– «Для того, чтобы разрушить дела диавола.»

Ответы правильные, но многие ли из православных осознают их подлинное значение?

Человек – в собирательном смысле – оказался в настолько страшном положении, что ради того, чтобы его из этого положения вытащить, потребовалась Крестная Жертва Богочеловека.

При этом человек, ослеплённый диаволом, упорно не хочет замечать весь ужас собственного положения. Он не видит своей сплошной греховности, своей слепой порабощённости диаволу и своей полной беззащитности перед рогатым рабовладельцем.

Он ещё и рассуждает о каком-то «самосовершенствовании»! Дескать, я и так хорош, а хочу стать ещё лучше! Я сам! Я сам себя совершенствую!

Кстати, во многих словах с приставкой «само-» эта приставка имеет истинное значение не «сам», а «тайными усилиями диавола».

Например, слово «самообман». Каким это образом человек способен сам себя обманывать? Ведь это невозможно. В действительности же человеку (или окружающим) только кажется, что он обманывает себя сам, а на деле несчастный подвергается жестокому обману со стороны «рогатых», не подозревая об этом.

А все наши т.н. страсти (гордость, гнев, зависть и т.д.)? Разве они наши? Разве они не внушены нам рогатыми кураторами? А тяжкие грехи и уголовные преступления? Кто их истинный инициатор?

Вот от этой-то беспощадной власти «рогатых» и спасает человека Христос.

Но, как известно, спасает не автоматически, а лишь в результате немалых усилий (и страданий) спасаемого; – и только в том случае, если человек осознает, к Кому следует обратиться за помощью.

Если кратко – чтобы Христос спас, надо к Нему воззвать о помощи, а для этого необходимо осознать своё бедственное и безнадёжное состояние.

Именно это – увидеть, что «ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» – труднее всего.

Именно поэтому всем «успешным» Христос якобы не нужен.

Именно поэтому Господь вынужден попускать бедствия в жизни отдельных людей или целых народов. – Чтобы хотя бы через внешние бедствия осознали необходимость нравственного выбора между Богом и диаволом. –

– Поскольку зачастую лишь в крайней степени страдания человек приобретает способность обратиться к Богу – после долгих и вредоносных заигрываний с диаволом (подчёркнуто греховный образ жизни; чёрная магия под маской всевозможных практик, тренингов, гаданий, приворотов и снятия порчи, нетрадиционного лечения).

К сожалению, до сих пор даже в православной среде сохраняется весьма поверхностное и несерьёзное отношение к нечистой силе. Почти нет представления об абсолютном зле и его невидимых носителях. «Невидимая брань» как будто канула в Лету вместе с древними подвижниками. Очень и очень немногие православные писатели откровенно указывают на пагубную деятельность «рогатых» и их приспешников – всевозможных колдунов, «целителей», экстрасенсов, гадателей и прочих.

Очень немногие православные писатели указывают на пагубность греха как такового. О том, что совершённый грех – входная дверь для «рогатых» во всю жизнь человека (отношения с близкими, здоровье, карьера; иногда – собственно физическая жизнь в биологическом смысле), – также нечасто доводится прочитать.

Отсюда, насколько мне кажется, проистекает некая неопределённость, расхлябанность духовной жизни. Пожалуй, очень немногие верующие в полной мере осознают этот последний рубеж: отступать (уступать греху, навязываемому «рогатым») некуда, позади Москва (Спасение, Вечная жизнь; бывает – и физическая жизнь). Мы все – расслабленны: вот «совсем немножко» погрешу (посмотрю «жёлтую» газетку с гнусными сплетнями, скушаю в пост мороженое и т.п. – ведь мы не фанатики какие-нибудь), потом покаюсь – и всё будет в порядке. Очень редко удаётся вовремя спохватиться, понять, что эти «маленькие соблазны» подсунуты «рогатыми» и представляют собой совсем не маленькую (иногда – смертельную) опасность. Поскольку любой грех (тем более – осознанный) – «дверь» для «рогатого» в нашу жизнь (с соответствующими последствиями), а также «крепостная грамота», согласно которой «рогатый» получает над нами весьма немалую власть. Получается, верующий легкомысленно влазит в бесовскую западню, которую не так уж трудно было бы разглядеть и, соответственно, избежать.

Но при чём тут национальная идея?

Насколько мне известно, национальную идею современной России пока ещё так и не смогли толком сформулировать. А ведь национальная идея нужна именно в сформулированном виде.

Совсем недавно на весь мир прогремела речь Президента России В.В.Путина, сопровождавшаяся видеопоказом принципиально новых образцов вооружения, для некоторых из которых даже названий ещё не придумано. Этот фрагмент выступления Президента сопровождался частыми аплодисментами и неподдельным воодушевлением слушателей.

А я смотрела это по телевизору и с грустью думала, что, например, в результате предательства (возможно, всего лишь одного человека) какой-нибудь «Кинжал» может направиться вовсе не в стан агрессора, а, допустим, в Москву… Ведь чем совершеннее технологии, тем сильнее соблазн у противника использовать нетрадиционные методы их нейтрализации…

Ю.Ю.Воробьевский в своих книгах немало говорит о том, что Православие следует рассматривать как фактор национальной безопасности. Поскольку глубокая православная вера (и воцерковлённость):

1) препятствует совершению греха (в частности, предательству национальных интересов) ответственными лицами;

2) защищает сотрудников силовых структур от воздействия чёрной магии (в применении которой в геополитических целях потенциальные противники активно и успешно практикуются);

3) создаёт возможность для непосредственного вмешательства Бога в тех ситуациях, где человеческие возможности защиты полностью исчерпаны.

Ю.Ю.Воробьевский – один из немногих авторов, который в достаточной мере осознаёт масштабы и опасность применения всевозможных черномагических практик – как нашими геополитическими противниками, так и нашими отечественными спецслужбами. Успешно противостоять натиску «пси-оружия» может только Православие.

Но о каком Православии идёт речь?

Только ли о правильном вероучении?

Правильно верить – хорошо, но недостаточно («и бесы веруют, и трепещут»).

Чтобы успешно противостоять ухищрениям современных колдунов – необходимо не только правильно веровать, регулярно приступать к Таинствам Церкви, но и – не грешить. Что в современных условиях запредельно трудно.

«Не грешить» можно по-разному.

Можно упиваться собственной «святостью», побеждаясь грехом гордыни и погубляя тем самым все духовные плоды многочисленных духовных подвигов.

Можно безконечно любить Бога, растворяясь в Его любви и ничего вокруг не замечая. Это очень хорошо и красиво, но доступно очень не многим.

А можно вызубрить 10 Заповедей Моисея и изо всех сил, непрестанно взывая к Богу о помощи, стараться хотя бы эти 10 Заповедей грубо не нарушать. И ни в коем случае не надеяться при этом на собственные силы (никакого «самосовершенствования», иначе всё будет погублено!), а только исключительно на милость и помощь Божию. И делать это – даже не ради Вечной жизни (на это у многих может просто не хватить воображения), – а ради примитивного физического выживания здесь на Земле. Поскольку натиск бесовских сил приобрёл такой размах, что и физическое выживание зачастую оказывается под вопросом. (Статистика нелепых и загадочных смертей не слишком широко рекламируется.)

Если проанализировать кипучую деятельность наших западных «партнёров» по насаждению и введению в ранг закона по всему миру разнузданнейшей греховности, – призыв не грешить обретёт вполне геополитический смысл.

Христос сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный».

Почему бы не выдвинуть эти слова Христа в качестве национальной идеи для великой России, неустанно призывающей международное сообщество к справедливости?

Но, мне думается, не пришло ещё время так формулировать национальную идею. Слишком пока ещё далёк среднестатистический житель России до великих идеалов Православия.

На сегодняшний день россиянам можно сказать: не грешите – ради вашей же безопасности.

Созидайте Святую Русь.

«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный».

20.03.2018 (вторник 5-й седмицы Великого Поста)
Манькова О.А.