Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » «Духовные аспекты национальной безопасности России»

    [05.05.2018] «Духовные аспекты национальной безопасности России»

             

    17 апреля 2018 года в Челябинске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России», в которой приняли участие известные религиоведы страны. Среди слушателей конференции были сотрудники администраций районов Челябинской области. Работу конференции модерировал заместитель начальника управления - начальник отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области Илья Аносов.

     

    Приветственное обращение от имени губернатора Челябинской области Бориса Дубровского к участникам конференции зачитал вице-губернатор - руководитель Аппарата губернатора и Правительства Челябинской области Евгений Голицын.

    Одним из первых с докладом «Ваххабизм на территории Южного Урала: история распространения, степень влияния на мусульман, опыт противодействия» выступил эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Он подробно остановился на причинах распространения этой идеологии в регионе. Во-первых, как считает Сулейманов, чрезмерная доверчивость иностранным проповедникам и религиозная малограмотность еще вчерашних советских граждан, выросших в условиях государственного атеизма, привели к тому, что в 1990-е годы не было возможности у коренных мусульман региона отличить ваххабизм от традиционного ислама. Во-вторых, потеря контроля со стороны государства за религиозной сферой в 1990-е годы и отсутствие в органах власти специалистов, различающих разные течения ислама, способствовали распространению ваххабизма. В-третьих, возвращение из зарубежных мусульманских стран отучившегося там духовенства, которое превращалось в проводников иностранных форм ислама, в том числе и ваххабизма. В-четвертых, приезд в потоке трудовой миграции из Центральной Азии религиозных фундаменталистов, которые привнесли в среду местных мусульман нетрадиционные для них течения ислама. В-пятых, проблема исламского неофитства среди этнически русских, некоторые из которых принимают именно радикальные формы ислама. В-шестых, распространение идеологии ваххабизма в среде тюремного спецконтингента: попадая в места лишения свободы, фундаменталисты приступают к вербовке в свои ряды новых сторонников из числа остальной массы заключенных. В-седьмых, наличие канала вербовщиков, умеющих уговаривать и убеждать местных мусульман в необходимости поехать воевать в Афганистан или в Сирию на стороне боевиков. Наконец, в-восьмых, эта организационный раскол мусульманской уммы на Южном Урале (в Челябинской области хоть большинство мечетей находится в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман, однако имеются общины, входящие в Духовное управление мусульман Азиатской части России и Совет муфтиев России), что позволяет ваххабитам без проблем обосновываться в альтернативных муфтиятах региона.

    Заместитель руководителя Аппарата губернатора Челябинской области Алексей Фартыгин задал вопрос Раису Сулейманову о том, что конкретно он бы посоветовал приглашенным на конференцию чиновникам районных администраций области делать, чтобы проблема ваххабизма в их районах не получила развития. Эксперт порекомендовал регулярно приглашать духовенство на различные планерки, чтобы быть в курсе того, что происходит в мусульманских общинах на их территории районов. В случаи ротации кадров духовенства поддерживать все-таки коренное мусульманское население, стараться не допускать замены на приезжее духовенство из Центральной Азии. Также стоит обратить внимание на ситуацию с неофитами.

    Затем на конференции выступил председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков. Темой его выступления стала проблема современного неоязычества. Вначале он активно цитировал исторические источники, касаемые язычников, чтобы разоблачить представление о язычестве как о чуть ли не мирной и гуманной религии, что стараются обосновать неоязычники сегодня. Священник подчеркнул, что для неоязычников характерен культ силы. Он привел примеры создания неоязычниками националистических объединений, а также случаи нападения родноверами на православные храмы. К слову, в декабре 2016 года одного неоязычника в Челябинске приговорили к двум годам лишения свободы именно за поджог забора строящегося православного храма. У о. Димитрия, по его словам, был опыт общения с теми неоязычниками, которые уехали воевать на Донбасс за ДНР или ЛНР. Несмотря на то, что они борются на стороне Новороссии, тем не менее они не скрывают своего неприязненного отношения к Кремлю и его политическому курсу. «Среди российских неоязычников много оппозиционно настроенных к существующему политическому режиму молодых людей», - отметил православный священник, добавив, что современное неоязычество, культивируя среди молодежи воинских дух, расширяет число своих сторонников, находя их в военно-патриотических клубах.

    Религиовед В. Иванов продолжил тему выступления Димитрия Василенкова, остановившись на советских корнях современного неоязычества. Он привел пример с книгой «Десионизация» Валерия Емельянова (1929-1999), написанной в 1970-х годах, ставшей культовой для неоязычников постсоветского периода. В ней автор ссылается на знаменитую фальшивку - «Велесову книгу», опубликованную в США и которая стала чуть ли не Священным Писанием для неоязычников. Этот труд также распространялся на закате СССР в среде русских националистов, находивших в нем вдохновение для формирования нового религиозного движения - родноверия. Больше внимания религиовед уделил вышедшим в Советском Союзе художественным кинофильмам, в которых в позитивном виде представлено язычество: «Могила льва», «Вечер накануне Ивана Купала», «Повесть о княгине Ольги», «Князь Игорь», «Купальская ночь» и др. Религиовед считает, что эти советские киноленты содержали языческие мотивы, которые сильно повлияли на родноверов 1990-х годов (причем сами неоязычники того времени признают, что положительно изображавшее в них древнеславянское язычество привело у них к интересу к язычеству в целом).

    Следующим выступил профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Павел Уваров, который рассказал о социокультурных предпосылках распространения экстремизма в России в 1905-1917 гг. По его мнению, в начале ХХ века в Российской империи происходило размывание религиозноцентричной картины мира, что особенно повлияло на интеллигенцию. Профессор привел примеры как через литературу и СМИ того времени формировалась ненависть к политическому строю страны: происходила социальная маргинализация, компроментация политики государства и навязывание таких взглядов остальным слоям населения. В итоге это приводило к тому, что интеллигенция превращалась в носителей идей экстремизма, оправдывая террор в отношении государства.

    Среди докладчиков был также заявлен руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин, который должен был выступить на тему «Успешный опыт противодействия религиозному экстремизму на территории Российской Федерации на примере организации «Свидетели Иеговы»*: дальнейшие механизмы оздоровления ситуации в данной сфере». Однако он по ряду причин не смог быть на конференции, но текст его доклада был представлен

    После пленарного заседания конференции на факультете Евразии и Востока Челябинского государственного университета в рамках конференции состоялся круглый стол «Новые вызовы и угрозы национальной безопасности: профилактика экстремизма» с участием приехавших в город экспертов, преподавателей и студентов. Модерировала мероприятие декан факультета Эльвина Ягнакова.

    Первым выступил старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Виталий Унрау, который рассмотрел экстремизм как мифологему. По его мнению, резко негативный образ экстремизма, созданный СМИ, приводит к тому, что экстремизм воспринимается не с целью его изучения и разъяснения ошибочной сути, а путем эмоционально критической оценки этого явления. Профилактика экстремизма должна быть в слушании проблем молодежи, в воспитании последней и табуировании пороков.

    Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов рассказал о том, что существуют две точки зрения на то, как относиться к тем российским мусульманам, которые решили уехать воевать в Сирию на стороне боевиков. С одной стороны, отъезд в Сирию на «джихад» - это избавление России от той радикально настроенной части граждан, которые свои силы потратили бы на осуществление террористической деятельности на территории нашей страны. По последним данным, из России в Сирию уехало 4,5 тысячи исламистов. «Если бы эти люди не уехали бы на Ближний Восток, то с их фанатизмом пришлось бы столкнуться нам в России», - заметил религиовед. Учитывая, что большая часть отправляющихся в ряды запрещенной в России террористической организации ИГИЛ* и ей подобной погибают, то таким образом век приехавших из России в Сирию радикалов не долог. С другой стороны, среди уезжающих в Сирию на «джихад» под ложно понимаемыми «благородными» идеями много как наивных и доверчивых людей, которые являются родными и близкими тех, кто в религиозном радикализме не замечен: это может быть чья-то дочь, чей-то сын, муж и т.д. «И вот возникает вопрос: как быть в такой ситуации?», - задается вопросом эксперт.

    Старший преподаватель Челябинского института повышения квалификации работников образования Сергей Ларюшкин полагает, что отношение к уехавшим или пытающимся уехать в Сирию должно быть строго по закону. «Если человек уехал в Сирию, а потом вернулся в Россию, то правоохранительные органы будут учитывать массу факторов: его вовлеченность в боевые действия, участие в рядах террористических организаций, совершенные им преступления, брал ли он в руки оружие и т.д.», - считает юрист, добавляя, что строгость или мягкость наказания уехавшего будет зависеть как раз от причастности или непричастности к этим факторам.

    Председатель Езидского национально-культурного центра Челябинска Аско Алои высказал свою мысль, что расширение территориального влияния ИГИЛ* в Сирии и Ираке вызвано тем, что часть населения этих стран поддержала боевиков, влившись в их ряды.

    Заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Максим Смирнов считает, что приватизация общественной среды приводит к популярности примитивных ценностей. Среда определяет тип отношений. Сакральные ценности теряются, а вместо них господствует потребительство. Смирнов считает, что могут появиться независимые от ИГИЛ* исламистские группировки, которые станут копировать его идеологию.

    Отметим, что в работе круглого стола охотно принимали участие студенты, высказывая свои мысли, спрашивая и отвечая на вопросы в ходе дискуссии. Это очень отрадно, поскольку от такого диалога мероприятие становилось и живее, и продуктивнее. Очень важно получать обратную связь от молодежи, о которой как раз и шла речь на круглом столе. Студенты факультета Евразии и Востока ЧелГУ выступали смело и неравнодушно к обсуждаемой проблеме. Это весьма ценно.

     

     

     

    В конце круглого стола декан факультета Евразии и Востока ЧелГУ Эльвина Ягнакова подвела его итог. По ее словам, экстремизм и деструктивные субкультуры распространяются среди молодежи под влиянием ее дезорганизованности и отсутствия четкой ценностно-мировоззренческой картины восприятия окружающей действительности. На круглом столе обсудили специфику изучения экстремизма, как вести обществу с этой проблемой, юридическими критериями экстремизма, ресоциализацию экстремистов.

    Отметим, что конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России» проходит регулярно в Челябинске. Огромная заслуга в ее организации принадлежит Илье Ивановичу Аносову, заместителю начальника управления - начальнику отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области, который многие годы курирует государственно-конфессиональные отношения на Южном Урале. Это очень неравнодушный к этнорелигиозным проблемам региона чиновник. Сама конференция уже стала традиционной для Челябинска, выполняя функцию важной площадки для встреч с экспертами-религиоведами по актуальным и острым вопросам национально-конфессиональных отношений.

    Подготовил Раис Сулейманов
    Русская народная линия

    Примечание

    * - запрещенные в РФ экстремистские и террористические организации  

    Календарь

    Последние новости
    28.05.2018 Слово в день Святого Духа
    28.05.2018 Сформирован состав жюри основной конкурсной программы Всероссийского Шукшинского кинофестиваля
    27.05.2018 День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго
    26.05.2018 Почему Церковь не борется с “режимом”?
    26.05.2018 Парсуна. Егор Бероев
    25.05.2018 «Реанимация и ангелы, или Прогулка по краю бездны»
    25.05.2018 Почему власти относятся к селу как к территории второго сорта?
    25.05.2018 Глава Новосибирской области наградил Митрополита Тихона знаком отличия «За укрепление дружбы и согласия»

    Трезвое поколение



    Ювенальная юстиция в России - Мы против!