Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем

    [18.02.2018] Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем

             

    Уж если где-то в городе, области, а то и в целом регионе происходит какое-то очередное веселье, собирающее толпы «продвинутой» молодежи, то, будьте уверены, без активного участия Женьки Краснова представить себе его нельзя. Всегда, так сказать, в первых рядах – либо организатор, либо ведущий, либо активнейший участник «экшна». Будь то всевозможные мероприятия КВН или Юморины, какие-нибудь залихватские концерты, веселые спортивные праздники, нестандартная «Масленица», выгодно отличающаяся от регламентированной и согласованной с властями, – это завсегда Женька Краснов. Главное – чтоб нестандартно, чтоб «с драйвом» и смехом. Что-что, а это обеспечивать он умел здорово. Известная, в общем, персона, почти что VIP. Не то, чтобы very, но important уж точно. И если где захочешь «оторваться» – креативно и нестандартно, – то адрес знаешь. Смех, веселье, креатив, нестандарт и «драйв», разумеется.

    Молодежь чувствовала себя вполне отделенной от серой действительности с ее угрюмыми стандартами и общей пошлостью бытия. Свой в доску парень, умение состряпать нужный стеб, хохму, прикол в подходящий момент (а когда момент, интересно, не подходящий?), – немного, правда, держал на расстоянии взгляд Женьки: вроде бы и ржет вся честная компания над очередной шуткой, а глаза-то шутника, глядишь, не очень соответствуют общей раздолбайской атмосфере. Уж больно часто задумчивость проскакивала. Даже иногда и грустные. Ничего, принимали это как данность, прощали, не замечали такую оплошность. А особо одаренные припоминали «Глазами клоуна» Бёлля, но времени на дальнейшие раздумья не тратили.

    На днях выхожу из храма – на паперть поднимается мужик с бородой и в подряснике. Чуть не врезался в него: «Извини, – говорю, – мужик с бородой и в подряснике». А тот как набросится: «Э! У! Тыщу лет!» Вглядываюсь: глаза знакомые, борода с подрясником – ни разу. «Женька, ты, что ли?» – «Э! У!» – это у него от холода, видать. У нас дом рядом с храмом, пошли к нам в гости. Отогрелся. Сидит, печеньки поедает, с сыном шутит. «Женька, откуда борода, понятно. Подрясник чего надел? Как понять?» Если честно, я начал опасаться, что это очередной молодежный стеб, на сей раз над Церковью: они нынче популярны, как в 1920–30-е годы, говорят. Но видеть приятеля откровенно издевающимся над святыней было бы уж совсем тягостно. Поэтому ответ порадовал:

    – Надо. В семинарии учусь. Так положено. Это если вкратце. Или ты хочешь полную версию услышать?

    Отгадай.

    И тут Евгений рассказал историю, благодаря которой он, во-первых, стал ближе к Церкви, во-вторых, дальше от КВН и прочих увеселений, в-третьих, объектом для шуток среди молодежи.

    – В мои задачи, как ты знаешь, входил и отбор номеров команд КВН для игр сезона, т.е. обычная редактура. Сидишь в зале, команды показывают номера, и ты, опираясь на свой опыт и чувство юмора, предлагаешь кому-то правки, кому-то замены, кому-то вовсе убрать откровенное фуфло, чтобы не позориться. Чаще всего другие редакторы со мной соглашались: опыт и правда есть, главный редактор по праву. Так вот, на одном из просмотров вышла на сцену команда КВН и показала даже не попытку иронии, а что-то уж совсем пренебрежительно-мерзкое в адрес Церкви. Какая-то смесь откровенной пошлятины, набор расхожих штампов от «как бы продвинутых». Даже по меркам элементарной эстетики это было перебором, на языке молодежи – откровенный зашквар. Меня тогда чуть ли не подбросило. Говорю команде: «Такое, парни, на сцену пускать нельзя, это стыдно». Те – огорченно: «Да ну, мы думали, нормально. Тема прикольная, про Церковь-то». Их и другие квнщики поддержали: «Нормально, нормально. Прокатит. Бей попов – спасай Россию», – похихикали. Я и сказал что-то вроде: «То, что мы за это гореть будем, видимо, вас не заботит. Но я тут что-либо редактировать отказываюсь». Потом добавил примерно такое: «Если мы в христианстве понимаем не больше, чем пингвин в аэронавтике, чего мы туда суемся? Оставьте Бога и Церковь в покое!» О, тут началось: и из ума я выжил, и ретроград я, и не в тренде, и не в теме. Короче, сдвинутый я реакционер-клерикал, противник свободы слова. Кофе налей и дай еще печеньку, а?

    Не дам. Продолжай рассказ, тогда подумаю еще.

    – Не знаю, может, и не в теме я, но мне просто за здравый смысл обидно стало. Значит, если меня помоями обливают, это «свобода слова», а если я вдруг протестую, то я – гад хуже некуда. Ладно, скандальчик замяли, разошлись, хоть и недовольные друг другом, но все-таки. А мне неспокойно на душе, и я, главное, пытаюсь понять: смех вроде бы полезен, столько лет ради него работал и жил, а тут, оказывается, он может быть очень даже вредным. Разный смех-то получается.

    Мне нравятся старые журналы. Сам видел: у меня на даче на чердаке подшивки периодики аж с конца XIX века есть, не говоря уж о более поздней. Лежишь летом, солнце светит, сеном пахнет, ветерок, а ты в историю вчитываешься – хорошо. А тут я натолкнулся на подшивку всяких «Безбожников» 1930-х годов. Веришь, нет, а чувство после прочитанного было такое, будто тебя в какую-то слизь вонючую опустили и за волосы придерживают, чтоб не вылез – вот те и ветерок с сеном и солнышком. Какие-то мерзкие, откровенно тупые карикатуры с пояснениями для идиотов и... с АБСОЛЮТНО ТЕМИ ЖЕ штампами и стереотипами, которые в ходу сегодня: жадные попы, бабки-амебы, одни врут, другие хотят быть обманутыми, потому что так легче. Нормально мы историю выучили. Я отбросил эти журналы, сижу, вытираюсь, думаю: «Эти годы – ведь самый пик гонений. Ну не могут люди идти на смерть или в ссылку, в концлагерь из-за того, чтобы сохранить богатство или свое влияние в обществе. Не пойдет помирать человек ради вранья – что ж тогда столько народу добровольно на смерть пошло?» Снова взглянул на обложку – оттуда гаденькая карикатура мне в физиономию смотрит. Нет, разным бывает смех, очень разным.

    Стал вникать в христианство посерьезней. Слово за слово, книга за книгой, беседа за беседой – решил учиться в семинарии. О священстве не думаю пока – думаю об отличии радости от тупого хохота. Второй год думаю.

    – Так в чем разница, по-твоему?

    – Смотри: с одной стороны, в вечерней покаянной молитве человек просит прощения у Бога и за то, среди прочего, «аще без ума смеяхся». С другой, мы видим и слышим в Новом Завете настойчивый призыв Христа: «Радуйтесь». Смех, улыбка, юмор – это признак радости? На мой взгляд, да. Возьми того же пророка Давида – он от радости аж прыгал, наверняка же и смеялся тоже.

    – Да и не он один: христианин без улыбки – унылое зрелище вообще-то. Однажды моей жене, которая жутко улыбчивая, одна добрая тетенька сообщила: «Таких, как вы, в аду за языки подвешивают». А жена пыталась девушку утешить, которая пришла в храм с каким-то своим горем – вот и рассказывала какой-то забавный случай.

    – Это клиника уже. Но нужно, на мой взгляд, понять, что насмешка, кривая ухмылка, да и просто ржач на пустом месте – обратная сторона той же самой медали. Да, думаю, ты прав: добрая улыбка, веселый смех – это очень христианские признаки. Признаки той самой радости, к которой настойчиво призывает нас Бог. А глумливый гогот – от него несет преисподней. Я знаю, о чем говорю: я ж видел тогда глаза тех ребят, которые пытались «пошутить» со сцены.

    Примеры доброго юмора ты можешь привести?

    – Странно это от тебя слышать. Сам вспомни примеры из хорошей, качественной нашей литературы, того же Евгения Водолазкина, и десятки других прекрасных авторов. Примеры из «Несвятых святых», я думаю, приводить не надо. Вспомни Честертона, Льюиса, да вообще добрые книги – они ведь все, мне кажется, пронизаны таким радостным, светлым смехом. Да, иногда со слезами на глазах, но радость все равно сильнее.

    – Знаешь, глядя на ту мощь, с которой ведется агрессивная пропаганда гогота, пошлости, пустого смеха, начинаешь сомневаться: а способны ли мы сегодня увидеть разницу между добром и злом в смехе. Что делать?

    – Все сказано, что надо делать: Идите, научите все народы... (Мф. 28, 19). Будет понимание добра и зла – будет и смех радостный, а не ржач надрывный. Я даже не говорю о воцерковлении – хотя бы о понимании истинных ценностей. И даже в этом, казалось бы, простом деле жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Откуда современной молодежи узнать о настоящей радости? В общем, теперь направляю свои творческие способности на передачу традиционных ценностей в современных форматах, близких и понятных молодежи. Надеюсь, это и есть Промысл Божий обо мне. Думаю, не зря же я столько времени делал форму с сомнительным содержанием. Теперь стараюсь настоящему, подлинному, я имею в виду, содержанию придать такие формы, которые присущи нашему времени.

    – Слушай, а как бы ты отнесся, если бы, предположим, свидетелями той мерзкой сценки, про которую ты рассказал, стали какие-нибудь «активисты»? Взяли бы биты, цепи – и в лучших традициях любви пошли бы заушать и просвещать горе-шутников, освящая свои руки благочестивыми ударами?

    – Попытался бы остановить и тех, и других. Потому что, повторяю, это две стороны одной медали, которая выдается ну никак не за христианские подвиги. Насилие неуместно над ближним, оно нужно в борьбе с собой, со своими страстями.

    С женой-то часто смеетесь?

    – А куда деваться?! Без смеха в семье не очень уютно, а? Я ей однажды говорю: «У хорошего мужа и рябая жена красавица», так она меня чуть не поколотила – еле убежал. Потом выхожу осторожно, она так смотрит и выдает: «О, и в шапке дурак, и без шапки дурак». Перешучиваемся постоянно. В общем, мир у нас и благоденствие. Чего и вам желаю.

    С Евгением Красновым
    беседовал Петр Давыдов
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    21.01.2020 В Новосибирске состоялся Кубок святого князя Александра Невского по практической стрельбе из пистолета
    21.01.2020 Как действовала секта "бога Кузи"
    20.01.2020 "Отцы". Специальный репортаж Саши Бублик
    20.01.2020 Протоиерей Александр Новопашин: Деструктивных зависимостей становится всё больше
    20.01.2020 В рамках проекта «Путь домой» руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии посетил женскую колонию города Новосибирска
    20.01.2020 Представители Новосибирской епархии посетили областной наркологический диспансер
    19.01.2020 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение на Богоявление
    19.01.2020 Великое освящение воды - 2020