[06.04.2018] О терминах «головинцы», «голословие» и «головизмы»

В связи с шумом вокруг скандальной деятельности протоиерея Владимира Головина необходимо уточнить некоторые моменты. Сотрудники проекта «Молитва по соглашению» рисуют картину, согласно которой протоиерей Владимир подвергается жестким нападкам, буквально гонениям и травле со стороны консервативного православного сообщества. Мол, батюшка имел неосторожность допустить несколько мелких ошибок (или даже незначительных оговорок), а его вместо того, чтобы по-братски, с любовью поправить, наотмашь отхлестали по щекам, а теперь требуют его распятия.

На самом деле мы имеем дело не просто со случайными ошибками некоего малообразованного, но доброго пастыря из глухой деревни, а с целенаправленным искажением, а точнее даже сказать умышленным опошлением православного вероучения. Более того, мы имеем дело с агрессивными поклонниками болгарского священника, которые в апологии своего наставника не гнушаются площадной ругани (с обильным использованием ненормативной лексики), оскорблений и прямых угроз. Понятное дело, что назвать авторов подобных опусов и посланий «православными» будет, наверное, не совсем правильно, и, поэтому (по аналогии с арианами, несторианами) мы употребляем в отношении их наименование «головинцы». В данном термине не следует видеть какую-то попытку (с нашей стороны) как-то оскорбить защитников Головина, посмеяться над ними и т. д. Наоборот, используя этот эпитет, мы с печалью свидетельствуем, –  до какой степени духовной слепоты может дойти человек, находящийся под влиянием пастыря (по-сути гуру), который собой заслонил Христа.

К сожалению, все попытки апологетов Головина оправдать своего духовного руководителя сводятся лишь к эмоциям, к банальным фразам, типа «это все неправда, ложь и клевета» и к требованию не критиковать его публичные выступления публично. К этому же сводится и «покаянное» выступление самого прот. Головина, который опять же не дал ни одного вразумительного ответа касательно тех обличений, которые прозвучали в целом ряде публикаций. В инете гуляет ролик, в котором якобы «цитируются» (на самом деле свободно интерпретируются) положения работы отца Александра Новопашина и под эту вольную интерпретацию доклада приводятся слова Головина, якобы опровергающие положения доклада. И опять же ровно ничего не говорится относительно тех высказываний прот. Головина, которые, собственно, и критикуются в докладе прот. Александра Новопашина и в статьях проф. А. Л. Дворкина. Но там, где в основу апологии положены откровенная ложь и подмена – там и нечего комментировать. Сделав ставку на неправду, организаторы кампании по защите Головина только лишний раз обнаружили свою беспомощность и неумение вести адекватный диалог на цивилизованной площадке. Сам прот. Головин обещал постом дать все ответы касательно тех недоумений, который возникли в связи с бурной деятельностью его общины… Что ж.. терпеливо ждем, хотя пост уже подошел к концу.

Но право, же, нельзя назвать «богословием» то безобразие, которое позволяет себе Головин публично, в присутствии детей размышляя о физиологии Иисуса Христа, рассказывая о подробностях своей интимной жизни, обсуждая с девушками особенности их нижнего белья, на исповеди сравнивая себя с гинекологом и советуя одному из супругов для укрепления семьи, изучать порнографические сайты. Полагаем, что к подобным опусам вполне допустимо употребление таких терминов, как «голословие» и «головизмы». Конечно, поклонницы бОлгарского священника могут счесть сии эпитеты за оскорбления, но, тогда за что нам следует счесть слова самого Головина в отношении нашего Господа и Его святых? Тот факт, что некоторые поклонники Головина так обижаются, когда их называют «головинцами» уже сам по себе свидетельствует, что они именно «головинцы». В пространстве их мировоззрения можно как угодно оскорблять Христа, использовать скабрезные и оскорбительные слова рассказывая об апостолах, о святых, монашестве, священноначалии, священстве, героях России, просто людях, но недопустимо дурно думать, говорить, или критиковать их «великого» пастыря – протоиерея Головина и, соответственно, его учение, его общину. Что это, как не сектантский менталитет? Равно как и то, что критика, высказанная публично, в их устах превращается в «травлю», «гонения», «инквизицию», «аутодафе» и «сталинские репрессии».

Поэтому изначально деятельность протоиерея Александра Новопашина, профессора Александра Леонидовича Дворкина и их единомышленников направлена как раз на то, чтобы здравомыслящие люди, попавшие под влияние прот. Головина, имели возможность посмотреть на весь ужас той ситуации (в которой они волей-неволей оказались) со стороны. К примеру, профессор А. Л. Дворкин – ведущий сектовед нашей страны, профессор кафедры миссиологии ПСТГУ. Соответственно абсурдно предполагать, что сей уважаемый муж, так, от нечего делать нашел «хорошего» батюшку и давай его «травить». И отец Александр – настоятель кафедрального собора, благочинный, миссионер, деятель искусства и еще много чего другого – тоже. Еще более абсурдно звучит предположение, что все, кто «травит» и «распинает» прот. Головина делают это из зависти к его популярности и доходам. Одним таким предположением те, кто подбрасывает этот аргумент для горе-апологетов, раскрывают как собственный духовный мир, так и главный смысл деятельности бОлгарской группировки.

Дело в том, что деятельность протоиерея Владимира Головина давно вызывает серьезное беспокойство православной общественности. Подтверждением этому является масса благодарственных писем после публикации доклада протоиерея Александра Новопашина о сомнительной деятельности протоиерея Владимира Головина. Доклад протоиерея Александра есть лишь фиксация оной обеспокоенности. Ведь даже на официальном YouTube канале Головина более половины комментариев под его проповедями – критические! На сегодняшний день все комменты там торопливо удалены – и не случайно. Дело в том, что деятельность «бОлгарского старца» начала тревожить православную общественность много раньше, чем о. Александр Новопашин выступил со своим докладом на Рождественских чтениях. Проф. А. Л. Дворкин пояснил в своей статье, что жалобы на прот. Головина начали приходить к нему уже более пяти дет назад. К этому необходимо прибавить, что о. Александру приходят не только гневные и матерные сообщения, но, и как я писал выше, письма поддержки, благодарности за ту позицию, которую он занял в данном вопросе. Критические статьи, которые публикуются на наших сайтах – лишь малая часть из того, что к нам присылают – это тоже реакция обеспокоенных людей. Да, они могут выражать эмоции – не все статьи написаны академически-отстраненным тоном. Но цензурировать присланные нам для публикации из разных регионов материалы, мы не имеем права. Кстати, слова благодарности приходят, в том числе и из г. Болгар, православные жители которого вынуждены ездить на богослужения в соседние города и села, т. к. в самом БОлгаре православная жизнь фактически парализована и все духовное пространство занято пресловутой псевдоправославной практикой «молитвы по соглашению».

В эти святые предпасхальные дни мы вновь призываем наших братьев и сестер опомниться. С кем вы – с Христом, грядущим на вольную страсть нашего ради спасения, или с человеком, который ёрнически изображает святых апостолов, и пародируя их, плюётся, хлюпает, чавкает и рыгает, который называет св. равноапостольную Марию Магдалину «элитной проституткой» (интересно, кто ему сообщил такие подробности?), а самого Воплощенного Сына Божия стремится воспринимать (прости, Господи) через фекально-уринальную перспективу, а затем вместо «Христос Анэсти» провозглашает «Христов анаксиос» (вместо «Христос воскресе» – «Христос недостоин»)? Нам кажется, что выбор очевиден. Надеемся, что он станет очевидным и для каждого из вас.

диакон Артемий Сильвестров,
руководитель
Православного молодежного
миссионерского центра
Новосибирской митрополии
Iriney.ru