[26.03.2018] Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

 

Широко, могуче и многокрасочно раскинулось в нашей Церкви явление особого, не виданного доселе "благочестия", названное головизмом. Предлагаем всмотреться повнимательнее в его низовую часть, в тех, кто, собственно, и читает дома в одиночестве акафисты и почему-то переводит за это деньги в Болгар. Нет никакого сомнения - это хорошие, искренние, добрые, доверчивые люди, уверенные, что любимый медиа-батюшка привел их в Церковь.  Наши наблюдения и выводы сделаны из личного опыта общения с головинцами и на чтении их интернет-чата.

Стать головинцем легко. Перво-наперво человек узнаёт, что на белом свете существует "сильный" способ исполнения желаний, им еще не опробованный - чтение акафистов на всякую потребу, организованное Болгаром, поэтому скажем два слова об акафистах как таковых. Подавляющее их большинство - это народное творчество, отнюдь не являющееся шедевром православной гимнографии. Известно, что великий литургист нашего времени свт Афанасий (Сахаров) частенько горестно вздыхал: "Наступает время акафистов..." И действительно, сейчас акафисты даже в храмовую службу вставляются, аще изволит настоятель. А почему? А потому что мы их действительно любим. Они написаны практически тем же языком, на котором мы говорим в обыденной жизни - это вам не Псалтирь! - они радостные, друг на друга похожие, как близнецы-братья, так что можно и отвлечься чуток без всякого ущерба для смысла. Так что же, нехороши, выходит, акафисты? Нет, почему же, хороши, но в свое время и на своем месте.

Обычные православные, не головинцы, с удовольствием читают соответствующие акафисты в праздник святого или чтимой иконы, после службы и молебна. Кстати, так и говорят: "А давайте теперь акафист почитаем!" И он непременно у кого-нибудь найдется. Почему "кстати"? Потому что из Болгара настойчиво внедряется неологизм "молиться акафистом". Раньше так не говорили. Акафист это акафист, его читали, а молитва это молитва, она идет после акафиста. Наш неологизм, думается, - это кирпичик в здание смещения центра молитвенной жизни начинающего христианина на акафисты, ведь они, как говорит прот. Головин  - молитва целиком, и длинная, и приятная, и понятная.

Итак, у головинцев чтомый с Болгаром акафист становится самой важной молитвой, а все остальное - служба в храме, правило из молитвослова - отходит на второй план. Литургия? Да, они ходят на Литургию, причащаться надо, это полезно для здоровья, и это пункт №2 духовного лечения. Не самый высокий пункт, но без него нельзя (так батюшка говорит). Утреннее и вечернее правило - обязаловка, никакой "силы" в нем головинцы не видят. Что интересно - никто из них не воспринимает правило как форму "молитвы по соглашению", хотя текст в наших молитвословах один и тот же.  А вот акафист, вычитываемый для исполнения желания или ухода от беды, возможно, от большой беды, мы нисколько не иронизируем - он твой, личный, о тебе, для тебя, да еще и со всем миром, а этот мир мы в рекламном ролике видели - до чего же там все хороши и веселы! Я с ними, они со мной - все мы в связочке (так батюшка говорит).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди легко идут на увеличение числа акафистов. Центр молитвы - акафист. А что надо сделать, чтобы "сильнее стало"? Правильно - увеличить число акафистов. 

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

А вот закономерное развитие ситуации. Конечно, до таких молитвенных подвигов доходят не все, но путь никому не заказан, это именно логичное продолжение "молитвы акафистом", столбовая дорога для неленивых, последовательных и  полюбивших молиться (как им кажется) головинцев. 

Скриншот из соцсети ВК

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность
Скриншот из соцсети ВК

Нельзя сказать, что в этом действе бедным головинцам все понятно. Жизнь гораздо сложнее, чем говорит любимый батюшка на ютуб-канале. А спросить не у кого - у экрана не спросишь.

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

Итак, у экрана не спросишь, а обращаться к приходскому священнику со своими бедами головинцы не любят. Во-первых, их сердце уже занято прот. Головиным, а во-вторых, практика показывает, что не все батюшки одобряют запись на акафисты в Болгар по интернету. А в сети полно роликов, где прот. Головин советует таких священников не слушать.  Поэтому нет ничего удивительного, что люди относятся к ним вот так.

 Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

Интересно, что люди, попавшие в болгарские сети ( и в прямом, и в переносном смысле), часто говорят и пишут, когда получают просимое - помоглО. В среднем роде. ОНО помоглО.

Также хотелось бы обратить внимание головинцев, убежденных, что они со своим батюшкой подвергаются травле, на комментарии из того же чата, датированные 2017-м годом, и написанные отнюдь не сектоведами. У здравомыслящих людей вопросы возникали и ранее.

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

Об истоках оскорблений по соглашению. Мнение, не претендующее на законченность

Скриншот из соцсети ВК

Паспортные данные для бесплатной записи на акафисты - интересно, зачем они? Очень-очень интересно!

Кое-что из личных наблюдений. Те, кто стал головинцем, а раньше им не был, в доголовинские времена склонны были искать волю Божию в жизненных обстоятельствах, может, где-то наивно, как и все мы. С уходом в головизм поведение людей разительно меняется. "Беды, напасти, болезни, муж к пиву пристрастился, квартира не продается? Ой, да запишись на молитву по соглашению в Болгар, есть такой сайт!" Это то, что мы хотим подчеркнуть - у головинцев, хороших и добрых, ИНОЕ благочестие, если тут вообще уместно это слово. Те, кто очень верит в т. наз. "силу" болгарских молитв по соглашению, готовы по любому поводу во что бы то ни стало "достучаться до небес", как было остроумно замечено ранее. Это люди, склонные любую неурядицу воспринимать как большую беду и читать-читать-читать, чтоб переделать окружающий мир по своему желанию. "Да будет воля моя, Господи!" - вот так они живут, будучи уверенными, что Церковь именно этому и учит. И не видят, что их молитвы мало чем отличаются от заклинаний - сколько прочесть, чтобы помоглО, и сколько народа обеспечит силу действия. А ведь существуют молитвы, про которые мы говорим "святые и всесильные" - это молитвы Божией Матери, обоженной более всех человек. Мы знаем о молитвах архим. Павла Груздева, простых и безыскусных: "Господи, помоги Кольке-то..."  Однако ж без его простых молитв ни один игумен или игумения в Ярославской области при жизни старца ничего не предпринимали. Сила нашей молитвы зависит только от нашего благочестия, и ни от чего больше - но у головинцев иное мнение. Недавно болгарские практики назывались "сотни тысяч по всему миру", попозже - "миллионы по всему миру", "всемирная молитва", а последнем ролике болгарская молитва уже "вселенская". С личным подвигом ничего не связано, только с количеством. 

Около полувека назад ушел из жизни человек святой жизни, истинный духовный наставник игумен Никон (Воробьев). Он оставил нам всем, и головинцам в том числе, вот такие слова: "Путь духовный, ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ, идет в направлении видения своих грехов... В силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, чтобы познать свое падение, свои недостатки, безсилие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие Богу... отказаться от себя, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды - Господа - БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ".

"Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" - эти слова головинцы если и знают, то не они находятся в фокусе их взгляда в небеса, а многочисленные акафисты о том и о сем. Ничего удивительного в диком хамстве в адрес прот. А. Новопашина нет, такое уж благочестие. Каков поп, таков и приход. Так что многопрофильный синдикат по эффективному отъему денег у населения - это только одна часть проблемы головизма. Есть и другая, состоящая в том, что медиа-раскрутка эксклюзивных молитвенных практик Болгара губит человеческие души, и на этот счет давно пора бы высказаться священноначалию. Или по понятным причинам произвести его ротацию.

Ирина Фр.
Iriney.ru