[24.12.2017] Андрей Цыплов: «Я захотел стать рабом Божиим, а не рабом греха»

Андрей Геннадьевич Цыплов возглавляет отдел профилактики негативных зависимостей Новосибирской митрополии, трудится помощником руководителя Епархиального центра социальной реабилитации алко - и наркозависимых во имя святого преподобного Серафима Саровского, является координатором Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Словом, круг его обязанностей весьма обширен. Сказать, что работа эта непростая, значит, ничего не сказать. Но руки у него не опускаются. Говорит, что служит Богу, а Господь всегда помогает, особенно тогда, когда по-настоящему трудно.

- Я вообще не представляю, как можно вытаскивать людей из такой глубокой ямы, как наркомания и алкоголизм. Откуда силы берете, Андрей Геннадьевич?

- Так я же говорю – Господь дает силы, всё от Него! А по поводу того, что «я вытаскиваю из ямы» – не я, а Господь! Я, как и многие другие наши сотрудники, занятые этим служением, лишь инструмент в Его руках. В начале своего служения я спросил одного батюшку, как помочь этим несчастным людям, а он ответил мне почти словами преподобного Серафима: «Не думай о том, как помочь, сам изменяйся, воцерковляйся, спасай себя, и люди, видя твоё усердие, начнут равняться на тебя и рано или поздно встанут на путь спасения».

- Вы крестились уже в зрелом возрасте?

- Родители привели меня в Вознесенский собор в конце 70-х годов. Удивительно, но я отчетливо помню это событие, хотя мне было тогда всего три года: рядом стояли взрослые с детьми, много было детей. И еще был один случай, который я тоже хорошо запомнил. Мы с родителями ехали мимо собора Александра Невского. Здание храма показалось мне суровым, тяжелым, купола – черные. Но страха я не испытывал, разве что какое-то волнение появилось. Я спросил родителей, что это за дом, и они рассказали, что это – храм, с него начинался город, и что сейчас в нём находится студия кинохроники. Мне было только семь лет, но я почему-то очень удивился тому, что в храме находится какая-то студия кинохроники. Это у меня не укладывалось в голове.

- То есть в Церкви вы с юных лет?

- Нет, к сожалению. Хотя верующим был всегда. И регулярно заходил в Вознесенский собор поставить свечу. Но моя вера не была предметной, скорее, абстрактной. Потом, когда открылся Александро-Невский собор, начал заходить в него. Однажды пришел в храм, чтобы батюшка освятил мой нательный крест. Думал так: «Храм этот носит имя воина Александра, и вот, мне сейчас осветят крест, и я тоже буду воином, как святой Александр Невский». В результате мне освятили крест, я его надел и пошел «воевать».

- Что значит «воевать»?

- В смысле завоёвывать мир. А что? На дворе стояли «лихие» 90-е годы. Я был молодым, сильным, амбициозным, мне казалось, что земля крутится, потому что я по ней хожу. Был уверен, что обязательно преуспею в этой жизни.

- Преуспели?

- Начисто проиграл. Потому что не было понимания, что Бог – это Любовь, что душа человека должна стремиться к Горнему, а так называемые земные ценности – это всё обман, ложь, лукавство.

Но – слава Богу! – я знал, что есть Он, и когда оказался в пустоте, в полном духовном одиночестве, я потянулся к своему Творцу. Знаете, я тогда понял, что хочу стать рабом Божиим, а не рабом греха. С этими мыслями, с этим чувством я снова пришел в Александро-Невский собор, но ощущал себя уже не воином, а блудным сыном, вернувшимся в дом отца.

- Но вы не только пришли в Церковь, вы еще начали здесь трудиться. И при этом выбрали не самое легкое направление.

- В те годы, тринадцать лет назад, отец Александр Новопашин, настоятель собора, активно развивал работу с наркозависимыми. Ему помогал Сергей Александрович Булышев. Но нужны были и другие помощники, много помощников. Решать задачи приходилось всем миром. Да и сейчас ситуация мало изменилась.

- Вы ожидали, с какими трудностями вам придется столкнуться?

- И ожидал, и не ожидал… Ребята приходят сложные. С одной стороны, намучившись, они хотят измениться, хотят начать жить трезвой жизнью, но греховный навык не отпускает, тянет назад. Преодолеть это состояние очень непросто. Но с Богом возможно всё.

- А это понимают ваши подопечные?

- Не все и не всегда. Дело в том, что у нас – православная реабилитация, программа одобрена Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Помимо трудотерапии она состоит из ежедневных молитвенных правил, участие в воскресных службах, за которыми необходимо исповедоваться и причащаться. То есть от наших подопечных требуется посильное участие в церковной жизни. Большинство это понимают, тем более что многие из них из православных семей, когда-то даже сами ходили с родителями в храм. Но есть и такие, кому кажется это какой-то игрой. Некоторые новички начинают посмеиваться во время общей молитвы, иной раз выбегают. У нас проходил реабилитацию парень, который именно так себя и вёл. Потом пообвык, начал молиться, но было видно, что делает он это спустя рукава. Прожил у нас восемь месяцев, поверил в свои силы, и уехал домой. А через год сорвался, позвонил, попросился назад. Но на этот раз к молитве, к службам в храме уже относился очень серьезно. Сейчас у него все нормально складывается.

Знаете, есть такая поговорка: молиться – наперёд пригодиться. Я долгое время не понимал, что это значит. А на самом деле всё очень просто. Вот, молишься вроде усердно, и кажется, что без толку. Но на самом деле твои молитвы не остаются неуслышанными, Господь все равно поможет – не сейчас, так потом, когда Его помощь будет особенно нужна.

- Эффективность православной реабилитации составляет свыше 60-70 процентов, а кто-то говорит – и выше. В то время как в государственных учреждениях она не превышает и 10. Это признают сами наркологи.

- И это всё происходит на моих глазах. Случаются и чудесные исцеления. Вот один такой случай. В одну из наших реабилитационных общин привезли парня, страдающего алкоголизмом. У него была третья стадия, развилась дистрофия, опухли ноги, соображал плохо – в общем, как говорится, полный набор. Никаких иллюзий насчет него никто особо не питал. Он у нас полгода в окно смотрел, всё мечтал, вдруг за ним кто-нибудь приедет. Однако в храм, находящийся от дома в двух километрах, не смотря на больные ноги, с большим трудом, но ходил. Потому что верил, что Господь поможет. Прошло два с половиной года. Сейчас он живет трезвой жизнью, работает в городе. Это ли не чудо?

Таких случаев не перечесть. Некоторые бывшие наши реабилитанты продолжают работать у нас волонтерами, кто-то становится сотрудниками центра, многие выпускники разъехались по стране и под эгидой Русской Православной Церкви организовали реабилитационные центры в Москве, Костроме, на Алтае, во многих других местах. А еще больше людей просто живут полноценной жизнью, работают на производствах, в коммерческих фирмах, создали семьи, растят детей.

- Насколько я знаю, у вас высшее техническое образование. Тем не менее, вы окончили еще и педагогический университет.

- По мере погружения в проблему, я понял, что мне не хватает знаний по психологии. Поэтому я поступил в институт педагогики и психологии детства при Уральском педагогическом университете. Именно в этом институте обучение проводится по программе педагогики духовно-нравственного воспитания. Преподаватели большое внимание уделяли психологии детства, а это для моей работы тоже важно. Во-первых, потому что «все проблемы из детства» и поэтому нужно уметь разбираться в причинно-следственных связях и научить этому накрозависимых, чтобы они, в свою очередь, сами смогли разобраться в себе. А во-вторых, мне приходиться много работать с детьми. Поэтому полученные в этом вузе знания мне очень пригодились.

- Вы сказали – «работать с детьми»?

- С какого-то времени сотрудников нашего реабилитационного центра начали приглашать в школы для профилактических бесед с учащимися. Мы увидели, что встречи с нами школьникам интересны, да и педагоги нас всячески поддерживали, говорили о пользе таких бесед. Поэтому Владыка Тихон благословил организовать в митрополии отдел профилактики негативных зависимостей, руководителем которого назначил меня.

- То есть в круг ваших обязанностей теперь входит работа с детьми и молодежью. Только в городе или в области тоже?

- Мы активно работаем и в районах области, ездим по деревням и сёлам. Показываем в школах профилактические фильмы, проводим беседы, рассказываем о выборе жизненного пути, об ошибках, которые легко допустить, но сложно исправить. В таких поездках нас всегда сопровождает батюшка, поэтому нашу работу вполне можно назвать миссионерской.

- Как вас встречают деревенские жители?

- Эти люди, в отличие от городских, более открыты, доверчивее, у них всегда возникает много вопросов, которые они не стесняются задавать. В городе же часто спрашиваешь: «всё понятно? вопросы есть?» Нет вопросов. Как нет вопросов? Вопросы должны быть всегда!

- Выходит, городские менее разговорчивые…

- Вот наша задача и заключается в том, чтобы найти с ними общий язык, разговорить. Как-то поднялась одна девушка и выступила с целой речью. Говорит, я вечером выхожу на улицу – у подъезда сидят курят мои друзья. Спрашивает, мне с ними сесть покурить? На Красный проспект, говорит, вышла, там все мои знакомые пьют пиво и тоже курят. Интересуется: ну и куда мне идти?

- И что вы ответили?

- Многое зависит от той среды, в которой девушка воспитывалась. Из ее рассказа можно судить о ее ближайшем окружении, в котором она сформировалась и из которого, по разным причинам, готова выйти, но не знает, как это сделать, в какую сторону направиться. Ей нужно объяснить, что на её друзьях свет клином не сошелся, очень многие её сверстники живут другими интересами, и соответственно, у них другие приоритеты, другие цели и задачи. И жизнь их может куда более насыщенной и интересной, только уже на другом, более высоком уровне. Другое дело, что для одних, чтобы вырваться из опостылевшего, скажем так, окружения, сделать этот шаг будет легко, для других он окажется мучительным, а кого то и так всё устраивает. Но в любом случае, мы должны указать тот путь, по которому следует идти, чтобы в будущем человек смог избежать серьезных ошибок.

- Это церковный путь?

- Совсем необязательно! Мы говорим о полноценной, насыщенной, честной жизни в миру. То, что такая жизнь невозможна без Христа – это мы, конечно, знаем, но в данном случае наша цель заключается в том, чтобы на своем пути молодые люди избежали вещей, приводящих к негативным зависимостям, с которыми им свет будет не мил.

- Еще один вид вашей деятельности – работа с созависимыми.

- Очень важный вид деятельности! К созависимым, прежде всего, относятся самые близкие к зависимому человеку люди. Зачастую, или даже, как правило, они не могут создать соответствующую атмосферу в семье, организовать в доме такую расстановку сил, которая бы четко показывала, что здесь у зависимого нет врагов, но есть друзья, которые не потерпят его образа жизни, но сделают всё возможное и даже невозможное, чтобы вырвать его из зависимости, если он этого пожелает. Напротив, часто родственники только подыгрывают зависимому, сами того не понимая, чем усугубляют ситуацию. Мы объясняем им, как они должны вести себя, что они должны говорить, чтобы больной человек мог их услышать. И проводим психокоррекционные занятия, потому что созависимые тоже нуждаются в психологической поддержке.

- Андрей Геннадьевич, вы ведь не только работаете в городе и области. Вам приходиться ездить в другие города. Например, на встречи с коллегами, чтобы обменяться опытом.

- Каждый год – по несколько поездок. В этом году я читал доклады в Томске, Красноярске, Кемеровской области. Трижды был в Москве – на Международных Рождественских образовательных чтениях, на семинаре-совещании в Государственной думе, и вот относительно недавно, в октябре, принял участие в Первом общецерковном слете православных реабилитационных центров.

- Мне кажется, что все силы у вас брошены именно на профилактику наркомании, хотя российская статистика говорит о том, что алкоголизация населения, прежде всего, молодежи, происходит быстрее.

- По благословению Владыки Тихона, я являюсь ответственным за реализацию Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в Новосибирской Митрополии. Это похожая работа и поэтому понятная. Помимо профилактических бесед с учащимися, мы создали группы трезвости, состоящие из людей, страдающих алкоголизмом или склонных к нему, и их родственников, то есть созависимых людей. Они периодически приходят на занятия, чтобы получить поддерживающую психотерапию и духовную поддержку. В группах уже есть люди, которые не употребляют спиртных напитков три года и больше.

У нас также организовано Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», духовником которого стал настоятель храма во имя Иоанна Шанхайского иерей Димитрий Полинкевич. В этом году общество участвовало в организации Всероссийского Дня трезвости в Новосибирске. В Нарымском сквере был проведен праздник с участием артистов, спортсменов, врачей, психологов, педагогов. Как сказал один из посетителей праздничного сквера, «по своей глубине и масштабу это как День города, только все трезвые».

- В 2013 году на улице Ереванской был открыт Епархиальный Координационный центр по противодействию и профилактике наркомании и алкоголизма. Мне не совсем понятно, как этот центр вписывается в общую структуру работы по противодействию наркомании и алкоголизму, которая проводится в Митрополии.

- Это своего рода штаб, который возглавляет настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. Отсюда координируется работа по всем направлениям. Здесь сосредоточены кабинеты отдела профилактики, первичного приема, есть зал собраний, в котором проводятся круглые столы, конференции. И что особенно важно - на первом этаже здания расположен храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

- Это как раз та икона, перед которой молятся алкоголики и наркоманы, испрашивая у Богородицы исцеления.

- В том числе и они. Но вообще-то перед этой иконой молятся все люди, душа которых обременена всевозможными страстями: сребролюбием, блудом, завистью, чревоугодием, раздражительностью, тщеславием, боязливостью и так далее. Пресвятая Богородица предлагает нам освободиться от этих страстей и взамен принять Христа, который всегда готов войти в душу даже самого последнего грешника.

- Благодарю вас, Андрей Геннадьевич за эту беседу. И да поможет вам Господь в вашем нелегком служении!

Дмитрий Кокоулин
Новосибирская митрополия

Круглосуточный информационный телефон, по которому родственники и сами страждущие могут получить предварительную консультацию по вопросам зависимостей и зависимого поведения 8 (383) 299 14 14.

Сайт Православного общества трезвости в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» находится по адресу http://trezvenie-nsk.ru/