Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » «Ересь царебожничества оказалась популярнее неообновленчества»

    [21.12.2017] «Ересь царебожничества оказалась популярнее неообновленчества»

             

    Деструктивные внутрицерковные группы, «непоминающие», «царебожники» и другие новые раскольники, вносящие нестроение в тело Церкви Христовой, – тема нашего разговора с доктором богословия, профессором кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета АЛЕКСАНДРОМ ДВОРКИНЫМ.

    ЗАРАЗА НЕПОМИНАЮЩИХ РАСПОЛЗАЕТСЯ

    – Принесение в Москву и Санкт-Петербург мощей святителя Николая и предварившая его встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском повлекли за собой новую вспышку раскольнических разговоров. Несколько десятков священнослужителей отказываются поминать Патриарха, а стало быть, по факту откололись от Церкви. Раньше такого рода «непоминающие» были экзотикой…

    А.Л. ДВОРКИН. – Почему экзотикой? На протяжении истории нашей Церкви это направление регулярно в том или ином виде возникало. Так называемые псевдоправославные секты известны уже достаточно давно. Надо понимать: когда некто объявил об отложении от общения с Церковью, когда он перестает поминать Патриарха, это уже «терминальная стадия» той болезни. Это решение в их головах достаточно долго вызревало, свои идеи они обкатывали, обсуждали, покуда не предприняли последний шаг. Прежде чем болезнь переходит в терминальную стадию, нарастают ее симптомы, которые присутствуют в определенных кругах в Церкви. На нашей памяти началось с протестов против принятия православными верующими идентификационного номера налогоплательщика, против получения ими страховых полисов, против использования штрихкодов. Происхождение этих фобий отнюдь не православное, они исходили от американских адвентистов. В Россию «кодобоязнь» приволокли неопятидесятники, а уже от них, к сожалению, ее подхватили некоторые неразборчивые православные люди. Неким силам в Америке очень нужно было это бурление раскрутить, поэтому раскольнические группы неплохо финансировались. Противники штрихкодов и ИНН тогда обрушились с критикой на священноначалие, которое, по их мнению, должно было вмешаться. Следующий этап развития той же болезни – требование канонизации разного рода сомнительных исторических персонажей: Григория Распутина, Иоанна Грозного, Иосифа Сталина, певца Игоря Талькова… Все вместе это сопровождалось обличением священноначалия в «экуменизме» и «апостасии». Извлекаются на свет лжепророчества, неожиданно «обретаются» сомнительные апокрифы… Смысл этих лжеписаний сводится к тому, что в конце времен все архиереи отпадут от Церкви и лишь малый остаток верных будет хранить святое Православие. И к этому антицерковному кликушескому коктейлю очень часто добавляется «царебожничество».

    СПРАВКА

    ЦАРЕБОЖНИЧЕСТВО. Ересь, утверждающая, что Господь Иисус Христос не искупил полностью всех грехов человечества. Последний русский император своей мученической кончиной завершил искупительную работу Христа и искупил в первую очередь грехи русского народа. Согласно учению «царебожников», теперь, чтобы спастись, необходимо принять участие во всенародном покаянии в вине за казнь последнего русского царя («искупи- теля»). Само по себе царебожничество является не сектой, но еретическим учением, на основе которого уже формируются сектантские организации. Но человек может по неведению или недостатку образованности разделять эти идеи, не при- надлежа формально к той или иной секте.

    – В Интернете оба этих движения – и непоминания, и царебожничества – исходят из сайтов «Вестник верных» и «Третий Рим».

    А.Д. ДВОРКИН. – Да, все это – один пакет. Названные сайты – внешние по отношению к Церкви. Но из- вестны и внутрицерковные, которые пусть и чуть корректнее, но вполне четко поддерживают тот же самый вектор. Среди неораскольников есть несколько достаточно популярных персонажей, которые придают этой группе медийную весомость. Это, например, воспевающая идею «царя-искупителя» певица Жанна Бичевская, раздающие листовки в электричках лидеры «Опричного братства». Присутствуют среди апологетов неораскольничества и артисты, и преподаватели вузов… Главный духовный авторитет для царебожников и непоминающих – иеросхимонах Рафаил (Берестов). Он живет то на Афоне, то на Кавказе, то где-то еще. Это именно он умудрился разглядеть в орнаменте российского паспорта три шестерки. По-своему он незлобный человек, но цели- ком и полностью находится в рабстве у собственных странных идей. Он человек физически и психически очень нездоровый, а окружение его целенаправленно подзуживает, дезинформирует, накручивает.... Очень часто в интернет-роликах иеросхимонах Рафаил (Берестов) появляется в паре с иеросхимонахом Онуфрием (Стебелевым-Веласкесом). Зачастую именно он озвучивает якобы мысли отца Рафаила, а тот сидит и только кивает. Наверняка в его окружении есть и другие «братья», которые не появляются на экране, но снабжают отца Рафаила дезинформацией, «пугают» его, рассказывают ему разные ужасы, которые подпитывают его токсичные идеи. Апофеозом берестовщины стал жутковатый манифест «Что делать верным мирянам, когда рядом нет непоминающих священников?», подписанный все тем же иеросхимонахом Рафаилом. В нем «верным» предлагается отказываться от Святого Причастия, не исповедоваться и не причащаться у «поминающих» священников, фактически уходить из Церкви в поисках раскольников…

    – Сейчас термин «царебожничество» в искажен ном смысле начал употребляться людьми, далекими от Церкви. Например, для критики православных людей, выступающих против той же «Матильды»...

    А.Д. ДВОРКИН: – К сожалению, именно крик самых настоящих царебожников слышнее всего. Серьезные авторы разбирают антиисторичность, пошлость, безвкусие этого фильма, но их никто не читает. Большинство видит только малоадекватных людей, которые кричат, беснуются, крушат мебель и стены, то есть откровенных провокаторов. Я далек от теории заговора, но невольно возникает вопрос: не сделано ли это нарочно?

    – Кроме «непоминающих» и «царебожников», которых можно условно назвать «правыми», есть еще и «левые» неораскольники, например, секта кочетковцев...

    А.Д. ДВОРКИН. – Это остатки от предыдущей волны попыток раскола Церкви «слева». В 1990-е годы появилась мода на «неообновленцев» и в результате возникла группа последователей протоиерея Георгия Кочеткова, фактически сложившаяся секта. Но большой популярности их гуру со своими идеями не приобрел. Это все-таки достаточно закрытая, замкнутая в себе тусовка, которая не смогла выйти на сколько-нибудь массовый уровень. Как всякий тоталитарный лидер, никакого инакомыслия он среди своих апологетов не терпит. Через несколько лет зарубежные «доброхоты» увидели, что «неообновленчество» как попытка раскола Церкви слева потерпело крах. И к концу 1990-х годов, когда стало очевидно, что кочетковство как проект не получилось, начались попытки раскола Церкви «справа». Тогда-то и начало раскручиваться «движение против кодов», из которого родились «штрихобоязнь», царебожничество и пр. Эта попытка оказалась успешнее, потому что всегда в народе есть внутреннее недоверие к любой власти, в том числе, увы, и к священноначалию. Разумеется, все эти попытки щедро финансируются. У раскольников хватает денег для организации массированной пропаганды. Как и любая секта, неораскольники прежде всего охотятся за новоначальными христианами и за людьми с серьезными проблемами. Они активно взаимодействуют и с оппозиционными политическими партиями, некоторые из которых («Великая Россия» Савельева, «НОД» Федорова и др.) находятся под серьезным влиянием царебожников и неодиомидовцев. Так что ситуация неутешительная.

    ДОСЬЕ

    Дворкин Александр Леонидович Ведущий специалист в России по проблемам сектоведения и борьбы с деструктивными сектами. Президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ. Автор 16 книг и нескольких сотен печатных работ по истории Церкви, сектоведению, миссиологии, истории России. Удостоен высоких наград Русской Православной Церкви: ордена преподобного Сергия Радонежского III степени, ордена святителя Иннокентия Московского III степени, орде- на Преподобного Нестора Летописца УПЦ, ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Последний орден вручен по благословению патриарха Алексия II «За просветительскую деятельность и распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов».

    Андрей Клочков
    Iriney.ru

    Календарь

    Последние новости
    15.08.2018 Проповедь средствами киноискусства
    15.08.2018 Корабль-церковь «Святой Апостол Андрей Первозванный» отправился вверх по Оби
    15.08.2018 Пастыри о «невинном» увлечении сатанинскими символами
    14.08.2018 Похвальное слово в честь Богородицы (на дни Успенского поста)
    14.08.2018 О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
    14.08.2018 Карельский герострат сжег церковь по сигналу с планшета
    14.08.2018 В Новосибирске издан новый учебник для православных гимназий и воскресных школ
    14.08.2018 В Новосибирске пройдет акция «Белый цветок»

    Трезвое поколение

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского