[29.08.2017] Уродливая талантливость перепрославленного Льва Толстого

Большинству почитателей Льва Толстого как великого мастера слова совершенно неизвестны его вероучительные сочинения, написанные после 1881 года. Именно поэтому констатация Святейшим Синодом отпадения Толстого от Церкви в 1901 году кажется этим людям очень странным событием. Тем более, что отношение к Толстому сформировано не такими его поздними антихристианскими сочинениями как "Исповедь", "В чем моя вера", "Критика догматического богословия", а романами "Война и мир" и "Анна Каренина".

Толстой воспринимается как один из ярчайших символов русской культуры, именно как художественный писатель. Но сам он считал все написанное до 1881 года - ерундой. А действительно важным для человечества почитал только свои вероучительные сочинения, на которые даже не оставил авторских прав своей жене, в отличие от художественных произведений.

Лев Толстой, олицетворяя русскую культуру, явился и величайшим выразителем её отхода от церковности, от веры. Он был великим рационалистом и секуляризатором, значительно приземлившим высокие стремления русской культуры.

Конфликт Толстого с Церковью это и личный конфликт одного человека с историческим христианством и анархическая революция рационалистической религиозности против любой догматической Истины.

Толстой проповедовал тот тип христианства, по сути, разновидность протестантского рационализма, который был очень популярен в Европе. Он проповедовал без церковное, без священническое и без Христовое христианство. Христианство, подогнанное под вкус Толстого, во многом обессмысленное, поскольку отрицало главное в христианстве - искупление грехов человечества крестной смертью Иисуса Христа и Его Воскресение из мертвых.

Выбор внецерковного пути Лев Толстой сделал сознательно, и неоднократно проповедовал эту свою позицию в вероучительных сочинениях. Они были запрещаемы в Российской Империи, но проникали, как и революционная литература, в нашу страну нелегально.

Православная Церковь долго и настоятельно пыталась убедить Толстого переменить свои взгляды. Он же настаивал, что именно толстовское исповедание Христа правильно. Но после опубликования романа "Воскресение" молчать уже было невозможно. Несколько глав получившего широкое публичное распространение романа великого писателя с кощунственными высказываниями о Литургии и Церкви требовали констатации его отпадения от христианского вероисповедания.

К огромному сожалению, Лев Толстой держался своих убеждений до конца своей жизни. Так, в 1909 году к Толстому в Ясную Поляну приезжал епископ Тульский Парфений. После встречи Толстой в своем дневнике написал следующее: "Возвратиться к Церкви, причаститься перед смертью я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки".

Жесткие антицерковные мысли.

Надо сказать, что хоть Толстой и говорил о христианстве, но полностью выхолостил его в своём вероучении. Вероучение Толстого - это анархический антирелигиозный гуманизм, доведенный до обожествления человеческой земной природы, видящей начало и конец своей деятельности только на земле.

По сути, учение Толстого является разновидностью очень популярного тогда спиритуалистического атеизма, который не верит в личного Бога, а только в силы человека, материальному улучшению жизни которого он и призывает служить.

Не веря в загробную жизнь, он и во Христе видел только одного из учителей человечества. Божеством же для Толстого было некое духовное начало в людях, почему он и обожествлял человека, видел его мерой всех вещей, и главной задачей считал избавление от "физических" страданий на земле.

К сожалению, Толстой как непримиримый враг религии и государства, враг как Бога, так и кесаря, стал тем нераскаявшимся "разбойником", который и перед своей смертью поносил Христа Спасителя и умер без покаяния.

Уродливая горделивая талантливость привела великого русского писателя к духовной трагедии в его жизни. Трагедии, о которой все мы, православные христиане, с сожалением вспоминанием, когда говорим о Льве Толстом.

Михаил Смолин
Царьград