[24.08.2017] Галина Пырх: "«Монстросибирск» встречает «Матильду»"

Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири…

Новосибирск, как известно, третий город России по численности населения. Это должно, по идее, накладывать особую ответственность на власти предержащие за сохранение здорового микроклимата в нашем, новосибирском, обществе. Ведь, как мы сегодня видим на примере других стран, социальный взрыв в одном городе вызывает реакцию, схожую с расходящимися по воде кругами, захватывая все новые и новые населенные пункты. Поэтому политика местных властей в такой сфере жизни как культура должна быть особо взвешенной и продуманной. Размашистые, эпатажные действия тут не просто не допустимы, они, в определенной степени, просто преступны. Но что мы имеем в реальности?

Когда в 2014 году проходили выборы мэра, многие проголосовали за кандидата от КПРФ, «второе лицо в партии», Анатолия Локотя, так как связывали с ним надежды на стабильность и предсказуемость власти, ее ориентированность на нужды простых горожан. Была также надежда на то, что Локоть приведет с собой сплоченную команду единомышленников, которая, сохранив то хорошее, что осталось от периода правления прежнего мэра Владимира Городецкого, добавит что-то свое, идущее на пользу как самому Новосибирску и его жителям, так и имиджу города за его пределами.

К 2014 году в столице Сибири, стабильно входившей в «красный пояс», тем не менее, уже сложились традиции, связанные с активной позицией правящего архиерея Новосибирской епархии Русской Православной Церкви Владыки Тихона, направленной на сотрудничество с мирской властью. Это и ежегодные Рождественские чтения, и общегородской крестный ход на Дни славянской письменности и культуры, и празднование дня Семьи, Любви и Верности в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, и ежегодное открытие нового православного храма перед Днем города, и празднование дня Единения славянских народов в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, и крупные международные православные ярмарки – мартовская «Православная Русь» и октябрьская, приуроченная к празднованию Покрова Пресвятой Богородицы.

Все эти и еще многие другие мероприятия, инициированные Новосибирской епархией, были бы невозможны без помощи и доброжелательного отношения к нуждам православных верующих главы города и руководителей департаментов мэрии Новосибирска. При всех претензиях к деятельности прежнего мэра В.Городецкого нельзя не отметить, что ему 15 лет удавалось сохранять баланс интересов разных групп горожан. Ведь, несмотря на то, что Сибирь искони являлась местом ссылки вольнодумцев, атеисты и верующие с девяностых годов прошлого столетия сосуществовали здесь вполне мирно, не мешая друг другу. Мало того, за эти годы в городе образовалась довольно широкая прослойка тех, кого СМИ именуют православными активистами. Это люди с активной жизненной позицией, не боящиеся отстаивать свое право на защиту традиционных нравственных, семейных и культурных ценностей, которые сейчас объявлены «не современными». В 2014 году между ними и носителями «современных ценностей» произошел конфликт, связанный с протестом православных активистов и поддержавших их новосибирцев против гастролей сатанинских групп «Behemoth», «Marilyn Manson» и «Cradle of Filth», но об этом чуть позже.

Поэтому, конечно, в религиозной среде были определенные опасения, сможет ли мэр-коммунист сохранить упомянутый баланс интересов и созданные не за один год связи. И они, к сожалению, оправдались. Именно после вступления Анатолия Локотя в должность Новосибирск не перестают сотрясать скандалы, связанные с попранием традиционных нравственных ценностей и чувств православных верующих.

2014 год – уже упоминавшийся конфликт, связанный с приездом музыкантов-сатанистов из Польши, Англии и США.

2015 год – многотысячные протесты против провокационной постановки режиссером Кулябиным оперы Вагнера «Тангейзер».

2016 год – скандал по поводу проведения «Монстрации» в день Святой Пасхи. А также скандал, связанный с попытками членов Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей призвать к ответу солиста группы «Ленинград», широко известного исполнителя нецензурных песен Шнурова, и невнятной позицией власти в этом конфликте.

И вот сейчас, в 2017-м, – вновь два скандала, связанных с актом вандализма в отношении недавно установленного на территории Александро-Невского собора Новосибирска памятника Царю Николаю Второму и Цесаревичу Алексию и с предложением главы департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии провести в Новосибирске премьерный показ кощунственного фильма «Матильда».

Как видим, баланса интересов уже не существует, город постепенно погружается в атмосферу агрессивной безнравственности и воинствующего антиправославия. Но, что интересно, сам глава Новосибирска Анатолий Локоть имеет ко всему этому весьма опосредованное отношение. Выше уже упоминалось о том, что в 2014 году голосовали не только за него как кандидата-коммуниста, но надеялись на то, что он приведет с собой своих соратников, желающих работать на благо родного города. Эти надежды не оправдались – единой команды у мэра не было и нет. Локоть, второй человек в КПРФ после Зюганова, в своей кадровой политике решил пойти на сотрудничество с оппозицией официальной кремлевской власти и принял на ключевые посты людей, которых очень сложно заподозрить в желании сохранить стабильность «путинского режима». Это касается, например, личности Ивана Старикова, в 2012 году бывшего доверенным лицом кандидата в президенты, экс-председателя партии «Правое дело», позже главы партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова. В 2014-м Стариков выдвинул свою кандидатуру на пост мэра от партии «Гражданская инициатива» и потом снял ее в пользу Локотя. Возможно, в благодарность победитель назначил своего недавнего конкурента главой представительства города в Москве в статусе вице-мэра. Летом 2014 года Стариков принял активное участие в антиправославном митинге, организованном оппозиционным движением «РЕформация».

Вторая яркая личность в «оппозиционном блоке», созданном в недрах мэрии, – настолько яркая, что затмила самого мэра и часто демонстративно выступает против его позиции, – Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодежной политики.

В том же 2012 году Терешкова была руководителем новосибирского штаба кандидата в президенты Михаила Прохорова, входила в федеральный политкомитет партии «Гражданская платформа». То, что в 2015 году, уже работая в администрации города, она из него вышла, вряд ли сделало ее сторонницей политики действующей власти, особенно в отношении к Русской Православной Церкви. Это видно хотя бы из того, что она замешана во всех скандалах, связанных с организацией отпора православным активистам и членам Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности в проводимых ими акциях.

Впрочем, взаимная неприязнь родилась задолго до назначения Терешковой на ее нынешнюю должность: еще в те времена, когда она пыталась создать в Новосибирске Центр современного искусства – аналог печально известной галереи Марата Гельмана, – и проводила провокационные и безнравственные выставки, такие, например, как «Когда художник берет фотоаппарат», гельмановская же «Родина» и др. Поэтому эпатажное заявление Терешковой по поводу премьеры «Матильды» – вполне в духе всей ее антиправославной и антинравственной деятельности.

Представители нескольких общественных организаций в 2014 году обращались к новоизбранному мэру с письмом, в котором просили не назначать А.Терешкову главой одного из ключевых департаментов. Причем православные были в этом единодушны с руководителем самой крупной общественной организации НСО – Новосибирского областного совета ветеранов.

29 марта 2015 года на пятитысячном митинге «Защитим святыни – спасем Россию!» была принята резолюция с требованием немедленной отставки начальника департамента культуры. Но эти призывы остались гласом вопиющего в пустыне.

В тот же год новый директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман на своей пресс-конференции высказал мнение о том, что Терешковой следует подать в отставку. Но Анатолий Локоть и тут «прикрыл» свою подчиненную, заявив, что директор театра не имеет полномочий вмешиваться в дела мэрии.

Зато Анна Терешкова не считает себя обязанной блюсти интересы шефа и подставляет его направо и налево. Она с видимым удовольствием гнет свою, антирелигиозную линию, поддерживает безнравственные и кощунственные (как в случае с «Тангейзером» и «Матильдой») начинания, не понимая, что этим не только делает «назло» люто нелюбимым ею православным активистам, но и нарушает стабильность в огромном, полуторамиллионном городе. При этом глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии подрывает не столько свой авторитет – он у нее и так невелик, – сколько будущую карьеру того же Локотя, который вряд ли долго засидится в кресле мэра. Тем более, что его успехи на этом посту весьма скромные.

Но, если Терешкова после отставки вполне сможет на деньги мужа – крупнейшего производителя хлеба в стране – сделать карьеру в любом качестве, то Анатолий Евгеньевич, случись в Новосибирске социальный взрыв на религиозной почве (а он вполне возможен в нынешних условиях), заработает себе несмываемое клеймо и может смело ставить жирный крест на всей своей дальнейшей политической биографии.

Недавно представители Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей обратились в прокуратуру с просьбой «применить к начальнику департамента по культуре, спорту и молодежной политике мэрии города Новосибирска Терешковой А.В. меры предупредительного воздействия в форме профилактической беседы с разъяснением ее моральной и правовой ответственности перед обществом, социальных и правовых последствий продолжения совершения ею действий, направленных на дестабилизацию ситуации и нагнетания напряженности в обществе».

Потому что можно как угодно относиться к личности последнего русского царя, можно искренне верить в его любовные интриги, можно в кругу друзей (или даже на рабочем месте) подпевать песням Шнура, – все это частная позиция отдельного человека, на которую он имеет право, даже если он и занимает высокий пост. НО!

Все это не должно иметь ничего общего с его позицией как представителя власти, определяющего культурную политику в крупнейшем городе Сибири. В первом случае личные вкусы и пристрастия могут оказать влияние лишь на близких людей, а вот во втором они влияют на мировоззрение и формируют вкусы и культурные предпочтения многих и многих тысяч жителей города, особенно молодых.

Представим себе на миг: антиправославная, безнравственная политика в Новосибирске набирает обороты. В городе становится все больше сторонников проведения «Монстрации», все меньше участников крестных ходов. В Художественном музее регулярно проводятся выставки типа той же «Родины» Гельмана, во вновь открытый Центр современного искусства организуют обязательные экскурсии школьников и студентов. Постановки, подобные «Тангейзеру», собирают полные залы. Шнуров чувствует себя в Новосибирске как дома, концерты групп «Behemoth» и «Marilyn Manson» – самые посещаемые. Но храмы еще действуют. Как вы думаете, насколько окажется велик соблазн для молодых людей, привыкших к разгулу всей этой бесовщины, начать устраивать провокации против тех, кто оказался, фактически, в культурном гетто? И это, скорее всего, будут уже не пляски на амвоне, а нечто похуже и пострашней. Потому что будет ощущение того, что так – можно. Здесь, в этом городе, – можно. Ведь за это не станут ругать и наказывать, наоборот, такой поступок встретит полное одобрение со стороны облеченных полномочиями чиновников, журналистов местных СМИ, полиции. Кто-то первый начнет, другие подхватят, и пойдет реакция по всей стране, как расходящиеся по воде круги...

Ну что, Анна Васильевна и сотоварищи, вы ЭТОГО хотите – возвращения событий столетней давности, нового разгула воинствующего безбожия? Мы – не хотим. Вы, если припечет, всегда сможете уехать куда-нибудь в более спокойное место, нам – некуда. Это наш город, нам здесь жить, работать, растить детей. Мы, православные верующие, имеем на это такое же право, как и те, кто не разделяет наши взгляды. Мы не требуем от вас перестроить всю культурную политику в сторону ее клерикализации. Пусть она остается светской – в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы атеисты и православные новосибирцы чувствовали себя комфортно и не мешали друг другу. Но при этом не стоит забывать, что традиционные культурные ценности, которые мы отстаиваем, – опора нормального существования общества. Оно их создавало веками, собирало по крупицам, отсеивая ненужное. Это – сокровищница многовекового опыта совместной жизни русских людей. Без традиционных нравственных, православных ценностей стабильность в Российском государстве немыслима. Наша вера, наши святые – неотъемлемая часть и достояние всей русской, российской культуры. Поэтому мы требуем относиться к ним с уважением. И не превращать наш город, изначально названный в честь святителя Николая, великого защитника православной веры, в «Монстросибирск», оплот безнравственности и бездуховности.

Галина Пырх, член Союза журналистов России, православный публицист
Русская Народная линия