[29.07.2017] Виктор Мережко: «Чтобы сердце стучало. Чтобы было больно»

Одним из именитых гостей Шукшинских дней на Алтае-2017 стал Виктор Мережко, сценарист, кинорежиссёр, драматург, народный артист России. 80-летний Виктор Иванович рассказал «Алтайской правде», почему он, отказываясь от участия в других кинофестивалях, приехал на Алтай.

Другая закваска

– Виктор Иванович, не секрет, что вы избирательны в выборе приглашений на фестивали, которых сейчас немало проводится в России. Чем вас привлекли Алтайский край, Шукшинские чтения?

– В последнее время я много пишу, снимаю и не участвую во многих мероприятиях. Так, отказался от «Киношока» – он мне надоел. Врать не хочу. На фестивальных разъездах в каждом городе принято говорить, как там все прекрасно. Но либо это должно быть от души, либо вообще молчи. Скажу сейчас не дежурные слова. Алтай – хрестоматийное название. Таинственная щедрость. Я пользуюсь фитопродукцией с алтайской маркой, покупаю ее в аптеках Москвы. И лет сорок уже не завтракаю, выпиваю утром два стакана воды с алтайским медом. Как настоящий медоед, в Москве или Питере, когда нахожу ваш, алтайский, беру его сразу много-много,  потому что у вас здесь природа еще не загажена. До Шукшинского кинофестиваля я знал Алтай по меду да по кремам. А прилетел – и был потрясен. В день открытия мы приезжаем к памятнику Шукшину, хлещет сильнейший ливень, а тысячи человек, промокшие, стоят и ждут. Они пришли поклониться Василию Макаровичу! У нас бы народ разбежался. Но вы – Алтай, люди другой закваски. Ваш губернатор произвел на меня впечатление. Это не подхалимаж, мне это ни к чему. Скажу, что он жесткий, образованный, умный, с сильным характером. Таких не много в нашей стране. Мне приятно было с ним познакомиться и поговорить.

– Но вы и сами слывете жестким человеком. Как у вас получаются такие истории, как «Родня», например, или «Вас ожидает гражданка Никанорова»?

– Нужно, чтобы сердце стучало, чтобы было больно. Понять, продумать, пройти очищение. Одна из программных картин кинофестиваля – «Не ждали», продюсировал ее Анатолий Чижиков. Не банальная, потому что есть в ней традиции русской литературы и нашего кино. Мы ведь почти потеряли свой кинематограф. Слава богу, появляются иногда приличные сериалы, но чаще видим сюжеты по расхожей схеме – Саша любит Катю, а Катя любит Петю. Это развращение публики, потому что она привыкает к примитиву. У меня снято 72 фильма, мне за них не стыдно. Та же «Сонька – Золотая ручка» – это история женщины, ее судьба. Она пошла по порочному пути и заслужила наказание, но никого никогда не предавала, а наказывая нечестных, помогала обездоленным. Для меня это принципиальная работа.

Беречь нацию

– Но ведь в последнее время наши фильмы получают награды престижных западных кинофестивалей. Это тоже «Катя любит Петю»?

– Я не буду называть режиссеров, пусть зрители сами догадаются, о ком речь. Чем хуже в них показан наш народ, тем больше наград они получают на Западе. Ему надо, чтобы Россия выглядела свинарником. А мы не свинарник, мы великая нация. Как нас асфальтом ни закатывай, мы пробьемся. Да, она разная, наша страна. Есть в ней деградация, жестокость и лень – традиционная черта русского характера, которая набирает сейчас обороты. Я вот не люблю Америку. Не народ ее, а руководителей. Потому что они идут от дьявола. Куда ни посмотри – везде их военные базы. Но мне нравится, как они берегут свою нацию. В основе их кинематографа – наш соцреализм. Герой – непременно хороший, а если он плохой, то придет хороший и накажет его. У них нет несчастных судеб, у них всегда хеппи-энд...

– А что делать, если «пипл хавает»? Можно ли приучить зрителя к чему-то более качественному?

– Увы, дело не в «пипл» – дети «хавают». Уже второе поколение воспитано не на хорошей литературе и кино, а на некачественной продукции. Как на общественных площадках всерьез можно дискутировать, нужен ли мат в литературе?! Горький пишет об обитателях дна, но там нет ни одного бранного слова! У Булгакова есть маты? У Чехова, Толстого, Куприна? Почему мы так стараемся загадить свой родной язык? Детям нашим еще сложнее – их развращает Интернет. Постараюсь поделикатнее высказаться о проблеме. Мальчику уже не надо ухаживать за девочкой, чтобы постичь таинство отношений и физиологии. 12-летний подросток открывает порносайт – и ему все понятно. Это чудовищно. Я не люблю Интернет как факт, хотя и понимаю, что он – часть нашей жизни. Мы разучились писать письма, общаемся эсэмэсками без запятых и иных знаков препинания, сплошным текстом. Идет роботизация сознания.

Своя суть

– Считаете, что точка невозврата пройдена?

– Думаю, да. В советское время тиражировали цитату Ленина (а к этому жестокому господину у меня очень сложное отношение): «Важнейшим из искусств для нас является кино». Но это резаный вариант. В изначальном полном варианте она звучала так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Казалось бы, и вырезали-то всего два слова. Сталин, например, лично принимал каждый фильм, понимая, что кино – мощное идеологическое оружие. У страны были герои, идеалы, любимые картины – «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Чапаев». Кино воспитывало, песни из фильмов пели всей страной, их считали народными. «Темная ночь», «Каким ты был»… А о чем сейчас читают наши дети, что смотрят? Про то, как Анджелина Джоли удалила себе грудь? Россия невероятно богата талантами, понимаешь это, когда смотришь телешоу «Голос». Но слышим мы почему-то везде Киркорова и Баскова.

– Заступлюсь за наших детей. Они у нас неиспорченные, хотя с доступом в Интернет на Алтае все в порядке.

– Я Александру Богдановичу Карлину подал идею, не знаю, насколько она реалистична. У вас много выдающихся земляков. Слава богу, что вы ими гордитесь. А Шукшин – икона Алтайского края. Начните включать его в школьную программу с 1 класса, с нескольких фраз. Шукшин не писал гадостей. Начинайте воспитывать им своих ребятишек.

– Сложно идти против конъюнктуры?

– А я не иду против,  не отношу себя к трибунам, никогда не состоял ни в какой партии. Я хуторянин, родился в Ростовской области, закваска у меня донская. Живу, пишу и снимаю как ощущаю, как чувствую. Мои фильмы не протестны, они ориентированы на воспитание. На нравственность, о которой писал и Василий Макарович.

– Газета «Алтайская правда» в этом году отмечает столетний юбилей. Что бы вы пожелали ее читателям?

– Правда не может быть привязана к какой-то точке географически, но мне нравится сочетание «Алтайская правда», в нем своя суть. Вы живете здесь по законам человечности, народ у вас чистый, неразложившийся. Но осторожнее – идет идеологическая война. Потому что самое ценное, что есть у России, расположено за Уралом. Пашни, лес, газ, нефть, драгоценные металлы. Конечно, Западу хочется все это заполучить. А сделать это можно только одним способом – разложив народ. Не дай бог нам разрушить нравственность глубинки, той, что за Уралом, – беда будет. Не допустите этого.

Наталья Новикова (фото)
Алтайская правда