[16.06.2017] Упасть вверх

Эта история до сих пор окутана множеством тайн, в которых нашим и российским следователям еще предстоит разобраться. В марте прошлого года исчезновение пятилетнего москвича Якова Зиборова из квартиры его дедушки с бабушкой стало шоком. Происшествие бурно обсуждалось на сайтах, выдвигались самые разные версии, основная из них на тот момент — криминальная. Предполагалось, что мальчика нет в живых. Было возбуждено уголовное дело, первыми под подозрение попали люди из ближайшего окружения ребенка.

Гуру блуда

Ситуация усугублялась тем, что мать Яши Анастасия (по другим источникам, Александра) Зиборова вовсе не опечалилась исчезновением сына, в полицию не обращалась. Стало также известно, что она состоит в секте “Каула-Дхарма”, проповедующей свободные сексуальные отношения, взяла себе имя Маша Моо, снимается в порнороликах.

Пропавший ребенок был обнаружен живым вблизи деревни Княжицы Могилевского района. Ночью сотрудники милиции остановили машину, в которой находился разыскиваемый мальчик в сопровождении россиянина. Ребенка сразу доставили в социально-педагогический центр Могилевского района, где Яков пробыл более двух суток, прежде чем его бабушка сумела оформить документы на опеку и забрать мальчика.

Директор центра Наталья Гуркова рассказала:

— Яша поступил к нам в неплохом состоянии, мы быстро нашли с ним общий язык, ребенок достаточно активный и общительный, никакой специальной помощи ему не потребовалось. Для своих лет мальчик на удивление хорошо развит — умеет читать, у него грамотная речь, он охотно поддерживает разговор на различные темы.

И все же, где Яков жил все это время и какую роль в его исчезновении сыграл присматривавший за ним российский подданный? Таинственный “опекун” в областном центре снимал квартиры. Часто их менял, чтобы не вычислили. Затем познакомился с сельчанином из Могилевского района и оставлял Якова порой у него. Для конспирации привозил мальчика обычно ближе к ночи. А чтобы местному “воспитателю” не надо было никуда ходить и маленький гость не оставался без присмотра, снабжал всеми необходимыми вещами и продуктами.

Итак, у этой истории вроде счастливый финал: Якова передали бабушке Татьяне Борисовне. Но остались открытыми вопросы: почему похищенного ребенка привезли в Могилев и есть ли тут последователи секты “Каула-Дхарма”?

Главный постулат этого учения — смысл жизни в свободной любви, у которой есть пять вкусов, причем наивысший — эротический.

Основатель порносекты Сергей Кириенко, позже объявивший себя гуру и переименовавшийся в Митрадэвананда Парамахамса, хорошо усвоил известное высказывание небезызвестного Рона Хаббарда: “Хочешь стать богатым — создай свою религию”.

Кириенко, уроженец Хабаровска, приехал в Москву двадцать лет назад, некоторое время работал тренером йоги, изучил довольно эффектные приемы модной системы самопознания, научился быть убедительным.

Все участницы секты считались женами гуру, должны были заниматься любовью по первому требованию не только с ним, но и с богатыми клиентами, которые приносили “жрецу” немалую прибыль, а также сниматься в порнофильмах.

Чем же ему удавалось привлекать молодых и нередко образованных женщин? В основном за ним шли те, кто имел проблемы в личной жизни. Он обещал обучить их самым эффективным приемам обольщения, помочь наладить отношения с представителями сильного пола.

Кстати, учение о йога-движении Тантра лежит в основе секты и считается одним из самых необычных путей к так называемому просветлению, поскольку эта практика “умеет работать с энергией желаний, будь то сексуальное желание или гнев, или привязанность”.

Что любопытно: если загуглить название “Каула-Дхарма” с пометкой Минск, то можно найти сообщество в социальной сети, практикующее тантрический массаж. На страничке указано, что в группе состоит 159 человек.

Сколько жертв у этого учения в разных странах, пока неизвестно. Только на днях 40-летнего гуру задержали в Болгарии по подозрению в убийстве несовершеннолетнего.

Увы, это не единственная экзотическая секта, действующая на просторах СНГ. Учителя, участковые милиционеры, врачи, социальные работники, почтальоны — словом, все, кто по долгу службы ходит к людям на дом, — нередко сталкиваются у нас с деятельностью сектантов, особенно в частном секторе. С чужаками приверженцы экзотических культов откровенничать не спешат, ведут себя замкнуто. А зайти тому же сотруднику милиции на чье-то подворье и посмотреть, что там делается в момент общего сбора участников сообщества, в большинстве случаев нет оснований: ведь не шумят, порядок не нарушают, никто не жалуется.

Разве что иногда в милицию обращаются родственники людей, втянутых в подобные сообщества, с просьбой избавить их близких от пагубного влияния духовных наставников. Но помочь не всегда получается: многим “проповедники” успевают так затуманить голову, что никакие разумные доводы уже не действуют. Новообращенные перестают приносить в дом зарплату, тратя ее на религиозную литературу, которую затем распространяют в городе.

Гуманитарии не ходят к колдунам

С 1980 по 2016 год на территории Беларуси документально зафиксирована деятельность 1047 сект, культов, новых религиозных движений. Такие данные приводит председатель Синодального центра сектоведения Белорусской православной церкви доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук Владимир Мартинович. Однако ответить на вопрос, сколько из них активны в настоящее время, не представляется возможным:

— Для того чтобы установить факт деятельности секты, достаточно обнаружить документы, отражающие ее работу в какой-то из периодов истории страны. А вот определить момент распада достаточно сложно, поскольку отсутствия внешних признаков ее работы еще недостаточно для фиксации исчезновения организации с территории нашей страны. Известны случаи, когда отдельные секты работали в подполье на протяжении многих лет.

— А кто решает, принадлежит та или иная организация к секте или нет?

— Для этого существуют четкие критерии, являющиеся результатом многолетней кропотливой работы ученых разных стран. Отнесение какой-либо группы к сектам происходит после сравнения уже существующих критериев с документами и материалами рассматриваемой организации. Во всем мире известно порядка полусотни типов сект и культов по содержанию и шесть типов по структуре. В Беларуси представлено только семнадцать из них по содержанию и все шесть по структуре. Сюда, в частности, входят астрологические и коммерческие культы, группы восточной ориентации, неоязыческие, оккультно-мистические, псевдонаучные, псевдопсихологические, псевдохристианские культы, а также сатанизм, центры экстрасенсорного целительства, магии и колдовства и другие.

— Какие из них можно назвать деструктивными?

— Одна и та же секта на разных этапах своей деятельности может быть чудовищно разрушительной и не причиняющей никакого вреда на других. Отнесение какой-либо группы к сектантству само по себе еще ничего не говорит о степени ее опасности или безопасности. Термин “секта” нейтрален, а какие-либо организации являются сектами не потому, что они опасны и деструктивны, а потому, что они соответствуют определенному набору критериев, позволяющих идентифицировать их в качестве таковых с позиций науки. В силу этого корректнее говорить не о деструктивности организации, но о том, на какие группы население чаще всего жалуется. В Синодальный центр сектоведения и епархиальные центры сектоведения регулярно обращаются священнослужители и прихожане Церкви, частные лица, органы госуправления с самыми разными вопросами по новым религиозным движениям, сектам, культам и иным организациям и формам сектантства. Например, с июня по декабрь 2016 года больше всего запросов — свыше пятидесяти — было по деятельности “Свидетелей Иеговы”. Далее — по пятидесятникам и Обществу сознания Кришны. Поступали также жалобы на целителей, колдунов и другие организации.

Разрушительное влияние сект на психику человека подтверждается результатами обследования бывших сектантов, в ходе которого было обнаружено, что 52% из них страдают синдромом “плавания” (промежуточное состояние между бодрствованием и сном), для 40% характерны ночные кошмары. Расстройство памяти диагностировали у 21%

— Что происходит после обращения граждан?

— Это зависит от специфики конкретного случая. В целом мы отвечаем на вопросы, оказываем информационно-консультативную поддержку. В большинстве случаев людей интересует отношение Православной церкви к той или иной группе и вопрос о том, как конкретно им поступать в той или иной ситуации.

— Кто чаще всего становится жертвами нетрадиционных религиозных течений?

— Можно выделить несколько общих черт: например, отсутствие способности к критическому мышлению, всестороннему осмыслению любых возникающих на жизненном пути ситуаций. Неспособность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки. Отмечу еще один нюанс: исследования, проведенные во всем мире, доказывают, что чаще всего в секты вовлекаются люди с техническим образованием. Гуманитарии, изучавшие хотя бы на базовом уровне философию, историю, религиоведение, как правило, крайне редко становятся адептами подобного рода организаций. Тот факт, что сегодня во многих странах принижается важность гуманитарных дисциплин как на уровне среднего, так и высшего образования, говорит о том, что количество вовлекаемых в деятельность сект и культов людей, увы, будет расти. Наконец, существенную роль играет отсутствующая или чисто формальная принадлежность к традиционной религии. Например, воцерковленные православные верующие практически никогда не уходят в секты или другие подобные организации.


Культ нынче в моде

Психологи утверждают, что, привлекая людей в свои ряды, секты просто грамотно используют человеческие слабости. Каждая такая организация ориентирована на свою целевую аудиторию. Экзальтированные личности, к примеру, идут в восточные культы, склонные к мистическим переживаниям — в теософию. Одно из самых модных сегодня веяний — язычество: люди группами собираются на природе, ходят в народной одежде, участвуют в “битвах” дубинами. Во многих агроусадьбах проводятся свадебные празднества с языческими обрядами.

— С одной стороны, в этом нет ничего страшного, — говорит психолог Вадим Замировский. — С другой — попытки мужчин и женщин уйти от реальности в придуманный ими мир — это первый шаг на пути к серьезным психологическим и психическим проблемам. У меня был клиент, который состоял в организации, где исповедовали исконные традиции. Рубаха, посох, чарка с водкой, плеть для жены. Все по “Домострою”. Вытягивали его из секты родственники. К тому времени у некогда пышущего здоровьем 37-летнего мужчины уже была вторая стадия алкоголизма и двустороннее воспаление легких, поскольку сектанты даже в мороз ходили в портянках и лаптях.

Есть и другие примеры, когда гуру стращают людей концом света и заставляют их отказываться от всего мирского ради встречи со “святым духом”. Многие наверняка помнят историю “Пензенских затворников” — группы из 35 человек, называющих себя “Горним Иерусалимом”, которые в октябре 2007 года ушли в добровольный затвор рядом с селом Никольское Бековского района Пензенской области в ожидании Армагеддона. Были среди них и восемь граждан нашей страны.

Но куда более опасны сатанинские секты, которые сегодня популярны в США, Западной Европе, а в начале 2000-х не обошли и Беларусь. Одно из нашумевших уголовных дел — зверское убийство девушки в Мозыре. Члены секты начинающих сатанистов “Вамфири” таким образом “принесли жертву” своим богам.

Впрочем, основная цель подавляющего большинства деструктивных сект — вовсе не знакомство своих адептов с учениями о высших материях, а банальное выкачивание денег. Те, что помельче, довольствуются регулярными взносами своих “подданных”, более алчные нередко претендуют на имущество. 45-летняя минчанка Алена С. рассказывает, в какой переплет попал ее близкий родственник:

— После гибели в автокатастрофе жены и дочери Юра едва с ума не сошел. Сначала увлекся учением о наложении рук. Якобы при помощи этого человек может регулировать энергетические потоки. А спустя всего год попал в какую-то секту, в фонд которой переписал свою двухкомнатную квартиру. Оборвал связи с родными, друзьями, объяснив напоследок, что мы — неугодные его “богу” люди, а сам он — счастливый, духовно просветленный человек. Чья семья — Учитель и паства.


Большим деньгам закон не писан?

Квартиры, машины и рубли в фонд “просветления” — это еще не самые крупные пожертвования. Одной из наиболее богатых сект сегодня считается Церковь саентологии, штат сотрудников которой включает финансистов, лоббистов, юристов, политиков и даже свою спецслужбу. Среди адептов здесь — голливудские знаменитости вроде Тома Круза и Джона Траволты, другие известные своим положением в обществе и многомиллионными суммами на банковских счетах фамилии. К слову, последователей этого учения хватает и среди простых людей в странах бывшего Союза, в том числе и в Беларуси.

Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей в нашей стране работает с официально зарегистрированными религиозными организациями. Те же, кто действует незаконно, — компетенция правоохранительных органов. Однако у нас достаточно редки административные, а тем более уголовные дела против сектантов. Но это не означает, что они предоставлены сами себе.

— В нашей стране созданы благоприятные условия для деятельности любых официальных конфессий, что гарантирует мир и стабильность в обществе, — говорит председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Наталья Гуйвик. — Для того чтобы зарегистрировать нетрадиционную религиозную организацию, нужно пройти массу проверок. Это очень сложный процесс, тщательно контролируемый правоохранительными органами и строгим законодательством. На мой взгляд, это правильно, и такие меры оправданны. Прежде всего потому, что ставят надежный заслон для проникновения к нам различных деструктивных течений. Поэтому ни о какой либерализации существующих законов речь вести нельзя. Если такой вопрос и предложат для обсуждения в Парламенте, я буду однозначно выступать против. Нельзя сказать, что все секты приносят вред, но тем не менее они должны находиться под контролем.

«Беларусь сегодня»