Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » «Нелюбовь» по-русски

    [05.06.2017] «Нелюбовь» по-русски

             

    На экраны вышел новый фильм Андрея Звягинцева, завоевавший приз жюри на 70-м Каннском фестивале.

    Есть люди, которые живут на помойке. А есть, кто живет с помойкой в душе. Таких и выбрал в свои главные герои режиссер Андрей Звягинцев и преданно следует этому выбору от фильма к фильму. Меняются лица, пол, возраст, обстоятельства жизни, но «гробы ходячие» исправно кочуют из одной картины в другую. Созерцая долгие безжизненные планы с массой несущественных подробностей, ты поначалу гадаешь: подражает Тарковскому? Антониони? Виму Вендерсу? Нет, первый намного глубже, второй психологичней, третий ярче в передаче своего духовного опыта, чем Андрей Звягинцев.

    Но все же до конца каждого его фильма не покидает надежда, что еще чуть-чуть и сюжет пойдет поживей, конец будет необычным, непредсказуемым и, может быть откроет новые горизонты в художественном осмыслении нашей действительности, даст ответы или поставит вопросы, которые хоть как-то обоснуют два часа потерянного времени. Но, увы, этого не происходит. И «Нелюбовь» тут не исключение, а, скорее, продолжение историй о вроде бы несчастных людях, которым для своего счастья или счастья своих близких всегда нужно кого-то отравить («Елена») или покончить с собой («Изгнание»). Таков выбор талантливого режиссера, так он видит нашу жизнь и причины более глобальных, выходящих за рамки личных проблем событий и катастроф, которые напоминают о себе действующим лицам с экрана телевизора.

    Формально «Нелюбовь» – это фильм о «бегунке» 12-тилетнем мальчике Алеше, сбежавшем из дома, которого весь фильм ищут его родители и добровольцы поискового отряда. К слову, в нашей стране ежегодно пропадает 15 тысяч (!) детей, примерно, 10% которых находят мертвыми или не находят вообще. Но режиссер старается вскрыть причины этой проблемы, во всех подробностях расписывая жизнь духовных амеб – родителей Алёши, – препарируя их с дотошностью зануды. И, хотя тема веры в Бога звучит в фильме только в контексте «православнутого» директора фирмы, увольняющего сотрудников за развод, в голове почему-то все время крутится название нашумевшего несколько лет назад романа «Духless».

    В новой семейной истории, а, по мнению многочисленных критиков, именно семейная тема удается автору лучше всего, Андрей Звягинцев предлагает очередной незамысловатый сюжет, все персонажи которого навечно погружены в студень бесконечных житейских, социальных забот и вечного уныния; у них пустые глаза, банальные мысли, тупая, монотонная, лишенная глубоких человеческих переживаний и радости жизнь, они пропитаны ненавистью и презрением друг к другу. И в этом ключе равнодушие друг к другу на фоне безумных эмоциональных вспышек приобретает положительное значение. Неприветливые, одноликие, а иногда карикатурные типы, чем-то напоминающие героев Салтыкова-Щедрина и Достоевского, – таковы персонажи «Нелюбви». Это живые мертвецы, которые психологически насилуют друг друга, даже когда говорят о любви. По мере развития сюжета возникает устойчивое ощущение, что автор картины предварительно выжал даже из актеров всё человеческое, всё живое, что могло бы внести яркие краски и придать его произведению самобытный колорит, сделать их игру яркой и убедительной. Исключение здесь, пожалуй, только эпизодическая роль бабушки Алеши, из которой режиссер так и не сумел выдавить последние капли актерского мастерства.

    В одном из интервью после показа картины в Каннах Андрей Звягинцев сказал: «Божий замысел дать нам полную свободу – абсолютную, тотальную свободу выбирать, кто мы есть каждое мгновение, каждый миг своего бытия. Вот об этом-то и речь, что ты всё время в поиске. Ты всё время находишь себя ничтожным, а иногда случается так, что думаешь: как же так, я ведь все-таки могу позволить себе сделать добрый жест или могу быть человеком». Но, к сожалению, в этом фильме поиск его героев давно закончился, а может быть, даже и не начинался.

    Но неужели в душах этих амеб, живущих в вечном мраке, словно на дне Марианской впадины, не осталось ничего живого, в том числе и нормальных человеческих чувств? Для кого тогда это фильм? Нет-нет, любовь есть, но автор рассказывает о ней исключительно в «пастельных» тонах. У мужа (Андрей Розин) и жены (Марьяна Спивак) давно своя личная жизнь с разной степенью комфорта. Но там нет и никогда не будет места их сыну Алеше, которого после развода родителей ждет интернат. И ребенок принимает свое решение, конечно, эмоциональное и безрассудное, но все-таки это его личный выбор. И, может быть, он еще вернулся бы домой, может быть, замер на пороге, чтобы, оглянувшись, увидеть в глазах двух самых близких людей хоть немного тепла, света, нежности, внимания, но оглядываться незачем, потому что за спиной пустота. Пустота, где робот-папа и робот-мама строят свое «человеческое» счастье, не замечая беззвучных истерик бесконечно одинокого ребенка.  

    У Рэя Бредбери есть рассказ, где мальчик не проходит в школе очередной экзамен на интеллект – его IQ выше среднего. Его уводят из семьи и убивают. Конечно, милосердно – он даже не чувствует боли и страха, а только недоумевает, почему родители плачут, – ведь он прекрасно выдержал экзамен. А они ничего не могут сделать –таковы законы этого общества из «светлого завтра», где не нужны те, кто «умнее других». Такая вот толерантность по отношению к основной массе посредственностей. И хотя режиссер «Нелюбви» не заглядывает так далеко, предпочитая в своем творческом амплуа любоваться миром примитивных эмоций и эгоистичных поступков, но аналогия просматривается. Окружающая нас сегодня действительность в трактовке Андрея Звягинцева – не для нормальных людей, приоритеты которых всё же лежат в сфере души и духа. Это общество для сложно устроенных машиноподобных гуманоидов, для которых естественные человеческие чувства и потребность в искренней заботе и любви только помеха в непрерывном стремлении к гедонистическим целям и удовлетворению чувственных страстей. Отвечая в своих интервью на подобную критику, режиссер постоянно напоминает, что искусство – это только зеркало. Но в ответ каждый раз хочется спросить: «Маэстро, но почему у вас всегда кривое зеркало?»

    Алексей Реутский
    Прихожанин

    Календарь

    Последние новости
    22.08.2017 Почему Новосибирского мэра поддерживает радио «Свобода»?
    19.08.2017 Митрополит Тихон на Преображение предостерег верующих от "бытового христианства"
    18.08.2017 Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
    17.08.2017 1917-2017: Остановить реванш! (телеканал Царьград о печальных событиях в Новосибирске)
    17.08.2017 «А точно ли это печенье постное?»
    16.08.2017 Андрей Хвалин: В Новосибирске искусственно провоцируют столкновения с православными
    16.08.2017 Успенский пост
    16.08.2017 Ростислав Антонов: Властям Новосибирска пора привыкать к новой роли Русской Церкви

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России



    Трезвое поколение