Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Живая связь с Богом

    [06.06.2017] Живая связь с Богом

             

    Мы видим охлаждение православных христиан к догматам веры. Говорят, что главное – быть хорошим человеком, что перегородки между религиями не достигают неба и прочее. Как объяснить простым верующим важность догматов, в том числе и для построения правильной христианской жизни? С этим вопросом мы обратились к пастырям Русской Церкви.

    Проповедь должна говорить прежде всего о догматах нашей веры

    Протоиерей Максим Козлов:

    – В каждой национальной религиозной традиции есть свои достоинства, свои особенные черты, которые, как вообще в духовной жизни, в духовном возрастании могут быть достоинствами, а при отступлении – изъянами. Скажем, в традиции древней греческой Церкви был живой, большой интерес к вероучению и содержанию веры. И на уровне положительном, великом это выразилось в том горячем стоянии за веру, которое мы видим в опыте святых отцов, в свидетельстве Вселенских Соборов. Действительно, за йоту в иных случаях люди стояли до конца, невзирая ни на какие человеческие отношения. Но в качестве оборотной стороны это вело к тому, о чем писал святитель Григорий Богослов: нельзя пойти на рынок рыбу купить, чтобы не услышать, как об «единосущем», «подобносущем» спорили торговцы на рынке, вместо того чтобы продать тебе нужное и отпустить тебя с миром. И это превращалось в такого рода околобогословское суесловие. Это греческая традиция.

    В русской традиции – не только в наше время, а всегда – был преимущественный акцент на хранение священного бытия церковного, целокупного этоса церковной жизни – это то, что в историю вошло с именем Святой Руси. Когда святость образа жизни была критерием и главным идеалом и нормой, к которым стремилась значительная, а в лучшие эпохи – и большая часть нашего народа русского. Но оборотной стороной того же доброго стремления становилось превращение священного бытия в священный быт, когда не вероучение, а обрядовая сторона жизни – вещи сами по себе неплохие, но второстепенные и выводные – становилась главнее, интереснее и занимала в душе и сознании христианина русского большее место, чем принципиальные догматы нашей веры. Здесь пунктиром отошлю к XVII столетию, к старообрядческому расколу и к тому, какую трагедию это привнесло в жизнь нашей Церкви.

    В какой-то мере мы, увы, видим сохранение этого преимущественного внимания к обрядовой стороне церковной жизни и в нашу эпоху, с наложением и парадоксальным сопряжением с секулярным либерально-богословским подходом о равнозначности всякой веры, о том, что все религии якобы говорят об одном и том же Боге и ведут к одному и тому же.

    Как этому можно противостоять? Один из путей – религиозное просвещение, так как только от невежества можно придерживаться подобных воззрений сознательно. Второй путь – это церковная проповедь, может быть прежде всего даже с амвона, которая бы концентрировалась, как это было у великих проповедников нашей Церкви XIX века, не только на этике и тем более не на каких-то повседневностях, а именно на принципиальных догматах нашей веры, чтобы священник, говоря о евангельском событии, раскрывал его вероучительно-догматическую значимость. И третье – это стремление возродить опору на Священное Писание как на главную и принципиальную веху и фундамент нашей веры. Нужно стремиться к тому, чтобы не брошюры тех или иных прославленных или не прославленных подвижников благочестия, а Слово Божие было тем, о важности приобщения к чему христианин бы слышал в церкви прежде всего. Священное Писание должно быть книгой, которую человек, входя в храм или в церковную лавку, видел бы в первую очередь, а уже потом – некие упрощающие и десятистепенные по значимости брошюры.

    Без четких догматов христианин перестает быть православным

    Священник Валерий Духанин:

    – Христианин без догматов – это как внутренне потерявшийся воин, который не знает, за что воюет. Солдат, не могущий различить родное от неродного, легко перейдет к врагу. Без четких догматов христианин перестает быть православным. Святые отцы строго хранили догматы; напротив, ереси появлялись оттого, что кто-то считал догматы малозначимыми. И Арий, и Несторий, и родоначальник монофизитства Евтихий с точки зрения мирского общества были подвижниками, внешне образцовыми христианами, но извратили догматы и в итоге утратили Бога.

    В «Луге духовном» рассказывается о старце Кириаке, к которому как-то за духовным советом пришел человек, общавшийся с несторианами. Старец увещал его перейти в Православие, но тот говорил, что каждая конфессия настаивает: спасение только у них. Он просил старца помолиться, чтобы Господь явно показал, какая вера истинная. После длительной и усердной молитвы старца человеку был показан ад, где находились Арий, Несторий, Евтихий, Ориген и другие подобные им. Ангел сказал человеку: «Это место уготовано еретикам и тем, кто им последует».

    Поэтому спасти свою душу за счет одной нравственности не получится. Внешне порядочными, хорошими людьми были и фарисеи, которые тщательно блюли закон, выступали за нравственность, но отвергли Христа. Ад наполнен душами людей, которые делали свое человеческое добро, но не заботились о чистоте своей веры.

    Христианин – не «просто хороший человек», а тот, кто верует во Христа, а точнее – кто верен Христу. Но как веровать во Христа, если ты не будешь знать, Кто такой Христос? Как ты можешь быть христианином, не имея элементарного представления о том, что вкладывается в исповедание Бога-Троицы? Чтобы правильно веровать, необходимо не только стремиться к Богу своей душой, своим сердцем, но иметь и правильное представление о Боге. Догматы – это знак нашей верности и нашей принадлежности Богу и Его Святой Церкви.

    Еще нужно сказать, что догматы в своей основе – это открытые Богом истины, это то, что в Священном Писании Господь открыл о Себе, о Своем творении, о добре и зле, о том, как Он спас нас. На Вселенских Соборах вырабатывались словесные формулировки, но содержанием для них всегда были истины Священного Писания. Поэтому погрешность против догмата – всегда погрешность против Священного Писания, против Божия Откровения.

    Догматы – это указатели, векторы, показывающие, по какому пути нашему разуму идти, чтобы прийти к познанию Бога и не заблудиться в дебрях собственных бесплодных фантазий. Догматы становятся мертвыми для тех, кто, вроде бы признавая Бога, не имеет в сердце живой молитвы к Богу, не оживляет свою веру действительным общением с Господом. Для верующего человека догматы – живая связь с Богом.

    Жизнь духовная, а не душевная

    Священник Димитрий Шишкин:

    – Охлаждение православных к догматам веры – это свидетельство всё большего распространения в мире душевности, размывающей понятие о Духе Святом. Об этом говорили еще апостолы на заре христианства, но в наше время это равнодушие к жизни духовной приобрело воистину массовый характер. На этом основана и распространяет свое влияние ересь экуменизма, когда духовная жизнь во Христе, в недрах Его Церкви подменяется некой размытой псевдохристианской душевной идеологией. Опасность такой подмены в том, что при внешнем сохранении благочестия человек может постепенно утратить Дух Христов. И это легко может произойти, если человек верит неправо.

    Чистота нашей веры куплена дорогой ценой, за каждое слово Символа веры пролито немало пота и крови святыми, и пренебрежение сокровищем веры неизменно влечет за собой повреждение духовной жизни. Истинная вера – это крепкий фундамент жизни, который не может быть «выдуман», его надо только принять со смирением и строить на нем свою жизнь. Представление об этом фундаменте дает нам только Святая Православная Церковь, которая есть «столп и утверждение истины».

    Догматы Церкви – это не выдумки человеческого воображения, а дар Святого Духа, ступени опытного восхождения в Царствие Божие, запечатленные стопами всех без исключения святых. Догматическая жизнь – это вопрос жизни и смерти, а не вопрос тех или иных предпочтений, вот что важно понять. Неслучайно епископ Михаил (Грибановский), приводя чеканную формулу возрождения России, говорит: «Основы и догматы православной веры должны быть для нас основами и догматами нашего народного бытия».

    Священник Павел Коньков:

    – Если об этом говорят «православные христиане», то мне их жаль. Никогда настоящий и вдумчивый христианин не будет говорить так. Чаще всего этим людям не хватает знаний и жизни в Боге. Когда начинаешь объяснять таким людям, что все религии не могут чисто логически (даже не богословски) привести к одному Богу – некоторые задумываются, некоторые отворачиваются. Но объяснять все равно надо.

    Церковная община знает примеры обмирщенности с самого образования, но это не говорит об ущербности – это говорит о трудностях перемены жизни для Бога. Однако это необходимо для христианина. Это необходимо для того, чтобы называть себя верующим человеком.

    Подготовил монах Кирилл (Попов)
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    22.08.2017 Почему Новосибирского мэра поддерживает радио «Свобода»?
    19.08.2017 Митрополит Тихон на Преображение предостерег верующих от "бытового христианства"
    18.08.2017 Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
    17.08.2017 1917-2017: Остановить реванш! (телеканал Царьград о печальных событиях в Новосибирске)
    17.08.2017 «А точно ли это печенье постное?»
    16.08.2017 Андрей Хвалин: В Новосибирске искусственно провоцируют столкновения с православными
    16.08.2017 Успенский пост
    16.08.2017 Ростислав Антонов: Властям Новосибирска пора привыкать к новой роли Русской Церкви



    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»