[03.11.2016] Евангелие, которое мучает

 

Вера начинается с услышанной и воспринятой проповеди. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 17). Кто из христиан не знает о чудотворном воздействии евангельского благовестия? Свидетельство об Иисусе Воскресшем способно исцелить душу, возродить к новой жизни, открыть подлинную радость и смысл бытия. Случается, одна-единственная евангельская фраза разворачивает мысли на 180 градусов и полагает начало коренному изменению внутреннего человека.

Однако проповедь Евангелия также может жечь и мучить. Как удивительно! Слово, согревающее духовным теплом сердца миллионов, для других становится раскаленным железом, от прикосновения к которому остается глубокий ожог. Священное Писание, а за ним и сама жизнь дают множество таких примеров.

* * *

Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (Ин. 10: 24), – требовали от Иисуса иудеи. Действительно, Богочеловек в некотором смысле измучил их проповедью и чудесами. Он ежечасно утверждал Свое мессианство словом и делом, но – вот беда! – совершенно не вмещался в представления евреев о Мессии. Кроткий облик Спасителя вступал в противоречие с образом Машиаха, который они нарисовали в своем воображении и который был проекцией их собственных страстей: властолюбия, сребролюбия, гордости, тщеславия. Поэтому каждое слово Христа било их в самое нутро, сокрушало внутренних идолов, резало по живому. С одной стороны, книжники и фарисеи видели удивительные чудеса, свидетельствующие о наступлении мессианской эры. Но с другой стороны, они чувствовали, что Христос… не подходит им. Если Он – Мессия, тогда слишком круто придется менять свою жизнь и мировоззрение. Поэтому чем более Христос являл мессианское достоинство и божественность, тем более росли ненависть и озлобление еврейского духовенства.

Евангельская история перекликается с темой «ожесточения сердца фараона» в книге Исход. Почему сказано: Господь ожесточил сердце фараона (Исх. 9: 12)? Неужели Бог закрыл от египетского царя истину? Конечно, нет. Фараон видел те же чудеса, что и все, но в других они возбуждали веру и страх, а в нем – противление. То, что одних спасает, других ожесточает, но виновен не Бог, а сам человек. Оказывается, ожесточать может и любовь, и благодать, и чудо, и слово истины – всё зависит от восприятия. Таким же образом и проповедь Христа одних спасла, а других ожесточила вплоть до греха богоубийства.

Христос исполнил домостроительство нашего спасения и воссел одесную Отца. На земле дело Богочеловека продолжила Церковь, которую апостол Павел назвал телом Христовым (см.: 1 Кор. 12: 27). Церковь стала руками, ногами, устами Христа. Творит Церковь дела милосердия – значит, руки Иисуса подают милостыню. Идет Церковь в самые дальние концы мира для миссионерства – она становится ногами Иисуса. Проповедует ли Церковь – отверзаются уста Иисусовы. И эти уста будут говорить людям истину и мучить человечество истиной до конца земной истории.

Книга Апокалипсис сообщает о двух свидетелях (см.: Откр. 11: 3), которые будут проповедовать миру христианство при царстве антихриста. Когда они будут убиты, живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле (Откр. 11: 10). Оказывается, пути настоящего христианства и пути мира настолько разойдутся, что христианство для мира станет занозой в плоти, соринкой в глазу, гвоздем в сапоге. Оно будет причинять сильную боль безбожному обществу, и гибель апокалипсических проповедников (согласно многим толкованиям, это Илия и Енох) принесет огромную радость и облегчение для обитателей земли.

* * *

Евангелие, которое мучает… Любой христианин, если он только не прячет свою веру, сталкивался с подобным действием евангельского духа и слова. Например, как резко может поменяться тон беседы, если вдруг в разговоре с нецерковными людьми упомянешь о Христе, Церкви, священниках, патриархе, таинствах. Любая религиозная тема, затронутая не для смеха, а серьезно, способна породить неожиданно острую отрицательную реакцию. Иногда и слов не нужно. Достаточно перекреститься, проезжая в автобусе мимо храма, – и у попутчика уже перекосилось от злобы лицо. И эта ненависть – вовсе не из-за «роскоши иерархов», или якобы неправильной политики патриарха, или якобы нарушения симфонии отношений Церкви и государства (как любят объяснять на некоторых блогах). Конечно, никто не говорит, что у нас все хорошо. Проблемы и ошибки на земном пути Церкви неминуемы – но ненависть к ней возникает не только из-за наших возможных ошибок. Как правило, она рождается совсем в другом измерении. Чаще всего, в бытовом отвержении христианства проявляет себя та самая древняя злоба, дух ненависти и богопротивления, о котором написал Иоанн Богослов: дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 3). Дух, который чувствуется за версту и все сильнее действует в мире.

Да, у Церкви были и есть недуги: богочеловеческое тело Церкви по своему человечеству всегда болеет. Но свести неприятие Церкви только к нашей «нехорошести» – значит забыть, что Евангелие не только объединяет, но и разделяет: Христа и Велиара, добро и зло, Церковь и мир. Церковь никогда не понравится диаволу, какими бы «хорошими» мы ни стали, и ненависть к Церкви никогда не прекратится. Потому что враги воюют не столько с нами из-за наших грехов, сколько со Христом – из-за Его святости. И все так же мучаются от Его слов, продолжающих звучать из уст Христовых – Церкви.

Когда Церковь вдруг понравится всем – вот это будет трагедия. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6: 26) – предупреждал Христос. Это будет значить, что мы живем и действуем вполне в духе мира, а не в Духе Святом. Слово Божие никогда не потеряет своего обязательного свойства: не только объединять, но и разделять. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4: 12). Спаситель предупреждал, что благовестников кто-то всегда будет слушать, но их всегда будут и преследовать: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15: 20). Если Евангелие вдруг объединило бы всех и вся – это значило бы, что Церковь превратилась в светский институт, проповедующий мирскую идеологию.

* * *

Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! (Мк. 5: 7) – кричал Господу гадаринский бесноватый. Не тот же вопль набирает силу в постхристианской цивилизации? Мир, все более пропитывающийся духом антихриста, мучается христианством, чувствуя его инаковость и неотмирность. Слово Божие все так же согревает и жжет, умиротворяет и ожесточает. Разделение мира продолжается – и дай Бог нам оказаться на верной стороне.

Сергей Комаров