[17.06.2016] Митрополит Гавриил: «Мы приняли решение не ехать на Критский собор независимо и по совести»

1 июня 2016 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял решение отказаться от участия в «Святом и Великом Соборе» на Крите. Либеральные болгарские СМИ увидели в этом «руку Москвы». О том, какие догматические соображения стояли за этим решением и почему оно не могло быть принято под влиянием Москвы, каково отношение болгар к русским и грекам, почему на предварительных совещаниях болгары согласились принимать решения принципом консенсуса, как следует относиться к Всемирному совету церквей и экуменизму, рассуждает митрополит Ловчанский Гавриил (Динев).

– Ваше Высокопреосвященство, решение Святого Синода Болгарской Православной Церкви не участвовать во Всеправославном соборе на Крите вызвало разноречивые отклики. Многие из них были крайне критическими и осуждающими, в том числе в церковных СМИ. Как бы Вы объяснили простым языком, что произошло и почему архиереи решили поступить таким образом?

– Наше решение – последствие другого решения, от 21 апреля 2016 года, когда Святой Синод выразил свою позицию по проектам документов, подготовленных Всеправославной комиссией для рассмотрения и принятия на Святом великом соборе. По одному документу, касающемуся отношения Православной Церкви с остальным христианским миром, мы высказали достаточно критические замечания. И решили, что данный документ не может быть принят в настоящем виде, поскольку узаконит экуменизм. Мы собирались ехать на собор. Зарезервировали места в отеле на о. Крит. Договорились и о самолете, на котором полетим на остров для участия в соборе. Отдали также немалую сумму в качестве предоплаты за проживание в отеле на острове Крит, что означает, что у нас было серьезное намерение поехать на собор и отстаивать нашу православную позицию. В крайнем случае – если не сможем защитить ее или же не будем услышаны – мы думали не подписывать документов собора.

Однако на заседании Синода 1 июня 2016 года после обсуждения было решено предложить отложить собор на другое время, с тем чтобы подготовка к нему была продолжена. Мы решили, что в настоящий момент отсутствует готовность к действительно большому, великому и святому собору. Соображения наши были таковы.

Во-первых, в повестке собора отсутствуют некоторые очень важные темы. Если они не будут рассмотрены на данном соборе, то когда же они будут рассмотрены и учтены?

Во-вторых, мы обратили внимание на регламент, принятый в начале текущего года, в январе, в Шамбези, предстоятелями и представителями Православных Церквей. В нем порядок рассмотрения документов таков: если желаемое изменение данного документа не получит единогласного одобрения всех Православных Церквей, оно, это изменение, не может быть принято. И нам стало ясно, что наши поправки не будут одобрены.

Всеправославная комиссия в Шамбези рассматривала документы, работа над которыми шла с прошлого века. Решение предстоятелей тогда было таким: поправки должны быть лишь косметического характера, так как у нас нет мандата на внесение серьезных изменений. В подобной ситуации мы возлагали надежду на то, что данные проекты документов будут серьезно отредактированы на самом соборе. Однако, увы, стало ясно, что из проектов документов они превратились в принятые единогласно и фактически неизменяемые. Следовательно, поскольку это положение дел не будет изменено, то нашим решением было – не участвовать в соборе. Святые отцы жизнь свою полагали на то, чтобы отстоять чистоту святой православной веры. Как же мы можем явиться предателями их священного дела?

– Когда стало известно решение Синода, последовали нападки на него с самых разных сторон. Многие называли это решение радикальным, некорректным, парадоксальным… Кроме того, обвиняли Синод в отсутствии любви к тем христианам, которые не являются православными.

– В начале предсоборного процесса в нашу Церковь был послан запрос о том, желаем ли мы, чтобы решения принимались консенсусом – полным единогласием – или большинством голосов. Вселенская Патриархия считает, что православная диаспора во всем мире принадлежит ей. Это, например, означает для болгар, что они, где бы ни находились за пределами своей родины, будут пасомы Вселенской Патриархией. Однако болгары категорически не хотят этого. Сейчас они – паства Болгарской Православной Церкви в двух ее заграничных болгарских епархиях. Там находятся болгарские митрополиты и болгарские священники. Так наши соотечественники, находясь вдали от своей родины, сохраняют духовную связь с ней.

Вселенская Патриархия также считает, что имеет право предоставлять (а вероятно, и отнимать тоже) автокефалию конкретной Поместной Православной Церкви. Принимая во внимание эти и другие проблемы, а также то, что грекоязычных Церквей численно больше, наш Синод выбрал тогда принцип консенсуса, а не большинства голосов, но мы не предполагали, что впоследствии окажемся в тупике.

Чтобы собор мог решать вопросы, нужно, чтобы он был валидным и каноничным собором, он никоим образом не должен отклоняться от духа и учения предыдущих соборов, учения святых отцов и Священного Писания и должен всегда отражать правоту нашей веры. Необходимо восстановить практику всех бывших доныне соборов, Поместных и Вселенских, чтобы у каждого епископа было право голоса. Никогда прежде не было такой практики, чтобы только у каждой Церкви был свой голос – один, что лишает предстоятелей и епископов права голоса.

А что касается любви к инославным, то мы должны с братьями своими, находящимися в ереси или расколе, быть полностью откровенными и с любовью и болью молиться о том, чтобы они вернулись в Церковь Христову.

При Ловчанской святой митрополии уже более 10 лет действует столовая для бедных. Мы стараемся выбирать самых бедных, самых нуждающихся, не спрашивая их, какой они веры.

– Есть ли основания для критики этого решения как русофильского? И не могли бы вы разъяснить, было ли в данной ситуации русское влияние? Тем, кто осведомлен о ситуации, ясно, что аргументы Болгарской Церкви полностью отличаются от позиции Русской Церкви, так насколько корректно смешивать решения обеих Церквей?

– Послушайте, мы и русофилы, мы и грекофилы, потому что не можем не чувствовать близости с теми странами, в которых есть Православие и оно является там преобладающим. Господь сказал, чтобы мы любили всех, любили и врагов своих. Как же мне не быть близким к России, в которой, может, и был коммунизм, но она – православная страна?! Благодаря этому сильному Православию коммунизм в России рухнул. Такой войны против Православия, какая была в России, нигде, никакая другая страна не перенесла. Без глубокой веры русского христианина Русская Церковь не устояла бы. Если вникнуть и посмотреть, что значит гонение, что значит война против веры, то это немыслимо, страшно! Как не уважать этих христианских мучеников?!

Мы не говорим о политике, мы говорим о православном народе.

Кроме того, Россия освободила нас от турецкого рабства. Такова правда, и почему мы должны закрывать на это глаза из-за того, что политическая ситуация сейчас другая?

Я объяснил причины, по которым мы уважаем православных в России.

Совсем иное дело – позиция Болгарской Православной Церкви. В феврале этого года состоялся собор Русской Православной Церкви. В России архиереев больше 300. Они приняли все предсоборные документы. Кажется, всего четверо владык не были согласны с этим решением. В подобной ситуации, если бы мы были прямо подчинены Русской Церкви, нам следовало бы 21 апреля сделать то же самое, не так ли? А 21 апреля наша Церковь приняла независимое решение – предложить внести изменения в предсоборные документы в связи с вопросами, содержащими неправославные позиции. На тот момент БПЦ была первой автокефальной Церковью, занявшей обоснованную критическую позицию к главе «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру». После нашего официального заявления за нами последовали и другие, а также Святая Гора Афон. До нас писали критические замечания некоторые архиереи, духовники и богословы. Но БПЦ была первой Церковью, занявшей официальную позицию по спорной теме.

Болгарская Православная Церковь была первой отказавшейся от участия во Всеправославном соборе. Она сделала это аргументированно и открыто, а решение было принято единодушно.

В те дни на крупных международных церковных сайтах появлялись такие комментарии, как: «Мы счастливы, что есть наши братья-славяне, которые спасут Православие своей православной позицией», «Болгарская Церковь пишет новую историю Православия» и т.д. На сайте «Православие.Бг», не связанном с Синодом БПЦ, опубликована анкета с вопросом: «Одобряете ли вы решение Св. Синода не участвовать в соборе?»; на сегодняшний день результаты такие: 65% «да» при 35% «нет». Уже в первые часы мы получили много восторженных приветствий от православных христиан, разбросанных по всему миру, которые назвали нашу позицию смелой и доблестной.

И вот, как видите, вслед за маленькой и бедной Болгарской Церковью свои аргументы и отказ присутствовать на Всеправославном соборе направили Антиохийская Патриархия, Сербская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь и Русская Православная Церковь.

Наша позиция не противособорна, она конструктивна. Единение должно быть в истине. Если ты хочешь быть честным, как ты можешь не ценить этого? Мы прислушивались только к своей православной совести. Это правда.

Скажу еще: мы русофилы, однако независимые русофилы. Я писал докторскую диссертацию в России, и тема у меня была такая: «Характерные черты подвига русских подвижников благочестия XIX века». Я писал о 450 подвижниках, многие из которых уже канонизированы. 450 святых человек за один век – это большая цифра! Однако их намного больше, это только те, кого я нашел. Как же можно не уважать такую Церковь и таких христиан? А как не уважать Греческую Православную Церковь? Посмотрите, какие там великие святые и в последнее время! Как мне не уважать Церковь, давшую в самое последнее время преподобных Паисия и Порфирия и других? И сейчас в православном мире есть живые святые.

– Как вы объясняете для себя желание многих комментаторов, чтобы БПЦ любой ценой приняла участие в соборе? Как объясняете обвинения ее в антисоборности, если она не подпишет и не примет всех документов, неважно, пребудет ли она в истине или отпадет от нее?

– По-моему, тут два типа людей. Первые – это те, кто не понимает глубоко проблему. Второй тип – это люди, которые очень хорошо знают, о чем идет речь, и хотят, чтобы Всеправославный собор узаконил эти экуменические документы. Настоящие христиане нас понимают и поддерживают.

И сейчас много людей благодарит нас – но не за то, что мы не поедем на Крит, а за то, что они увидели в нашей позиции серьезный анализ и поступок по совести. Многие люди считают, что будет лучше, чтобы не состоялся собор, который примет документы экуменической направленности, разрушающие единство Церкви, но чтобы он был отложен и подготовлен так, как подобает великому и святому собору.

– Ваше Высокопреосвященство, можно ли надеяться, что важные решения, принятые БПЦ, будут доступно разъяснены людям, недостаточно понимающим церковную терминологию? Сойдет ли клир в среду обычных мирян, чтобы сделать их сопричастными своим важным решениям?

– Мы стараемся делать это. За последние месяцы вышло несколько решений. Кто старательно поищет, тот сможет найти истину. Правда, имеется и много материалов, вводящих в заблуждение.

За долгую историю Церкви были и «разбойничьи соборы». Не всякий собор был носителем истины. Были такие соборы в истории Церкви, которые потом были отвергнуты, – созванные неправильно, принявшие еретические и неверные решения.

– Каково ваше отношение к экуменизму? Является ли он ересью?

– Слово «экуменизм» стало сейчас особенно негативным. Для меня есть два варианта экуменизма. Первый – это миссионерствовать. Второй – подлаживать свою веру так, чтобы непременно удовлетворить другого. Второй вариант является ересью. Я знаю современных миссионеров, которые, не нанося ущерба Православию, смогли показать красоту и величие нашей веры, оказать влияние на многих инославных и представить им чудо Церкви. Такой диалог и такая позиция спасительны. То есть они сумели должным образом представить Церковь как богослужение, как догматическое учение и как личный пример.

Но, например, Всемирный совет церквей – это организация, деятельность которой зиждется на идее о том, что все «церкви» равноправны. Они заявляют о своем стремлении найти истину, но считают, что любой член этой организации является частью одной вселенской церкви. Если бы мы участвовали во Всемирном совете церквей (слава Богу, БПЦ уже много лет не участвует в нем), то это означало бы, что мы принимаем еретическую идею этого регламента.

Святые общались, помогали, утешали, давали мудрые советы не только православным христианам. В этом общении много новых людей вошло в Церковь. Это положительный вариант экуменизма. Но когда ломают голову над тем, как бы нам приноровить вещи так, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы», тогда веру продают. А ведь нет такого, чтобы в результате этих богословских экуменических диалогов кто-нибудь из инославных принял Православие, но всё в точности наоборот – православные нанесли себе вред.

– Ожидаете ли вы санкций от Вселенской Патриархии, призывающей Церквей-сестер явиться на соборные заседания? В документе от 5 июня также упоминается, что «не существует никаких институциональных рамок для пересмотра уже начавшейся соборной процедуры». Как вы прокомментируете догматизирование предварительных документов?

– Мы надеемся, что Вселенская Патриархия примет решение отложить собор с тем, чтобы подготовка к нему продолжилась.

– Если Всеправославный собор будет отложен, БПЦ поедет на него?

– Если Всеправославный собор будет отложен и подготовлен в духе и истине предыдущих Святых Соборов, БПЦ непременно примет в нем самое деятельное участие.

– Каковы наиболее важные проблемы Православия, не нашедшие места в повестке дня собора? Какие вопросы добавила бы БПЦ?

– В 1948 году в Москве состоялось предсоборное совещание, в котором участвовали все Поместные Православные Церкви. Так, например, по вопросу о календаре было решено, что до созыва Всеправославного собора каждая Поместная Церковь может служить по старому или новому календарному стилю, при этом Пасха должна оставаться единой для всех. Но на предстоящем Всеправославном соборе календарный стиль должен быть сделан одинаковым для всех Православных Церквей.

В начале подготовки Всеправославного собора вопросов было 100. А сейчас осталось 6. Я уже упомянул один из важных вопросов – вопрос о календаре. Потому что не подобает в Церкви служить по двум стилям. Нынешний вариант провоцирует разделение. И касается всех. Если сейчас на предстоящем соборе не будет принят один стиль, то когда же это произойдет?

Вопрос об автокефалии тоже очень важен. Есть и другие важные темы, которые, если собор их не решит, то решать их будет некому и некогда.

– Стоит ли БПЦ на пороге нового возрождения? Стало ли 1 июня первым днем внутреннего обновления нашей Церкви?

– Где имеется покаяние, есть и силы для преображения. Дай Бог, чтобы это было так!

С митрополитом Гавриилом (Диневым)
беседовала Дария Захариева
Перевела с болгарского Зинаида Пейкова
Православие.ру