[05.11.2009] Вера и спорт

Игорь БеляевРазговоры о том, несет ли спорт опасность для духовного развития личности и можно ли православному христианину серьезно заниматься в спортивной секции, не утихают между православными до сих пор. Хотя в последнее время большинство склоняется к известному правилу: все хорошо в меру. Правда, мера для всех людей разная. Нужно помнить о том, что абсолютно во всех областях человеческой деятельности, в том числе и спорте, звезды с неба могут хватать лишь особо одаренные единицы, а потому никогда нельзя терять рассудка – следует трезво относиться к своему делу и реально оценивать собственные возможности.

Среди спортсменов всегда были, есть и будут православные христиане. Для них, как и для всех остальных нерелигиозных спортсменов, спорт является работой, которую они стараются по-христиански честно выполнять, добиваясь хороших результатов. Могут спросить: "Зачем же делать спорт своей работой, неужели больше нечем заняться?" Здесь следует сказать, что спорт делают своей профессией немногие, а только те, у кого получается, и получается хорошо. Это люди, наделенные особым талантом, который они совместно с тренером открыли в себе и преумножили. Абсолютное же большинство со временем (после окончания школы или вуза) покидают спортивные арены и находят себя в других областях. Но при этом они всегда тепло вспоминают свои спортивные годы, поскольку спорт все-таки многому их научил: быть внутренне дисциплинированными, не бояться трудностей, держать удар, терпеть, достойно проигрывать, а также уметь побеждать в ситуациях, когда, казалось бы, победить просто невозможно.

Часто приходится слышать о том, что любительский спорт – это одно, а спорт высоких достижений – совсем другое. Дескать, здесь люди уже не щадят живота своего, всю жизнь свою кладут на спортивный алтарь, забывая, порой, и себя, и своих ближних, возводя спорт в ранг божества, что по сути является язычеством, ибо сказано: не сотвори себе кумира (Исх. 20, 4). Легко допустить, что кто-то из "неразумных ревнителей" действительно сотворил себе из спорта кумира и поклоняется ему, и приносит ему себя в жертву, может быть, сам того и не осознавая, не ведая, что творит. Но если эти кто-то и возвели большой спорт в ранг идола, то для православных христиан "идол в мире ничто" (1Кор. 8,4). Для них спорт – это лишь инструмент для достижения высокой цели. Христианин не стремиться победить, чтобы раствориться в собственной славе, ублажаться звуками литавр и бубнов. В своем стремлении к победе спортсмен ищет славу, почет и уважением ни себе, а отечественному спорту, своей стране, своему народу, своему спортивному клубу, наконец.

Рассказывают, что когда заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, мастер спорта по пауэрлифтингу, прихожанин Александро-Невского собора в Новосибирске Игорь Беляев 11-летним мальчиком впервые переступил порог тренажерного зала, тренер спросил его: "Ты зачем сюда пришел?" "Хочу стать олимпийским чемпионом!", – не задумываясь ответил Игорь. Много лет спустя Игорь Юрьевич так прокомментировал свой ответ: "Конечно, мне хотелось стать чемпионом, но, насколько я помню, двигало мной отнюдь не честолюбие или тщеславие, а здоровые амбиции, которые ни в коем случае не являются каким-то духовным пороком, но движущей силой, которая помогает решать поставленные перед собой задачи".

Человек не может быть бесцельным, это претит его внутреннему содержанию, он должен к чему-то идти, должен что-то делать, чтобы это приносило пользу в конечном счете не только ему одному.

"Недавно в зал пришли два подростка, – говорит Игорь Беляев. – На вопрос, что их привело к нам, они ответили: "Хотим накачаться". Такой ответ показал, что у ребят не просто ветер в голове, они преследуют вполне определенную цель, но цель эта низменная. Занятия в зале не принесут им никакой пользы, и лишь только приятно пощекочут их и без того излишнее самолюбие. А это весьма опасно для души".

"Ну а если бы они ответили: "Хотим быть сильными!", – спросили Игоря Беляева. "Это достойный ответ, – сказал Игорь Юрьевич. – Сила дает уверенность в себе, для мужчины это крайне важно, потому что он глава семьи, он ее кормилец и защитник. Мужчина должен быть уверен в себе в любой ситуации и ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа, ибо, в конце концов, он еще и потенциальный воин, готовый в любой момент встать на защиту своего Отечества".

Дух закаляется в терпении, а терпение и выносливость – плод постоянных тренировок, говорит Игорь Беляев. И соревнований тоже, добавляет он. Нигде так ярко не проявляются все скрытые черты человеческого характера, как на соревнованиях. Соревнования – это не просто экзамен по конкретному виду спорта, это проверка на мужество, на способность выстоять в экстраординарных условиях и победить, не смотря на возможное преимущество соперника.

"И дело здесь уже не в спорте, а в духовном стержне, который должен быть внутри каждого человека. Но чтобы он сформировался, требуются качества иного свойства. Здесь уже необходимо воспитание не столько физическое, сколько духовное", – убежден Игорь Юрьевич.

"Возможно, кто-то сильно удивится, узнав, что в нашем зале серьезно тренируется православный священник – настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, – говорит Игорь Беляев. – Отец Александр рассказал нам, что известная поговорка советских физкультурников "в здоровом теле здоровый дух", оказывается, впервые была произнесена Цицероном и звучала так: "Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух". Батюшка сказал нам, что эти слова древнеримского политика и философа имеют глубокий смысл, они показывают, что для по-настоящему сильного (а правильнее сказать, цельного) человека недостаточно одной физической силы, нужно еще духовная целеустремленность, способствующая духовному возрастанию души. Речь идет о вере, о соединении своей воли с волей Творца – в этом заключается суть человеческого бытия. Это тот духовный фундамент, без которого никому не выстоять в этой жизни".

 


Игорь Беляев:
"Физическое развитие должно идти в ногу с духовным возрастанием"

Предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, заслуженным тренером России мастером спорта Игорем Беляевым.

– Игорь Юрьевич, позвольте наш с вами разговор начать с…физкультуры. Согласитесь, что той физической культуры, какая была во времена Советского Союза, сегодня нет и в помине. А ведь именно физическая культура в какой-то мере является поставщиком кадров для спорта. В каждом дворе стояли хоккейные коробки, футбольные поля, создавались свои дворовые спортивные команды, проходили какие-то стихийные соревнования вплоть до того, кто больше всех подтянется на турнике. И когда дети и юноши приходили в спортивные секции, то они если и не были в достаточной мере физически подготовленными для спорта, то, по крайней мере, из них можно было что-то лепить. А сегодня ни для кого не секрет, что большинство подростков подтянуться на перекладине могут от силы один-два раза!

– Да, мы были более подвижными. И уроки физкультуры в школах были представлены лучше. Достаточно сказать о том, что каждому учащемуся нужно было обязательно сдать нормативы комплекса "Будь готов к труду и обороне". Регулярно проводились школьные спортивные олимпиады. Впрочем, они проводятся и сейчас. У меня дочка недавно участвовала в одной из таких олимпиад. Я спросил, что они делали, и оказалось, что сначала долго отвечали на теоретические вопросы, затем делали "ласточку", "кувырок", прыжок с места… Вспоминаю, что было у нас: кросс три километра, бег сто метров (хорошо помню, что отличным результатом считалось 12.05 сек.), подтягивание на перекладине (15 раз – на "отлично", а у нас подтягивались по 20-30 и более раз), прыжок в длину, метание гранаты. К тому же в нашем классе (отнюдь не спортивном) все занимались в спортивных секциях: кто-то бегал, кто-то плавал, кто-то боролся, кто-то боксировал. Физическая подготовка нынешнего поколения, безусловно, оставляет желать много лучшего. Мы сами себя губим.

– Сегодня можно услышать много лестных слов в отношении физкультуры, и немало несправедливых упреков, относящихся к спорту. Дескать, физическая культура развивает и укрепляет, а спорт лишь забирает силы, которые можно было направить в доброе русло.

– Общество должно развиваться гармонично, а без физической культуры такое развитие невозможно. Потому что физкультура – это ведь не просто какие-то упражнения, бег на месте, подтягивание на перекладине. Физическая культура – это активный образ жизни, который позволяет быть здоровым, спокойно переносить физические и психоэмоциональные нагрузки, нормально трудиться. Физкультура – это, безусловно, воспитательный процесс. Но и спорт – тоже воспитание, только воспитание более жесткое, требующее высокой дисциплины, потому что ответственность перед родным спортивным обществом, перед товарищами по секции, перед тренером у спортсмена очень большая, и спрос здесь не маленький. И если бы физкультуру можно было сравнить с политической формой деятельности, то спорт – это, конечно, большая политика – здесь все по большому счету. И спорт, ко всему прочему, своим авторитетом тоже в немалой степени способствует развитию физической культуры в обществе, расширяет ее масштабы.

А еще спорт содействует единению душ. Спортивные сообщества очень дружны между собой, спортсмены помогают друг другу не только в спорте, но и вообще по жизни, поскольку спорт вырабатывает в человеке чувство локтя, чувство товарищества и взаимной поддержки. Спорт – это одно сплошное терпение: терпение на тренировках, терпение на соревнованиях, и без взаимовыручки, своевременно подставленного плеча будет очень трудно. Общая физическая культура этому не учит. В ней, конечно, есть "общие старты", но они не связывают людей накрепко, как это происходит в спорте.

– В клубе "Спортивный медведь" вы тренируете и детей, и взрослых?

– Да. Но не смотря на то, что наш клуб организован на базе детско-юношеской спортивной школы № 21 Октябрьского отдела образования, в зал ходят преимущественно взрослые. Молодежи у нас немного. Тем не менее есть очень перспективные ребята. Кстати, самому молодому нашему воспитаннику Сергею Вирусонову – всего 8 лет. Он занимается вместе со своим отцом, кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу Алексеем Вирусуновым. Вообще наши многие взрослые спортсмены приводят в зал своих детей, а те – своих товарищей. Сегодня в клубе занимаются порядка ста человек.

– Я заметил, что среди "сибирских медведей" много ветеранов.

– Этим и хорош наш вид спорта: наравне с молодежь могут заниматься, участвовать в соревнованиях и побеждать спортсмены, давно вышедшие из спортивного возраста. К примеру, Александру Новоселову 51 год, Алексею Горобцу 54 года, а они не просто тренируются, они ПОДНИМАЮТ! Анатолий Грязев в 69 лет выиграл чемпионат России. А самому старшему нашему спортсмену Дейнеко Игорю Максимилиановичу – 72 года.

– Игорь Юрьевич, один из ваших воспитанников – Заслуженный мастер спорта, уже четырехкратный чемпион мира Сергей Федосиенко. К тому же на прошедшем в начале ноября в Индии очередном чемпионате мира по пауэрлифтингу, Сергей установил новый рекорд! Такой успех и для страны, и для города, и для клуба! Поздравляю!

– Спасибо. Российская сборная на этом чемпионате состояла из десяти спортсменов, при этом двое спортсменов – наши, из "Сибирского медведя". Это Сергей Федосиенко и Алексей Сорокин.

– Помимо этих прославленных спортсменов под вашим руководством – об этом мало кто знает в городе! – в "Сибирском медведе" тренируется настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. Каковы его успехи?

– Нашего батюшку я ставлю всем спортсменам в пример. В прошлом он перенес подряд несколько тяжелейших операций, врачи говорили, что он вряд ли оправиться, а он не только оправился, но и вернулся в спорт, активно тренируется, и вчера на тренировке выжал лежа 150 килограммов. Это вес! Но самая важная победа – победа над собой! Батюшка у нас сильный человек, прежде всего, сильный духом.

– А как спортсмены относятся к тому, что священник занимается спортом наравне с ними? Кроме того, не секрет, что во время тренировок нет-нет, да у кого-нибудь непристойное слово сорвется с уст…

– Как православный христиан, как прихожанин собора, в котором настоятельствует отец Александр, я воспринимаю его приход в наш зал, как благодать Божию. Само по себе присутствие священника меняет людей, независимо от того, ходят ли они в храм, или не ходят, верят в Бога, или вера их слаба и неосознанна. Меняет в лучшую сторону. В зале перестали сквернословить из-за уважения к священническому сану, да и самого батюшку у нас сильно уважают.

Батюшка приходит в зал тренироваться, однако часто ему приходится отвечать на многочисленные вопросы, которые ему задают спортсмены. Вопросы преимущественно бытовые, но с духовной направленностью. Все сводится к одному: как устроить свою жизнь, чтобы она согласовалась с волей Божией. Однажды знакомый одного из наших спортсменов попросил его узнать, что представляет собой какая-то религиозная организация, приглашающая людей на встречу с ее активистами. Оказалось, что это тоталитарная секта! Если бы не батюшка, то кто знает, возможно, этот человек мог бы запутаться и духовно погибнуть.

А еще я столкнулся с тем, что, оказывается, некоторые наши воспитанники, хотели бы ходить в церковь, но бояться сделать первый шаг из-за того, что не знают как вести себя в храме. Сейчас у них есть прекрасная возможность обо всем расспросить священника, и все их надуманные страхи растают в воздухе.

Все-таки самое главное в человеке – это не физическая сила. Ну, накачал он мышцы, а стержня духовного в нем нет, и непонятно, что это за субстанция перед нами такая? А вот когда физическое развитие идет нога в ногу с духовным возрастанием, вот тогда мы и получаем гармонично развитую личность. И меня радует, что с приходом отца Александра, спортсмены потянулись к духовному, задумались о своей душе, начали пересматривать свои взгляды на некоторые вещи, стали размышлять о Боге…

Записал Дмитрий Кокоулин