[22.12.2015] Итоги, замечания и предложения VIII встречи межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект

Восьмая встреча Межправославного Совещания Центров по изучению Религиозных Движений и Деструктивных Сект состоялась в Любляне (Словения) по благословению Святейшего Патриарха Сербского Ирииея и благодаря гостеприимству, оказанному Митрополией Загреба и Любляны. Целью этой встречи было обсуждение общей темы: «Тоталитарные секты - неоязычество - секуляризация: опасность эрозии православной нравственности». Акцент работы форума был сделан и на актуальном и важном вопросе: «Проникновение Ислама в Европу и будущее Христианства на Ближнем Востоке».

Мы, нижеподписавшиеся официальные представители Поместных Православных Церквей, совместно с докладчиками и исследователями-специалнстамн из всех православных стран, изучив вышеуказанные вопросы, и после тщательного обсуждения, в рамках рабочих групп, достигнув единогласия, сформулировали итоги, замечания и предложения, которые представляем поместным Православным Церквам, органам государственной власти и общественным организациям наших стран, чтобы они послужили духовным и социальным средством для решения проблем, возникающих в связи с деятельностью тоталитарных сект и радикального исламизма.

Α.
(Текст переведен с греческого языка)

Сегодня христиане на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке переживают трудные времена. Доминирование в регионе экстремистских элементов, злоупотребляющих исламом, представляет собой прямую угрозу для пребывания христиан на своих исконных землях.

Подъем международного исламизма (джихадизма) за последние два десятилетия придал борьбе с христианами еще более опасный характер. Развязывая войну против Запада, «Аль-Каиде» удалось эффективно выдать локальные конфликты за глобальное наступление ислама на христианство. В результате многие мусульмане в регионе искренне уверены, что христиане Ближнего Востока являются пятой колонной западных захватчиков, стремящихся к уничтожению ислама. Разумеется, это совсем не соответствует действительности.

Ежедневно уничтожаются христианские святыни, расхищается имущество христиан и нарушаются базовые права человека в отношении свободы вероисповедания. Дискриминация и погромы во многих регионах сопровождаются захватом заложников, пытками, убийствами и изнасилованиями.

Таким образом, местных христиан принуждают к экспатриации. Уже тысячи приверженцев христианской религии покинули свои родные земли и стали беженцами в различных частях света.

Христиане разных конфессий, живущие на территориях от Египта до Сирии и от Ливана до Ирака, вплоть до 1948 года составляли около 20% от общей численности населения. Сегодня из-за продолжающихся актов насилия, напряженности, враждебных взаимоотношений, религиозного фанатизма и дискриминации по религиозному признаку в регионах Ближнего Востока и Северной Африки численность христианского населения упала до не более чем 4%.

Нет сомнений в том, что в планы исламских экстремистов входит уничтожение религиозных меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Искоренение христианства в регионе станет катастрофой и для умеренных мусульман. Однако мы надеемся, что именно на них будет в дальнейшем возложена миссия построения более веротерпимого и демократического общества после всех происходящих сегодня варварских злодеяний.

Сегодня ислам является частью демографического и культурного ландшафта Европы. Мусульмане Европы – это уже не просто сезонные работники, которые по истечении срока контракта вернутся в свои страны. Большая их часть – полноценные европейские граждане, которые уже являются постоянной составляющей политической и социальной палитры региона. Именно получение статуса гражданина в сочетании с демографическим взрывом, происшедшим во втором и третьем поколениях иммигрантов, а также их определенная социальная изоляция, вызвали во многих европейских странах целый ряд вопросов о долгосрочных последствиях подобного перенесения ислама в Европу.

Проживающие в Европе мусульмане почти всегда сохраняют связь со странами своего происхождения и в целом с мировым исламом. До тех пор, пока эти азиатские и африканские страны страдают от бедности и войн, мусульмане будут обвинять в этом Запад, абсолютно не соотнося такое представление с реальностью и ответственностью, и многие из них станут потенциальными бойцами «священной войны» против Запада.

По мнению европейцев, основная потребность мусульман в Европе - обретение уверенности в том, что их европейская страна проживания стала их домом, в котором они теперь живут, разумеется, соблюдая элементарные правила европейской культуры. К сожалению, в настоящий момент действительность серьезно отличается от таких представлений: замкнутость и изолированность этого сегмента населения в сочетании с нередко неадекватным поведением несовместимы с попытками построения отношений взаимного доверия и сотрудничества с европейским обществом. Проблема становится все актуальнее по мере увеличения мусульманского населения Европы, и концептуальное различие ментальностей пока устранить не удается.

Доклады-предложения:

Межправославная инициативная группа считает необходимым:

  1. Межправославное сотрудничество для совместного определения, понимания и стратегического подхода к проблеме радикального исламизма.
  2. Межправославное сотрудничество после предварительного определения Православной Церковью рамок и границ богословского понимания проблемы радикального исламизма.
  3. Доброжелательный диалог (на определенных условиях) с умеренными мусульманами, задачей которого станет совместный подход к разрешению проблем, создаваемых исламскими радикальными группировками.
  4. Выдвижение на политическом и дипломатическом уровне требований к правительствам мусульманских государств, чтобы они не только формально защищали человеческие права христиан и их святые места, увязывая выполнение этих требований с оказанием внешней экономической и политической поддержки.
  5. Приобретение Европейским Союзом в той или иной мере статуса защитника христианского населения на Ближнем Востоке и в Северной Африке, который позволит принимать систематические меры для обеспечения безопасности христиан.
  6. Регулярное информирование паствы и просвещение ее, дабы она приобрела навыки опровержения аргументов мусульман против христианства, а также с целью укрепления морального духа православных.
  7. Необходимость изучения означенной проблемы в каждой Поместной Церкви с учетом особенностей страны и региона.
  8. Информирование общественности на международном уровне о фактах осквернения мест поклонения и незаконной торговли христианскими святынями и предметами старины.
  9. Включение в богослужения молитвы о братьях-христианах, подвергающихся гонениям и испытаниям, в качестве духовной поддержки всей полнотой Церкви.


Β.

С конца XX века в странах православной традиции появилось и начало набирать обороты направление неоязычества, обычно именуемое «нативизм», т. е. «родноверие». Это не имеющий ничего общего с древним язычеством конгломерат различных организаций и движений, у каждого из которых свое учение, а также значительное число сочувствующих выдвигаемому ими ряду идеологем. Лидеры этих групп, создавая свои собственные учения и ритуалы, заявляют о стремлении реконструировать дохристианские верования, обряды и уклад жизни народов, проживающих на той или иной территории, говорят о «возвращении к религии предков». Объединяет их антиисторизм и ярко выраженная неприязнь, а то и открытая ненависть к христианству, а также устойчивые антихристианские мифы, которые они активно культивируют и распространяют. Необходимо добавить, что все эти идеологемы зародились в рамках оккультного движения New Age, возникшего на Западе в 60-х гг. ХХ в. Также нужно отметить слияние некоторых нативистских групп с действующими в западных странах радикализированными псевдоиндуистскими тоталитарными сектами, активно распространяющими свою идеологию в попавших под влияние неоязычества кругах.

Главные ориентиры нативистов в среде ультраправых групп, можно отнести к сфере субкультуры, близкой к неонацизму. И хотя не все нативистские и ультраправые радикальные организации последовательно придерживаются неонацизма, однако, символика, идеология и соответствующая атрибутика «родноверия» и нацизма крайне близки и зачастую может пересекаться. Таким образом, нативистские движения по существу реабилитируют нацистскую идеологию и символику, что является недопустимым в современном обществе. Мы выражаем серьезную озабоченность проникновением нативистской идеологии в казаческое движение, где она мимикрирует под православие.

Участники встречи констатировали пока еще недостаточную работу современной православной апологетики, призванной дать ответ на вызовы нативистского направления неоязычества. В связи с этим участники встречи полагают необходимым:

  • Создание ярких полемических и апологетических материалов с критикой неоязычества, развенчанием неоязыческих антихристианских мифов;
  • Вывод апологетики и полемики с неоязычеством на современный уровень: помимо текстов необходимо создание качественных видеороликов, фильмов и иллюстративного контента, оперативное размещение его в сети;
  • Создание единой базы материалов, обеспечение их доступности (в том числе для православных миссионеров из разных стран, поскольку нативистские движения в этих странах зачастую выдвигают одни и те же идеи и аргументы);
  • Сотрудничество с научной средой в деле разоблачения неоязыческих мифов;
  • Обеспечение доступа к материалам с разоблачением нативистских мифов не только для церковной, но и для светской аудитории (распространение по библиотекам, сотрудничество с СМИ, использование соцсетей и др.).
  • Проведение просветительских лекций и семинаров о неоязычестве в среде молодежи и социальных групп, подверженных неоязыческой пропаганде;
  • Создание и распространение материалов, представляющих позитивный пример православного христианина-современника в тех областях жизни, которые нативисты стремятся позиционировать как свои (военные, спортсмены, знатоки русской старины, фольклора, народных промыслов);
  • Популяризация древних и современных примеров жизни христиан-воинов, защитников Отечества, исповедников истины Христовой, верных сынов и дочерей своего народа;
  • Активизация работы с молодежью, спортивным сообществом, правоохранителями, военнослужащими, казачеством, заключенными, интернет-аудиторией.

Участники конференции убеждены, что в условиях нарастания неоязыческих настроений следует исключить их поддержку государственными деятелями и ведущими СМИ. Усиление влияния нативизма никогда не принесет пользу народам, чья история и культура сформированы христианством. Язычество в его древнем, и тем более в современном изводах, несет с собой лишь разделения, вражду, ксенофобию, варварство. Будущее наших народов – только со Христом. Именно с Его именем мы побеждали в бранях, достойно отвечали на исторические вызовы, созидали великую культуру. Да будет так и впредь.

Православные христиане поддерживают диалог с благонамеренными, мирно настроенными мусульманами и готовы развивать его ради сотрудничества в утверждении традиционных ценностей в жизни народов, включая экономику, общественную нравственность, культуру, защиту от поругания святынь и символов, почитаемых верующими людьми, в том числе и в противодействии нативизму. В то же время мы считаем необходимым противостояние экстремизму и терроризму, прикрывающимися исламом. Государства призваны положить конец нелегальной миграции, экстремистской пропаганде, оправданию террора. Православным пастырям и мирянам следует убеждать власть и общество в том, что не крайний секуляризм, а традиционный христианский образ жизни и его поддержка на всех уровнях в странах Европы являются лучшим ответом на вызов агрессивного исламизма и радикального неоязычества.


Γ. Секуляризация: опасность разрушения православной христианской нравственности.

(Текст переведен с сербского языка)

Понятие секуляризации или обмирщения в самом широком смысле слова отождествляется со стремлением к тому, чтобы Церковь как Богочеловеческий святой и таинственный организм и Тело Христово утратила свои евангельские святотаинственные характеристики и обрела профанное (мирское) мироощущение и поведение. Секуляризация может иметь внешний и внутренний характер. Внешняя (ad extra) секуляризация почти всегда вызвана отделением Церкви от государства в современном мире. В этом случае государство, отрицая неотъемлемые ценности Церкви, зачастую ограничивает ее важнейшую роль, лишая ее возможности оказывать благотворное влияние на окружающее пространство.

Однако внутренняя (ad intra) секуляризация представляет собой гораздо бóльшую проблему, с которой Церковь сталкивается в современном мире. В этом случае происходит процесс подмены духовных непреходящих ценностей земными, преходящими ценностями духа мира сего. Добавим, что секуляризация является привнесением в Церковь глубоко чуждых ей преданий, взглядов и нравственных категорий, взятых из мира людей – во многом языческого, который «весь погряз во зле». Под Церковью многие люди нередко подразумевают исключительно исторические, археологические, культурологические и подобные им ценности, нивелируя при этом ее истинную исконную суть – спасение и преображение человека и мира посредством святотаинственного или литургического образа бытия.

Таким образом, секуляризация – это попытка распыления, растворения Церкви в мире, как в житейском море. Это не просто процесс физического вытеснения и уничтожения Церкви, но ее умаление, профанация, подчинение влиянию мира. Более того, секуляризация - это низведение жизни Церкви с ее Богочеловеческого уровня и высот до уровня самоотмены. Это процесс превращения Церкви как Дома Божиего, открывающего людям врата вечной жизни со Христом, в одно из многочисленных земных учреждений, существующих исключительно на мирском уровне. По этой причине, особенно в западном мире, Церковь воспринимается в первую очередь как каритативно-гуманитарная организация. Однако никоим образом нельзя пренебрегать тем фактом, что Церковь - Богочеловеческий организм, хотя и крайне маргинализированный в нашей повседневной христианской жизни, становящийся все больше и все чаще заложником, удерживаемым в плену мирских забот, привязанностей и страстей.

Секуляризация церковной жизни - начало процесса церковно-духовной релятивизации Церкви и ее практики. Отсутствие духовного содержания в секулярном контексте весьма быстро заменяется конкретным постхристианским содержанием, чему мы являемся свидетелями. Все новые и новые организации, группы и отдельные люди предлагают современному христианину всевозможные культы, спиритуалистические движения, неоязыческие практики, поклонения гуру, неошаманам, самопровозглашенным «спасителям» и прочие сектантстские суррогаты. Секуляризированный христианин, который принимает предлагаемый синкретизм, в рамках занятий йогой, медитацией, астрологией и другими практиками, несовместимыми с православной нравственностью, становится жертвой манипуляций и духовных заблуждений. И мы все чаще наблюдаем, как такие «христиане» скитаются по закоулкам постхристианского «духовного супермаркета», некритически воспринимая идеи, изобретения и плоды, губительные для души и спасения современного человека.