[03.12.2015] Вечер, посвящённый 1000-летию со дня преставления Святого Равноапостольного князя Владимира и премьера оратории Ираиды Сальниковой «Святой Владимир – Креститель Руси»

22 ноября 2015 г. в воскресенье в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона по заказу Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви и Правительства Новосибирской области состоялся торжественный вечер, посвящённый 1000-летию со дня преставления Святого Равноапостольного князя Владимира и премьера оратории Ираиды Сальниковой «Святой Владимир – Креститель Руси» в рамках проекта «История Государства Российского в симфонических картинках».

В зале собрались зрители, среди которых было много почётных гостей, руководители города и области, священнослужители, представители православной общественности.

С приветствием к собравшимся обратились Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и Губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий, которые подчеркнули важность Крещения Руси и выдающуюся роль Святого Равноапостольного князя Владимира в становлении государства Российского.

Затем состоялась премьера оратории Ираиды Сальниковой «Святой Владимир – Креститель Руси». Партию князя Владимира исполнил Лауреат Всероссийских конкурсов Владимир Кузьмин, партию княгини Ольги – Лауреат Международного и дипломант Всероссийского конкурсов, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Ольга Колобова, партию посла – Лауреат Всероссийских конкурсов Алексей Зеленков, партию Епископа Корсунского – Андрей Исаков, варяга – Иван Гынгазов. Роль летописца, читающего строки из текста летописи, исполнил Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Андрей Триллер.

В начале действия была красочно представлена жизнь дохри-стианской языческой Руси, дикие нравы, царившие в то жестокое непросвещённое время, когда люди на Руси поклонялись идолам, главными среди которых были Даждь-бог (солнце) и Перун (гром с молнией), а также множеству низших идолов. Тем не менее, на Руси к тому времени сформировалась богатейшая многовековая культура, заложившая мощный фундамент для дальнейшего духовно-нравственного и культурного развития Руси. Князь Владимир сначала тоже был язычником. В частности, было показано, как в период его правления были принесены в жертву языческим идолам два христианина, Феодор и его сын Иоанн, ставшие первыми мучениками на Руси.

Но князь Владимир почувствовал всю пустоту языческой веры и стал думать о другой, лучшей вере. К князю приходили представители разных религиозных конфессий – магометане, хазарские иудеи, немцы, греки, и каждый из них пытался показать, что его вера лучше других. Однако самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный проповедник, показавший картину Страшного суда. Князь Владимир сказал: «Хорошо этим праведникам, что на правой стороне». – «Крестись, и ты будешь с ними», - ответил про-поведник. И тогда князь, посоветовшись с боярами, послал десять мудрых послов по разным странам, чтобы они сами воочию увидели, чья вера лучше.

По возвращении в Киев послы рассказывали, что особенное впечатление на них произвела греческая православная вера, с которой они познакомились в Константинополе: «Когда мы стояли во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе», и что вкусив сладкого, они не захотят больше горького, то есть узнав православную веру, они более не хотят служить языческим идолам. При этом бояре напомнили князю: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы её бабка твоя – мудрейшая из людей».

И тогда князь Владимир уже твёрдо решил принять православную веру. Но поскольку как язычник он счёл унизительным просить об этом греков, он через год пошёл на них войной и взял город Корсунь в Крыму, входившем в состав Византийской империи. Затем князь потребовал от византийских императоров Василия и Константина (тогда в Константинополе царствовали два брата вместе) выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать свою сестру замуж за язычника. Тогда князь Владимир высказал своё желание принять православную веру и прислать к нему царевну Анну и священника, который бы крестил его. Когда у князя Владимира заболели глаза и он ослеп, царевна Анна посоветовала князю как можно скорее принять Святое Крещение. И князь Владимир крестился с именем Василия, и когда он выходил из купели, тотчас к нему вернулось зрение, и он прозрел не только телесно, но и духовно, и в радости воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!».

Кульминационным моментом оратории была сцена, когда в назначенный день 988 года князь Владимир повелел всем жителям Киева придти на Днепр, где в присутствии князя духовенством было совершено Таинство Святого Крещения. На сцену Оперного театра вышли артисты в белых одеждах, символизирующих духовное очищение. 

Крещение Руси в 988 году явилось важнейшим культурно-историческим событием, принесшим плоды просвещения на нашу Землю, когда мы приняли греческую православную веру из Византии, из города Константинополя. Таким образом, оставив позади свое языческое прошлое, мы стали преемниками древней и самобытной восточно-христианской цивилизации, берущей свое начало в Византии.

В заключение хор спел стихиры Всем русским святым «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

Музыку оратории исполнил симфонический оркестр Новоси-бирского государственного академического театра оперы и балета под управлением дирижёра – дипломанта Национальных театральных фестивалей «Золотая Маска», дипломанта Всероссийской премии «Грани театра масс», Лауреата премии «Парадиз» Евгения Волынского. 

Ораторию исполнил хор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета под руководством главного хормейстера Заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Подъельского.

В театральных действиях участвовали артисты балета и артисты миманса Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

Поставил ораторию режиссёр-постановщик Лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс» Олег Нуденко. Художественным оформлением постановки руководил художник-постановщик дипломант Всероссийской премии «Грани театра масс» Владимир Авдеев.

В завершение торжественного вечера состоялся красочный праздничный фейерверк у Оперного театра.

Вогралик Павел Михайлович
кандидат биологических наук,
ассистент кафедры клинической иммунологии
лечебного факультета НГМУ

фото Владимира Осинцева