[03.11.2015] «Не потеряй верного направления – к Богу». Из наставлений схимонаха Павла Рильского

Схимонах Павел Рильский (в миру Ралев; 1874–1949) – болгарский подвижник благочестия. Родился в набожной и многодетной крестьянской семье. В 8 лет остался без матери и вынужден был начать трудовую жизнь. Заразившись тифом в армии, молил Бога дать ему умереть в монастыре. Выздоровев и демобилизовавшись, ушел в монастырь. Подвизался на Святой Горе Афон, искусству молитвы учился у русских отшельников – старцев Вениамина, Феофила и Николая. В 1925 году был направлен в Болгарию, в Рильский монастырь. Был весьма посещаем любителями духовной мудрости как на Афоне, так и в Болгарии.

Публикуемые ниже наставления схимонаха Павла Рильского взяты из работы о старце архимандрита Серафима (Алексиева; 1912–1993) – болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, духовного писателя и поэта, борца за чистоту православной веры. Отец Серафим хорошо знал схимонаха Павла Рильского, был близок также и к архиепископу Серафиму (Соболеву). На русский язык переведена его книга «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» (СПб., 1992).

О «малых» грехах

Один мирянин спросил старца:

– Дед Павел, не слишком ли строги святые отцы, да и Святое Евангелие тоже, когда не дозволяют даже малых грехов? Ведь жизнь была бы такой унылой без смеха и других мелких удовольствий.

Схимонах Павел усмехнулся и сказал:

– Малые грехи приводят к большим. Святой Исаак Сирин говорит: «Кто пренебрежительно смотрит на малый грех, тот впадет в большой». Поэтому каждый должен бояться и самых малых грехов: пустословия, смеха, курения, потому что эти грехи, хоть и малые с виду, имеют силу отдалять от Бога. А если они отдаляют тебя от Бога, ты погиб.

Когда стреляешь из ружья, стоит руке чуть-чуть дрогнуть, пуля не попадет в цель. Ты скажешь: «Чуть дрогнула рука. Ну и что с этого?» Чуть-то оно чуть, но только если не попадешь в цель, награды тебе не будет. В самом начале, в момент выстрела, пуля вылетела с маленьким отклонением в сторону, но чем дальше она летит, тем больше отдаляется от цели. Так и малые грехи – вроде и незначительные, но отдаляют от Бога.

Яблоко, если его немного стукнули, всё загнивает. Так и малый грех может погубить всего человека со всеми его хорошими качествами. Поэтому нужно остерегаться и самых малых грехов: они сильно плодятся и быстро вырастают, подобно плевелам.

Схимонах Павел помолчал немного и продолжил:

– К малым грехам относится и праздное любопытство. С виду оно вроде ничего, но если человек подумает, к каким пагубным последствиям оно приводит, то остолбенеет. Монаху и христианину вообще не подобает быть любопытным к делам других, а всё больше следить за собой. Потому что любопытство ведет к осуждению и оставлению собственной души. Когда я был на Святой Горе и жил в пустынных местах, то наблюдал за одной лисицей, которая, выходя на охоту, ложилась где-нибудь и прикидывалась мертвой. По веткам порхают дрозды: старые учат молодых летать, а заодно и охраняют их. Маленькие, еще неопытные, когда увидят лисицу, валяющуюся на земле, думают: «А давай-ка посмотрим, действительно ли она умерла!» И идут проверить, водимые праздным любопытством. А лисица этого только и ждет: хвать их в лапы и удирает…

Матери, те умнее. Когда увидят где-нибудь валяющуюся лисицу, отгоняют малышей подальше. А чтобы прогнать лисицу, постоянно подают голос с веток: «Чур, чур!» Соберется много дроздов, и начинают сверху тревожно чирикать. И лисица, хочет – не хочет, убегает. Где шум и много народу, там разбойник не засиживается.

А праздное любопытство очень опасно. «А ну-ка посмотрим, не рухнет ли эта каменная стена?» – говорит себе легкомысленный человек, и идет проверить, и пытается поправить какой-нибудь торчащий камень. И в миг вся стена обрушивается на него.

О нестяжании

Когда безмолвник отец Павел взял на себя подвиг полной нищеты, он не хотел иметь никаких лишних вещей и довольствовался самым необходимым. Как в келье его было чисто, так и душа его была чиста от корыстолюбия.

– Если я, – говорил старец, – буду обладать чем-нибудь, это встанет между мной и Богом. Я привяжусь к нему больше, чем к Богу. И тогда – о горе мне! – Господь Иисус Христос говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

Я тебе скажу по-простому: ты видел собаку, когда она наелась, как она зарывает в землю какую-нибудь оставшуюся кость, чтобы доесть ее потом? Копает передними лапами, зароет кость и ляжет поблизости, чтобы ее стеречь. Вроде она лежит, вроде и спит, но всё поглядывает на зарытую кость. Там ее сокровище, там ее сердце. Приходят куры порыться рядышком в земле, а она лает на них и прогоняет. Кто не знает, что собака зарыла там кость, удивляется: «Зачем это она отгоняет куриц?» А она охраняет свое сокровище!

Так и я начну лаять и враждовать с людьми, если буду обладать всякими вещами. Пристрастие ужасно. Сегодня ты полюбил это, завтра то. И начинаешь громоздить. Чувство твое открывается и становится всё более ненасытным. И незаметно в душе твоей становится темно. «Как же стало темно? – удивляешься ты. – Да здесь же было светло, солнце грело!..» Да, но сейчас окно твоей души загромождено вещами. Ты стал их рабом и вместо того, чтобы искать утешения от Бога, утешаешься ими, радуясь им. А это идолопоклонство: на место Бога ты поставил мамону.

О милостыне

Сам будучи нестяжательным, схимонах Павел учил своих знакомых мирян не пренебрегать милостыней:

– Некоторые люди, – говорил он, – ищут Бога, но не знают, как войти в связь с Ним. Молитва им чужда. Они не умеют молиться. Что же они тогда делают? Самое лучшее средство войти в связь с Богом – это милостыня. Она расчищает путь между человеческой душой и Богом. Скажем, на какую-нибудь железнодорожную линию рухнула скала (это грехи) и останавливает движение. По телефону приказывают расчистить линию. Начинается работа. Скала отодвинута, и поезд снова трогается в путь. Так происходит и с душой, когда грехи отодвигаются посредством милостыни и исповеди. Душа снова начинает общаться с Богом…

Но милостыней никому нельзя хвалиться, потому что у нас нет ничего своего. Всё Божие. Когда мы подаем милостыню, то подаем за помин души чужие блины, потому что мы даем из Божиего. Потому и Господь говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16: 9).

Однако кто подает милостыню, да внимает тому, чтобы подавать ее чистыми руками, а не с блудными чувствами и тщеславными мыслями. Иначе Бог не примет его милостыню, как высокий гость не примет сладость, которую предлагают ему на хорошем подносе, но вонючими, немытыми руками.

О болезнях, скорбях, ропоте и терпении

Схимонах Павел любил подчеркивать спасительность скорбей, которые посылает Бог, достаточно лишь сносить их терпеливо, без ропота, с благодарностью к Творцу.

– Жизнь христианина, – говорил он, – не может пройти без испытаний. Узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь вечную (См.: Мф. 7: 14). Бог посылает испытания, потому что любит нас и хочет, чтобы мы спаслись. Когда хотят испытать в море новые корабли, никогда не спускают их на воду без груза. Если нет ничего другого, то камнями и песком их загрузят, чтобы они не перевернулись в воде. Так и Бог, милостивый, чтобы мы не потонули в гордости и самозабвении, дает нам понести тяжесть страданий.

Сколь благ и мудр Он! Посылает скорби, сколько мы можем понести. Если кто-нибудь думает, что наказан больше, чем может понести, – это из-за его ропота, а не от непомерной тяжести груза. Бог – премудрый Хозяин. Когда хозяин разумен, он оценит, сколько поклажи навьючить на спину своего осленка: тогда и груз будет перенесен куда надо, и ослик останется жив и здоров.

Если же хозяин неразумен, то, когда увидит, что ослик тянется, но не идет, – ему тяжело! – начинает бить его и может избить до смерти. Тогда и груз остается там, и ослик умирает. Но наш Небесный Отец – премудрый и премилостивый Хозяин. Он не перегружает нас. Только мы должны иметь всецелую веру в Его Промысл и с терпением нести крест, который Бог дал нам.

Некий отшельник плакался, что крест его очень тяжек, и молил Бога дать ему другой, полегче. И вот однажды ночью явился ему ангел Божий и спросил: «Где твой крест?» – «Вот он», – отвечал отшельник. «Дай его сюда!» – повелел ангел. Отшельник положил его к ногам ангела, а тот бросил его в кучу крестов и сказал: «Выбирай себе из них, какой тебе нравится. Здесь кресты всех людей».

Отшельник стал выбирать. Поднимет один – очень тяжел. Поднимет другой – тот жмет ему. Возьмет третий – слишком длинный. Схватит четвертый – опять неудобен. Долго выбирал, наконец нашел один крест, словно для него сделанный. «Вот этот крест я хочу иметь!» – сказал он. Тогда ангел отвечал ему: «Да это же твой бывший крест! Бог всякому дает крест, подходящий ему».

Мы Божии дети, и Бог как премудрый Отец посылает нам болезни и страдания, чтобы смирить нас. Так Он спасает наши души! Мы ленивы на свое спасение. Добровольно не сделаем ничего хорошего и добровольно не станем мучиться ради Бога, так хоть невольно потерпим чуточку болезней и скорбей ради Него и спасемся.

Милующий Господь хочет помочь нам в спасении и потому посылает лютые болезни. Какова любовь Божия! Когда кто-нибудь болен, врач не выписывает ему сахар и сладости, а горькие лекарства. Если больной разумен и хочет выздороветь, он будет принимать горькое лекарство с благодарностью. Если же неразумен, то нахмурится и оттолкнет его, но останется болен. Лекарство неприятно, однако лечит. Скорбь горька, но лечит душу.

От нас требуется только одно – с благодарностью принимать все скорби от Бога и терпеть. Помнишь притчу о бедном Лазаре? Что он сделал? Да ничего. Только терпел Бога ради и не роптал. И за это свое терпение получил вечное блаженство. Также и Иов терпел и не роптал при тяжких испытаниях. И святые отцы терпели, много терпели и не роптали. Все они остерегались ропота, как огня… Ропот, на первый взгляд, вроде и ничего, но он ошпаривает добродетели и отравляет душу. Возропщем ли – потеряем свою награду.

Как чада Божии мы должны знать, что наш Небесный Отец посылает нам всё для нашего блага. Как только Он увидит, что кто-нибудь забылся, – тут же пошлет ему скорбь, чтобы тот опомнился. Как только увидит, что кто-то возгордился, поставит ему подножку, чтобы тот упал, а потом через покаяние смирился.

А для тех, кто любит Бога, всё служит ко благу (ср.: Рим. 8: 28). Они, и когда богаты, спасаются своей щедростью к бедным, и когда бедны, спасаются терпением и смирением.

О смирении

Схимонах Павел весьма прилежал посту, молитве и милостыне, терпеливому несению страданий, нестяжательности и всем прочим добродетелям, но мудро пояснял, что если у человека нет смирения, все эти прекрасные добродетели разоряются.

Один молодой богослов пришел в Рильский монастырь, втайне гордясь своей степенью доктора богословия. Схимонах Павел, уже согбенный 70-летний старец, познакомился с ним, и ему стало жаль эту душу. Он слышал о его степени и однажды сказал ему:

– Скажи мне, сколько ты мертвецов воскресил?

Молодой богослов взглянул на него с удивлением и ответил:

– Нисколько.

Старец продолжил:

– Святые отцы, хотя и мертвых воскрешали, всё равно не называли себя докторами. И ты не называй себя так. Это неполезно для твоего спасения!

В другой раз увидел одного юношу, новопостриженного монаха, который расхаживал по монастырским коридорам с четками в руках, время от времени поглядывая на красные узелки на них. Подошел отец Павел к молодому монаху и сказал ему:

– Слушай, милый, я скажу тебе что-то, но только ты не обижайся. Сделай себе черные, простые четки, а эти отдай какому-нибудь архимандриту или другому кому, повыше чином. Вот это, красное, вредит душе. Оно порождает суетность и гордость. Ты еще молодой монах. Кто-то должен тебя наставить на путь. А на меня не сердись, душенька, что скажу тебе еще вот что: не расхаживай с четками, чтобы тебя видели люди. Ведь Спаситель наш учит нас всё делать втайне? Носи четки свои под рясой и, чтобы никто тебя не видел, читай Иисусову молитву. Будем как мытарь, а не как фарисей!

В назидание молодым он приводил и следующий случай:

– Когда я был в Преображенском монастыре, то смотрел я однажды, как один монах кормил монастырских кошек. К деревянной миске с едой неожиданно подошел невесть откуда маленький котенок – тощий и грязный – и давай лакать. Монах стукнул его по голове. Тот сжался, глазенки зажмурил и встал как вкопанный. Немного погодя снова расслабился, шейку вытянул и опять хочет лакать. Монах снова стукнул его. Он опять сжался, однако не убежал, а только глазки зажмурил.

Тогда один старый монах, наблюдавший всё это, сказал: «Эх, отче, если бы и мы были смиренными, как этот котенок, то много преуспели бы в духовной жизни».

– Говорят, что на детей, как малолетних, закон не распространяется, – говорил в другой раз схимонах Павел. – А я нашел и для них один очень полезный закон. Когда провинится какой-нибудь ребенок и надуется, потому что его поругали, пусть мать накажет его вечером в присутствии всех в доме: чтобы он у каждого попросил прощения и поклонился ему до земли. Если смирится так, ребенок изгонит диавольчонка из сердца своего. Пусть мать скажет: «Ну, Марийка, поклонись теперь своему дедушке и поцелуй ему руку, да скажи: “Согрешила я, виновата. Прости меня, дедушка!”».

Потом малышка да обойдет таким образом всех: бабушку, папу, маму, братишек, сестричек, кто постарше, кто помладше – всех! Самый маленький лежит в колыбельке. Марийка и к нему пусть подойдет, поклонится ему и попросит у него прощения. Тогда на душонке у нее полегчает, и она опять будет веселой.

О тернии честолюбия

Все мы носим во внутреннем человеке болезненную колючку честолюбия. Потому, стоит нас только тронуть, мы начинаем кричать, расстраиваемся, негодуем и становимся добычей самых плохих мыслей, доводящих до вражды, злобы и мести. Мы лишаемся мира в наших душах. Однако если мы поддадимся операции смирения и вытерпим боль унижений, то, когда переболит всё, внутренний наш человек выздоровеет, и ничто уже не сможет причинить нам честолюбивую боль.

Лекарство от этой болезни – терпеливое снесение замечаний, упреков, унижений и оскорблений. Если человек смирится, он спасен. В Псалтири сказано: Бог исцеляет сокрушенных сердцем и лечит их скорби (ср.: Пс. 146: 3). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33: 19).

А чтобы смириться, нужно пройти через испытания. Тогда выяснится, действительно ли ты любишь смирение.

Через поругание идут к славе. Этому учит нас Господь Иисус Христос. И Ему, прежде чем сесть одесную Бога Отца, нужно было пройти по пути мучений и унижений. Но за это, после Его позорной смерти, Бог высоко вознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени (см.: Флп. 2: 9).

Сыны Зеведеевы хотели, чтобы им дано было высокое отличие – сидеть по обе стороны от Христа в Его славе. Но Иисус Христос сказал им: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10: 38). Этим Он хотел сказать: «Если хотите участвовать в Моей славе, участвуйте и в Моих унижениях».

Это касается и нас. Если и мы хотим обрести радость спасения в Царстве Божием и стать одесную Христа, нам нужно пить чашу унижений и стяжать смирение. Все, кто достиг спасения, достигли его не иначе, как через смирение. Кто смиряется, тот будет спасен.

Чтобы показать наглядно, сколь гибельна гордость, схимонах Павел часто приводил в пример «Титаник» – пароход, символ человеческой надменности.

– Содом и Гоморра, – говорил он, – погибли от огня, а «Титанику» Бог послал кусок льда в океане, и лед этот разбил его. Почти все путешественники, две тысячи душ, погибли. А какие богатства, какие каюты и салоны, какие увеселения и музыка были на пароходе! Одного только не было – не было смирения. Такая гордость обуяла всех, что по стенам парохода висели богохульные надписи. «И Христос не может его потопить!» – говорила одна из них.

Но вот как раз со стороны этой надписи лед и пробил пароход, и он стал тонуть. А помощи-то нет ниоткуда! Так гордость и разврат были наказаны. Все метались туда-сюда, как обезумевшие, перед неминуемой смертью. Мужчины и женщины, знатные и богатые – все вынуждены были проститься с жизнью. Когда пароход уже стал быстро тонуть, капитан воскликнул: «Все на колени!» И музыка по его приказу заиграла: «Ближе к Тебе, Боже, ближе к Тебе!» Однако было уже слишком поздно!

Если бы Библия не была завершена, в нее могла бы войти и история с «Титаником».

О посте и соблюдении закона Божия

Глядя, как нарушаются посты среди мирян да и среди духовных лиц тоже, схимонах Павел сильно скорбел и говорил:

– Много соблазнов появилось в мире. Люди утопают в них и погибают. Беспутные люди в Ниневии наложили на себя пост, и ради их смирения Бог посредством поста пощадил их. И наши души тоже больны грехом. Бог предписывает нам духовную диету и учит посту, чтобы излечить нас. А мы думаем, что знаем больше Бога, и не слушаем Его. Мы похожи на людей, которые говорят аптекарю: «Оставь, мы сами выберем себе и нальем лекарства».

Хорошо, Бог нас оставляет, поскольку создал нас самовластными. Он не хочет нас принуждать. И мы наливаем себе лекарства сами, однако отравляемся.

Животные ведь засмеют нас. Сколько людей умирает от переедания! А животные и птицы не перебарщивают в еде. Они едят, покуда голодны. Придерживаются естественного закона.

Из-за преступления Божия закона люди потеряли компас в жизни. Забыли и цель земной жизни – спасение души. Увлеклись соблазнами и отклонились от пути. Потеряли направление, заблудились. А всякий христианин – и мирянин, и монах – должен знать, для чего он живет на этом свете, куда направился, куда должен прийти, а зная это – бдеть, чтобы не сменить направление.

Когда я стал монахом, я познакомился с одним учителем-пенсионером. Стефан Хлебаров его звали. Да упокоит Бог душу его! Он был очень мудрым человеком. «Слушай, отче, – наставлял он меня. – Ты пошел сейчас новым путем, но внимай, как ты будешь идти по нему! Ты отрекаешься от мира, но мир не отречется от тебя и будет следить за тобой, как собака гонится за зайцем. Самое важное для тебя – помнить, для чего ты стал монахом и какую цель преследуешь. Смотри, не потеряй верное направление – к Богу, к спасению твоей души! Соблазны встретятся тебе. Они будут стараться отклонить тебя от пути. Но ты иди всё время вперед, со взором, устремленным на Спасителя. Встретишь ли ежа – отодвинь его и смело иди дальше! Встретишь ящерку – спугни ее и продолжай идти! Встретишь ли змею – внимай, как ты с ней справишься! Встретишь медведя – обойди его: ты не можешь тягаться с ним! Но не теряй направления! Иди опять по тому же пути!»

– Потому что, – продолжил схимонах Павел, – человек может потерять направление и только в конце, уже став перед лицом смерти, сказать себе: «Увы, куда я направлялся и куда пришел!»

Мы должны быть как корабли. Они отправляются по широким морским просторам, скажем, в Александрию. Волны качают их туда-сюда. Бури отклоняют от пути. Но они знают, куда направились и куда должны попасть. И попадают туда, с Божьей помощью, рано или поздно, если моряки хороши и опытны.

Поучения схимонаха Павла Рильского
собрал архимандрит Серафим (Алексиев)
Православие.ру