[06.09.2015] Елена Борзова: «Путь к Богу – это всегда труд»

Завершаются съемки нового игрового фильма священника Александра Новопашина «Рядом с нами». В картине принимают участия известные российские актеры Юрий Беляев, Сергей Маховиков, Лариса Шахворостова, Илья Любимов, Наталия Курдюбова и многие другие. На днях в Новосибирск прилетела Заслуженная артистка России Елена Борзова.

- Мы давно знакомы с отцом Александром, - говорит Елена Николаевна. – По мере возможности, я слежу за творчеством батюшки. Смотрела его картину «Меня это не касается» о наркомании среди молодежи. Побольше бы таких фильмов, чтобы помочь нам всем излечиваться от равнодушия. А недавно на сайте «Радонеж» прочитала интервью с отцом Александром, в котором он рассказывает о своей новой работе – картине «Рядом с нами». Рядом с нами — сектантство, пожирающее опять же молодых людей… и опять наше равнодушие к молодёжи, к её духовному воспитанию. Явления эти, наркомания и сектозависимость, страшные и одного корня, который есть бездуховность. От бездуховности один шаг до деградации.

Алкоголь, наркотики сгубили многих талантливых актеров. Почему они не могли остановиться, ведь они понимали, что катятся в пропасть? Они не дорожили своей жизнью, своим предназначением… К несчастью безверие пустило свои корни ещё в XIX веке, а в советские времена просто оставило людей без опоры, без Веры, без Бога. Возможно, они отдавали себе отчет в том, что что-то там такое есть, они даже, скорее всего, хотели верить, но не могли. Пренебрежение к себе — к Образу и подобию Божию — это ПРОТЕСТ против системы, убивающей личность. Глубокая, подлинная Вера помогла бы побороть в себе страсть.

Сегодня мы поражаемся засилью сект, удивляемся, как люди могут им доверять. Но опять же, если в душе нет Бога, то «свято место пусто не бывает», оно искусственно наполняется духовным суррогатом. Об этом нужно говорить, нельзя молчать! Нельзя проявлять равнодушие. Нужно быть настойчивым, и тогда все вместе мы сможем достучаться до сердец этих людей, которые еще не оказались на дне, которых еще можно отвратить от этого пути. И я в комментариях к интервью с отцом Александром написала: «Поддерживаю все проекты, готова оказать любую посильную помощь». Очень скоро мне позвонил батюшка и предложил роль в картине…

- Сыграть злую тётку!..

- Да, женщина работает в церкви, убирает, моет полы. При этом она любит всех поучать, считает себя главным блюстителем порядка в Храме, вроде, как помощник у Бога. На неё никто не возлагал такую ответственность!!! К сожалению, именно с такими, как она, нередко сталкиваются люди, впервые перешагнувшие порог церкви. Человек находится в поиске истины, а сталкивается вот с такой тёткой. «И это христиане?», - думают он. Когда батюшка рассказал, кого я должна сыграть, удивление моё было безгранично. Дело в том, что буквально накануне, в Успенском соборе во Владимире я видела работницу храма, которая грубо отталкивала прихожан, случайно наступающих на ковровую дорожку. Она в храме, на службе, верит в Бога и … злая???

- Елена Николаевна, вы сказали, что бездуховность ведет к деградации. О какой деградации вы говорите?

- Человек создан из тела — биоробота, мозга — жёсткого диска, управляющего всеми функциями биоробота и… единственно бесконечного в человеке —Души. Жизнь даётся нам на воспитание и совершенствование Души. А мы заняты только тем, как нарядить, накормить и изменить данную от Бога оболочку, забывая о главном. Я сейчас преподаю технику речи в Институте телевидения в Останкино, и вижу, на сколько деградировала речь у молодых людей. Речь — выразительное средство нашей сущности, значит по сути сущности НЕТ!!! Значит Душа занята чем-то отвлечённым: модными тряпками, пирсингом, тату (надо же как-то выделиться среди других)… А вот сформулировать свои мысли, стараться быть понятными собеседнику, иметь своё понимание истории, политики, быть ответственными перед близкими, перед страной, профессией… для этого нужны усилия, душевные и духовные.

« Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»

Всем известные строчки Николая Заболоцкого.

- И если артистов учат говорить правильно, ставят им речь, то что уж говорить о простых смертных.

- К сожалению, у многих молодых артистов с речью дела обстоят неважно. Порой с трудом понимаю, что говорят артисты на сцене. Когда спектакль звучит формально без «жизни человеческого духа» (как говорил Станиславский), да ещё с невнятной речью, а это говорит о «не проживании» роли артистом, это для меня настоящая мука, на уровне физиологии: начинается головная боль, могу и заснуть, бывало, что начинало мутить, тогда просто ухожу со спектакля.

- Много лет назад знакомые из Германии нас с супругой предупреждали: «Захотите пойти в Пражскую или Венскую оперу – будьте внимательны! Теперь классическому произведению здесь могут придать такую трактовку, что вам может стать очень неуютно в зале». Мне тогда это показалось какой-то дикостью. И вот теперь это происходит у нас, в России! О кулябинской постановке «Тангейзера» в Новосибирском оперном театре вы, конечно, слышали?

- Конечно, слышала! Мне странно, что такое количество людей ещё спорит о «высоком» искусстве. Это проявление нашей бездуховности и вседозволенности. Не считаю такие спектакли прогрессом. Могу такое искусство назвать « Чёрным квадратом» Малевича, а точнее — конец всякого искусства. В Москве же главными апологетами антиискусства (или, проще говоря, извращения) являются для меня Владимир Мирзоев, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов. В спектакле К.Серебренникова «Трехгрошовая опера» со сцены несётся нецензурная лексика (и это во МХТ!!!), мне со сцены говорят всеми художественными средствами, что человек, это мразь, гадость, животное — динозавр, изрыгающий огонь из пасти. Притом талант режиссёра пробивается через очень красивые и милые режиссёрские придумки. Самое страшное в этом — внешняя привлекательность, модные артисты. Я рассказала об одном спектакле, как пример. «Творчество» этих модных режиссёров только на этом основано — эпатировать, плевать в лицо зрителю мерзостью. Понимаю, что вызову бурю негодование у «продвинутой» публики. Но меня ещё в Школе-студии МХАТ учил мой мастер В.К.Монюков: «Блевать, мочиться и давить клопов на сцене — антихудожественно».

- Нате, наслаждайтесь!..Так почему публика восхищается?

- Современное искусство, или антиискусство, призвано вызывать в людях низменные чувства, оголять страсти, потому что страстным человеком легче управлять, и чем больше в нем будет страстей, тем лучше для манипуляторов, кукольников, дергающих за веревочки своих марионеток. И это тоже воспитание. Воспитание страстной, бездуховной и потому разваливающейся, деградирующей личности. Их благодарный зритель – деградированный зритель.

- Но может быть эти режиссеры просто идут на поводу зрителя: есть спрос, вот вам и предложение.

- Нет, они – воспитатели. Они сознательно участвуют в этом беззаконие, выражая своими постановками собственное отношение к людям. Они так видят, так считают и хотят, чтобы так считали все.

Самое коварное, это общественное мнение. Попробуй только сказать, что Сальвадор Дали – это не гениально!

Я была на экскурсии в театре-музее Дали в Фигерасе. Мы пробыли в музее часа два с половиной, всё посмотрели и прослушали, и возвращались в подавленном состоянии. Весь гений Дали зиждется на его борьбе со своими комплексами, отсюда эпатаж, неуверенность в себе и везде эти костыли… отсутствие душевной гармонии. После экскурсии я сама как будто стояла на костылях.

- А они способны еще создать что-то по-настоящему хорошее – все эти ультрасовременные режиссеры и галеристы со своими авангардными постановками и выставками?

- Я уже в этом сомневаюсь. Знаете, свобода развращает. Помните в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, во время заварухи какой-то мужик переворачивает тележку с провизией, и когда его спрашивают, зачем он это сделал, отвечает: «Так, свобода же!» То есть абсолютная свобода означает: делай, что хочешь! Сердце не знает, чего хочет, душа пуста, вот и поступки при такой свободе становятся пустыми, никчемными или дикими, необузданными — наглядные предпосылки для революции, переворота…

- Кто-то сказал: надо переосмысливать классику….

- Неплохо было бы не «переосмысливать», а осмыслить хорошенько, понять. До сих пор открытия делаем вчитываясь в Толстова, Пушкина, Лермонтова, Лескова, Достоевского…Все зависит от того, что в голове и сердце.

Кажется, Солженицын говорил: ставьте русскую классику: в зарубежную «нырнешь» – того и гляди о дно головой ударишься. А в русскую классику «ныряешь» — дна достать не можешь… Лескова, как и Толстого можно уверенно называть «Энциклопедией русской жизни». В романе «Соборяне» представлены все слои русского общества, история религии, философия, история, психология поведения различных сословий. Если внимательно отнестись к литературе нашего Золотого века, то иначе будешь относиться к сегодняшнему дню. Не надо извращать гениальные мысли, они и сегодня актуальны в их привычном изложении. Нам постоянно предлагают «синтетику» вместо натурального продукта. Сказать новое слово в искусстве, не значит — вывернуть наизнанку и трактовать героев классики с точки зрения современных извращений. Надо не забывать, что во все времена новое пытались построить разрушив хорошее старое — ничего красивого и умного из этого не выходило.

Вот, говорят, что и в Церкви нужно менять то, это… Нужно «переосмысливать». Это всё оттуда же! Послушайте, Православие – это культурообразующая религия. В православной Церкви отражается наша история и культура. Это культура моего народа. Я люблю эту культуру. И мне не нужно, чтобы ее обновляли, переделывали, «переосмысливали». Так же как не хочу, чтобы водили какие-то инновации в Церкви. Путь к Богу это серьёзная духовная работа и облегчать её не стоит.

- Одну актрису спросили, вправе ли артист отказаться от роли, которая претит его мировоззрению. Актриса ответила, что артист не вправе это делать, поскольку актерство – это его профессия и он должен играть то, что ему предлагают, и играть хорошо.

- Когда-то мне предлагали подобные роли, и каждый раз я отказывалась. Меня назвали ханжой и перестали снимать… В то же время артист вполне может показать зло таким, чтобы все увидели насколько оно отвратительно, безобразно. Но часто мы видим, что зло оправдывают тем, что человек, дескать, несовершенен, он может ошибаться, и отрицательный опыт – это тоже опыт, не суди, и не судим будешь… А потом это приводит к возвеличиванию зла.

- Я надеялся, что всё это скоро прекратится. Но пока становится только хуже.

- Какова сверхзадача человека? Думаю, она одна: кем я хочу быть, и что я хочу сделать. Мы пришли сюда не отдыхать, мы пришли бороться, и если Господь попускает зло, значит, есть промысел в этом. Если бы в мире все было хорошо, если бы все вокруг были белыми пушистыми, то и мы стали бы вялыми и безынициативными. Поэтому, грубо говоря, чем хуже вокруг, тем нам лучше. Церковь породила нашу культуру, и если Церковь гонима, то икультура тоже будет гонима. Мы должны сопротивляться. Я своим студентам говорю: вам лишь нужно определиться, на чьей вы стороне: С Богом или дьяволом… И когда начинают всё вокруг крушить (а отдельное современное искусство – это разрушение), то, по крайней мере, свое мнение вы высказать обязаны. Да, порой, это бывает нелегко сделать. Но путь к Богу – это всегда труд.

- Елена Николаевна, вы – православная христианка. Что бы вы сказали людям, которые утверждают, что ходить в церковь необязательно, главное, чтобы Бог был в душе?

- Помните, в Евангелие: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Так вот Церковь забирает неверие. И уравновешивает. Душа успокаивается, потому что чувствует близость Отца. Не ходить в церковь, это всё равно что жить в квартире и не мыться. Зарастаешь грязью.

- В этом году вашему супругу поэту Николаю Николаевичу Зиновьеву исполнилось 70 лет! Мы знакомы с творчеством Николая Николаевича по песням «Паромщик», «Казанова», «Дельтаплан», «Зеленый свет» и многим другим, которые исполняли Пугачева, Долина, Леонтьев, Ротару… Позвольте поздравить вас с юбиляром!

- Спасибо! У Николая Николаевича более двухсот текстов к пеням, несколько сборников стихотворений. В этом году, даст Бог, выйдет полное собрание сочинений. И, конечно, хотим организовать праздничный концерт в честь юбиляра!

- Помоги, Господи!

Беседовал Дмитрий Кокоулин
Новосибирская митрополия