[21.09.2009] О дурном сне и медвежьей услуге

Почему защитники «Слова жизни» прибегают ко лжи?

С неделю назад на интернет-сайте Портал-Сredo.ru появилась статья «Дурной сон под маской православия», в котором сообщалось о «межрелигиозной напряженности» и даже «публичном конфликте», связанном с неопятидесятнической сектой «Слово жизни» в Саратове. Подзаголовок статьи был пугающим: конфликт выходит из-под контроля. Мы постарались выяснить, в чем суть проблемы и кому выгодно раздувать страсти там, где, как оказалось, их на самом деле и нет?

Духовная «попса»

Сразу же стоит оговориться, что, конечно, ни о каком межконфессиональном, как заявлено в статье, конфликте речи не идет. «Слово жизни» — неопятидесятническая секта, действующая на территории России, а не религия или конфессия, поэтому употребление определения «межконфессиональный» скорее можно рассматривать как своеобразный прием. Известна и другая схожая тактика сектантов: называть себя протестантами в погоне за доверием не очень искушенных в терминологии людей.

«Слово жизни» действует в Саратове с начала 1990-х годов. Подлинность предостерегающих описаний собраний неопятидесятников автор этой статьи проверяла самолично. Я побывала на одном из собраний – «богослужений». Зал практически полон, люди покачиваются, взявшись за руки в экстазе; закрытые глаза, на лицах улыбки блаженства. Громкая музыка, ритмы которой постоянно меняются. Состояние покоя и экстатичной самопогруженности присутствующих резко сменяется периодами предельной активности, которые сопровождаются громкими выкриками, аплодисментами. Все происходит по «команде» пастора, который напоминает скорее ди-джея. Зал буквально «заряжен», эмоции следуют одна за другой…

Понятно, что человеку одинокому, со своей болью, проблемами, душа которого изголодалась по духовной пище, но не получала до сих пор ее в подлинном виде, нетрудно приня ть этот суррогат за что-то настоящее. Известный сектовед Александр Дворкин в своем докладе, сделанном на пленарном заседании конференции «Неопятидесятнические секты в России», которая проходила в Саратове в 2005 г., давая богословскую оценку неопятидесятническому направлению, точно сказал о нем как о «поп-христианстве» для широких масс, воспитанных исключительно на ТВ-культуре. Ритм музыки захватывает, стоящие рядом люди бесконечно улыбчивы. Для кого-то потом соскочить с этого кайфа так же непросто, как избавиться от наркотической зависимости.

Удручает, что выросло уже несколько поколений россиян, которые выросли в отрыве от традиционных культурных ценностей. Как трудно любительнице бульварного чтива доказать, что к литературе оно не имеет никакого отношения, так же сложно порой объяснить, что за истиной, подлинной культурой духа не стоит отправляться на собрания неопятидесятников. А неопятидесятнические сек ты пользуются, к сожалению, в постсоветской России немалой популярностью. Они довольно активны в своей проповеди и при противодействии им поднимают немалый шум, подтверждением чего и стала статья «Дурной сон под маской православия». В тему вспоминаются цыгане-карманники, схваченные на базаре за руку. Крика так много, а вранье так старательно выдают за правду, что кто-то глядишь и поверит — не воровали.

Истину ложью не защищают

Так весной этого года в Саратове проходила акция «Ощути силу перемен», которая позиционировалась как социальная. Но прошла она уже во многих городах России, и ее связь с деятельностью неопятидесятнических сект давно перестала быть секретом. Как и тот факт, что акция имеет проповеднический характер, а не социальный. Моя знакомая, позвонившая по телефону и получившая на дом в рамках акции бесплатную книгу, получила заодно и информацию, по каким адресам можно прийти на "служение".

С началом проведения акции пресс-служба Саратовской епархии распространила информационное письмо, в котором, в частности, делались следующие выводы: «Акция "Ощути силу перемен" не является социальной акцией общественного значения. Она представляет собой массированную миссионерскую религиозно-вербовочную кампанию с участием организаций, которые можно охарактеризовать как деструктивные тоталитарные секты. Саратовская епархия Русской Православной Церкви не участвует в этой акции, не поддерживает ее и считает своим долгом и далее информировать население об опасности деятельности тоталитарных деструктивных сект». Человек имеет право на информацию, и если он решает позвонить по телефону, указанному в рекламе акции, он должен знать, что ниточки тянутся к неопятидесятническим сектам. Действующий закон в нашей стране никто не отменял, и ни одна религиозная организация не имеет права действовать аноним но. Если это происходит, значит, другие религиозные, общественные организации, СМИ вправе предоставлять людям подлинную информацию. Так поступила и пресс-служба епархии.

Понятно, что подобные вещи осложняют проповедь сектантов и весьма не нравятся им. В вышеупомянутой статье «Дурной сон» ее автор Роман Лункин пишет: «Саратовская епархия РПЦ МП призвала власти пресечь социальную акцию протестантов». Я перечитала письмо не единожды, и никаких призывов в нем не обнаружила. Но на основании таких передергиваний, искажения фактов, автор и делает свои сомнительные заключения, чтобы привлечь внимание читателя больной для нашего государства темой межрелигиозных конфликтов.

Вот еще пример: в ряде СМИ во время проведения акции со своими комментариями выступал саратовский сектовед, редактор сайта anticekta.ru Александр Кузьмин. Что в связи с этим пишет Лункин: «Выступления Кузьмина, которые воспринимались как продолжение заявлений епархии, заставили обратиться с письмом к Патриарху Кириллу и заявить: "Действия местной епархии РПЦ способствуют разжиганию межконфессионалного напряжения" и т.д.» Но позвольте, какие действия местной епархии? Очень хотелось бы, чтобы автор статьи их перечислил. Или факт появления информационного письма и является теми самыми действиями? И почему вдруг автор воспринял выступления Кузьмина как продолжение заявлений епархии? А может вся проблема в искаженности личного восприятия? Хотя, безусловно, мнение, что «Слово жизни» — секта одинаково разделяют и Кузьмин, и представители саратовской епархии.

После выхода статьи Лункина выступить с публичным заявлением был вынужден и Александр Кузьмин. В нем он говорит, что «Дурной сон…» изобилует явной ложью и многочисленными подтасовками фактов.

Но чтобы понять, каков подтекст всех стараний г-на Лункина, стоит вкратце рассказать о его скромной персоне. В данный момент Роман Лункин является директором частного учреждения «Институт религии и права», который тесно связан с «Славянским правовым центром». Последний, как известно, занимается защитой интересов сектантских организаций. Чтобы понять круг профессиональных интересов Лункина, достаточно обратиться к еще одному его тексту (размещен на портале invictory.org). В нем рассказывается о пресс-конференции «Инквизиторам – нет! Мы за светское государство», которая прошла в возглавляемом Лункиным институте, а также говорится о создании «Общероссийского движения в защиту светского государства». Но сам автор на самом деле ратует не столько за светское государство как таковое, сколько за права «неправославных верующих». Для примера — отрывок из текста: «За светское государство выступают, помимо убежденных демократов, не допускающих мысли о каких-либо привилегиях для церквей, те верующие, которые не хотят, чтобы чиновники под маской православия вытесняли их из общественной жизни». Кто эти «неправославные верующие», очень легко догадаться. В свете всего это становится понятно: статья «Дурной сон под маской православия» — это отнюдь не праведный гнев по факту якобы притеснения «Слова жизни» в Саратове, а один из этапов на пути к достижению стратегической цели — добиться возможности беспрепятственного осуществления сектами любых видов своей деятельности в России.

С такой точки зрения становятся понятны причины нападок и на сектоведа Кузьмина, и на Православную Церковь. Как кажется Лункину, он кого-то при этом защищает. Но как говорит священник Даниил Сысоев, один из героев статьи «Дурной сон…»:

— Очевидно, что истину ложью не защищают. А раз защитникам «Слова жизни» приходится прибегать ко лжи, это лишь говорит о том, что других аргументов у них нет.

Сами себя высекли

Используя ложь, искажение фактов Роман Лункин, к помощи которого прибегло саратовское «Слово жизни», на самом деле лишь в очередной раз дискредитировал и себя, и неопятидесятников. Вряд ли кто-то теперь захочет давать какие-либо комментарии Лункину в Саратове, если он решит снова взяться за перо. Наученная горьким опытом общения с ним Ирина Красноперова, сотрудник горадминистрации, теперь наотрез отказывается общаться с журналистами по телефону из опасения, что напишут «не то, что сказала»: все, кто упомянут в статье, хватаются за голову от обилия неправды и искажения смысла их высказываний.

Так в тексте говорится, что известный московский священник Даниил Сысоев, занимающийся миссионерской работой, и клирик саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Дионисий Габбасов общаются с пастором «Слово жизни» Тарановым и не считают эту организацию сектой. Но это неправда. Разговор священников с пастором действительно имел место, и сохранилась его запись.

— Если даже мы не использовали слово «секта», мы говорили Таранову о ложности их вероучения. И на самом деле это лишь подтверждает, что мы считаем «Слово жизни» сектой,— говорит, рассказывая о состоявшейся беседе, отец Дионисий.

Священник Даниил Сысоев с ним солидарен:

— Вопреки написанному в статье, мы говорили о том, что вероучение «Слова жизни» не является истинным и по сути своей еретическое.

Также отец Даниил опроверг изложенный в статье факт о его совете Таранову написать письмо Патриарху Кириллу

— Я сказал, что если, например, мои слова, обращенные к членам «Слова жизни», они сочтут оскорбительными (но это не должно касаться вероучения), то они вправе обратиться в церковный суд, речь шла всего лишь об этом.

Пасторы «Слова жизни» действительно написали обращение к Патриарху, направив копию Епископу Лонгину. Согласно этому тексту, «Слово жизни» в Саратове вообще не имело никакого отношения к акции «Ощути силу перемен». Но где же тогда логика? Сначала саратовские неопятидесятники обиделись на слова, сказанные в ходе проведения акции сектоведом Кузьминым, а потом вдруг открестились от нее совсем.

Неправдой, по словам священника Дионисия Габбасова, который руководит в Саратове молодежным православным обществом, является информация, изложенная в тексте Лункина, о том, что Дмитрий Таранов якобы посещает его заседания.

— На наши собрания д ействительно может прийти любой желающий, но Таранова на них ни разу никто не видел, и тому есть десятки свидетелей.

Вполне возможно, что появлению статьи о «дурном сне» поспособствовал и тот факт, что уже 8 бывших членов «Слова жизни» в Саратове вернулись в лоно Православной Церкви. Но ведь ни Церковь, ни сектоведы не загоняют никого насильно на богослужения Русской Православной Церкви, как и не запрещают никому посещать собрания «Слова жизни» и не выставляют кордон из бойцов ОМОНа, воспрещающих вход в зал собраний.

Саратовское «Слово жизни» прославилось теперь далеко за пределами нашего города, но тот ли это резонанс, который ему был нужен? Ведь по сути руководство этой организации в очередной раз подтвердило, что использует подтасовку фактов и ложь, добиваясь своих целей. Текст Лункина «Слово…» разместило на своем сайте, что говорит о полной солидарности с этим автором. Но даже название статьи «Дурной сон….» оказалось говорящим. Может, действительно, госпо дину Лункину, приснилось все, о чем он рассказал?

Юлия Семенова
Iriney.ru