[11.08.2015] О вере в науке: тем хуже для фактов?

7–9 июля 2015 года в Москве прошел VI Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь – 2015». В его рамках состоялся Международный симпозиум «Фундаментальные представления современной науки о началах человеческой жизни». Организаторами симпозиума выступили Центр пронаталистских исследований и Автономная некоммерческая организация «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей “За жизнь”».

На секции по естественнонаучному направлению интересный доклад с компьютерной презентацией представил протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке. Основное внимание на секционном заседании уделялось научным аспектам жизни человека в период от зачатия до рождения. Естественно, что наряду с вопросами, имеющими прямое отношение к главной теме обсуждения, значимым оказалось обсуждение базовых проблем современной науки.

Одна из главных целей науки – развитие и защита человеческих жизней и созидательных ценностей, включая в них личные, семейные, общественные, а также государственные ценности. И здесь стержневую роль играет духовное содержание науки, ее способность предохраняться от лженауки и аморальности, от противоестественных влечений, от насилий и убийств, прикрытых якобы научными (или «гуманитарными») обоснованиями.

Наука – одна из взаимодополняющих и взаимодействующих форм общественного сознания, в которое неотъемлемо входят также и философия, право, этика, эстетика, религия. Поэтому она не может существовать автономно, только по своим внутренним закономерностям и процессам. А так как человеческий фактор играет в ней ключевую роль, то и велико влияние на нее духовного, религиозно-мистического фактора.

Некоторые энтузиасты науки уверены, что она может всё, что она всесильна. В философии науки есть даже особое учение, называемое сциентизм. Оно рассматривает науку как средство решения любых социальных и иных проблем. Так ли это? Может быть, это учение утопично и поэтому опасно?

Наука – часть культуры. В конечном итоге она есть практическое воплощение идеалов господствующей духовности в общественном сознании и бытии. Куда направлена деятельность науки – на созидательность или деструктивность, в целом определяется доминирующими духовными факторами.

«Наука строится из фактов, как дом из кирпичей; но простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом», – так в 1902 году отметил Анри Пуанкаре («Наука и гипотеза»). Выбранные факты: явления, процессы, предметы, законы, как стеклышки в калейдоскопе, можно в ходе научной и околонаучной деятельности складывать в узоры, исходя из принятых взглядов, установок, предположений, аксиом, логики. Каждый узор будет в чем-то объективен и непротиворечив, то есть будет частично соответствовать реальности. Возникает некий научный калейдоскоп, дающий многообразные завлекательные комбинации, основанные на различной аксиоматике.

Научные картины мира, а также идеалы и нормативы науки всегда увязываются с господствующими духовностью и мировоззрением исторической эпохи, с ее культурой. Это обеспечивают духовные и философские основания науки. В их состав входят обосновывающие постулаты, идеи и принципы, которые указывают пути поиска. Они задают цели создания нормативных структур науки и образов реальности, а также толкования полученных результатов, в итоге – метанауку. Основания науки неоднородны. Они допускают вариации ее идей и категориальных смыслов. Наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые (из многих) духовные и философские идеи и принципы. Подчеркнем еще раз важность того, на какой аксиоматике базируется разум ученого. И здесь возникают такие феномены, как культура разума и системы идеалов. Они, в свою очередь, зависят от потребностей человека и общества. Но раз человека, значит, на первом месте явно или скрытно стоят духовные потребности.

Что такое духовность? Духовность – универсальное свойство личности, устремленность к идеалу, основа всего, что относится к самореализации и мотивации человека. Духовная сфера по своей сущности и как источник мотиваций решительно отличается от душевных, психологических и физиологических явлений. Духовность и человечность тесно взаимосвязаны. Конкретная духовность у людей различается как качественно, так и количественно. Содержание и понимание духовности зависят от воззрений и развития человека. Конкретная духовность определяет то или иное содержание ответов на главные телеологические вопросы:

  • Кто я и почему существую?
  • Есть ли у моего существования смысл и предназначение?
  • Какова ценность каждой человеческой жизни?
  • Имеется ли смысл, цель и предназначение у человечества, Природы, Вселенной?
  • Что есть Истина?
  • Существует ли Абсолютная Истина?
  • Можно ли познавать Истину?
  • Есть ли Бог?
  • Как можно общаться с Богом?
  • Есть ли мое существование после моей земной смерти?
  • Что такое добро и что такое зло?
  • Почему есть горе, страдания и несчастья?
  • Существует ли душа или разум отдельно от тела?
  • Всемогущи ли наука и разум?
  • Существуют ли и другие пути познания мира и человека?

Отклик на эти вопросы обнаруживает веру человека. Что такое вера? Вера – индивидуальное внутреннее самоопределение, позиция человека в духовно-нравственном и религиозном пространстве, которую он обретает при нахождении ответов на вопросы, относящиеся к духовно-нравственной и религиозной сфере. Вера присуща всем людям, хотя может быть и неосознанной. Вера коренным образом отличается от убежденности, доверия и уверенности. Она является источником каких-либо духовных знаний, умения и опыта. Содержание конкретной веры связано с отношением личности к феноменам «ИСТИНА» и «ИДЕАЛ». Различные веры весьма несхожи в своем отношении к морали, нравственности, праву, власти, государству, обществу, семье, человеку, культуре, природе и миру в целом. Здесь обнаруживаются принципиальные различия подходов к пониманию семейных ценностей и самой жизни человека, а также к путям их достижения. В этом центре появляется не только наука, но и лженаука.

Известный гениальный хирург и ученый святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что «знание больше, чем наука». Науку можно определить как средство отображения людьми всеобъемлющей ИДЕИ в рациональную ограниченную форму. Возникает необходимость различение истинной ИДЕИ и ложных идей, то есть единственной науки и сонма лженаук. И опять существенно, какая выбрана духовность.

Укажем типичные признаки лженауки:

  1. Опора на псевдорелигиозную аксиоматику.
  2. Ставка на оккультную духовность.
  3. Игнорирование «неудобных» фактов выводов и обстоятельств.
  4. Использование малоизвестных наукоподобных терминов.
  5. Спекуляции на таинственности и секретности.
  6. Пренебрежительное отношение к преемственности научных знаний.
  7. Сенсации в СМИ при непризнании в научной среде.

Рассмотрим несколько фактов (из многих) о влиянии духовности на науку. Ведь это воздействие в огромной степени определяет взгляд общества на человека и семью.

Вначале покажем религиозные аксиоматические основания (идеалы) материализма (то есть его Объект служения, идеал и рационально недоказуемую веру).

Универсальными свойствами материи в материализме объявляются:

  • несотворимость и неуничтожимость,
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве,
  • вечность движения и изменения, саморазвития, превращения одних состояний в другие,
  • вечность существования закономерностей и причинности,
  • единство законов в мире,
  • детерминированность всех явлений,
  • самозарождение и эволюция жизни, а также самопоявление высшей формы отражения – абстрактного мышления и сознания.

Тут видно явное обожествление материи и отвержение любых весомых телеологических факторов.

Тем не менее известны многие эмпирические данные в палеонтологии, геологии, археологии, биологии, эмбриологии, генетике, астрофизике, в других областях знаний, которые являются полной загадкой для науки и принципиально противоречат аксиомам материалистической духовности. Однако они имеют объяснение в свете именно прямого и буквального понимания Священного Писания, подтверждают его, но никак не объяснимы с точки зрения моделей случайности, даже теистических.

Если какую-либо гипотезу, претендующую на статус теории, одни факты подтверждают, зато другие отрицают, то это означает, что Истина где-то в другом месте.

Особенно много больших и малых нескончаемых загадок и парадоксов обнаруживается при исследовании жизни и микромира во всех их проявлениях.

Например, в биологии:

  • преадаптация, то есть сложность строения любого органа и функции организма и невозможность их функционирования в стадии «переходной формы»,
  • красота в природе – неудобна для выживания (скажем, хвост павлина, райские птицы, бабочки); при случайной эволюции мир был бы полон безобразными монстрами,
  • «высшие» формы – более сложные и уязвимые; простые – наиболее приспособленные как вид, что явно противоречит направлению эволюции,
  • совесть человека – самое неудобное свойство для выживания,
  • отсутствие эволюции на примере бактерий (которые за несколько лет проходят количество сменяющихся поколений, аналогичное миллионам лет у «высших» животных) при нескольких десятилетиях проводимого эксперимента,
  • отсутствие мертвых секвой… и т.д. и т.п.

Загадочно уже само существование конкретных таксонов (ископаемых и живых), а не постепенной и устойчивой метаморфозы, которая должна была бы наблюдаться в случае пошаговых процессов, без всякой возможности классификации. Проводя эту классификацию, изображая и называя виды животных (современных и вымерших), сторонники хаотичной случайности сами себя опровергают.

А сколько нескончаемых чудес и тайн в живой клетке. Живые системы на всех уровнях своего существования поражают людей разумностью, цельностью, сложностью, целесообразностью и красотой своего строения. Это случайно?

Цикл жизни насекомых содержит в себе качественно разные и взаимосвязанные звенья, которые не могут появиться постепенно, а должны возникнуть сразу одновременно.

Жгутик – это молекулярный мотор (наномашина), используемый микроскопическими организмами для своего движения в жидкой среде. Один из примеров – сперматозоид. Эта наномашина состоит из множества деталей. Удаление одной из таких мельчайших составляющих данного мотора сделает неработоспособной всю систему в целом. Некоторые жгутики, работая подобно лодочному мотору, вращаются со скоростью 100 000 оборотов в минуту, причем внезапно вращение может изменять направление на противоположное. Отдельные ученые называют этот механизм «самым совершенным во Вселенной».

Жгутик – классический пример разумного проектирования, который можно видеть в простейших организмах. С позиции теории эволюции объяснить возникновение столь сложного механизма невозможно. Строение и функционирование жгутиков являют собой пример неразрушимой комплексности, свидетельствующей о разумной целесообразности.

Жук-бомбардир защищает себя от хищников с помощью сильной струи кипящей жидкости, выпрыскиваемой под высоким давлением во время быстрого действия под названием пульсивное возгорание. Температура жидкости – около 100° Цельсия! Выброс происходит импульсивно с частотой до 500 выстрелов в секунду. Брюшной кончик жука действует в роли вращающейся орудийной установки, которая позволяет жуку направлять поток жидкости в любом направлении… Постепенная «эволюция» и здесь невозможна!

Еще примеры. Зубчатые колеса в природе: задние конечности «цикады-лепестка» Acanalonia conica. При прыжке эти насекомые испытывают перегрузки в 500g. Случайно возникли?

Палеонтологи нашли окаменелость кузнечика с мельчайшими деталями его организма. Специалисты по биомеханике пения и слуха насекомых узнали, что прародитель современных насекомых уже использовал схожий механизм звучания. По конструкции звуковых органов ученые воссоздали «песню любви» кузнечика из Юрского периода (спустя 165 миллионов лет). Древнейший кузнечик пел так же, как и современный. Где же случайность?

Поражает устройство языка дятла.

Язык дятла имеет на конце колючки и каплю клея. Так он подбирает насекомых, которые прячутся в ходах внутри дерева. Окружая голову и шею под кожицей сзади, язык растягивается до 15 см дополнительно. Он длинный, но вместо того, чтобы свисать, находится в муфте под свободной кожицей позади шеи. Там косточки языка разделяются на две ветви и снова соединяются вместе перед входом в клюв. Дятел направляет свой язык точно туда, где прячется насекомое. Насекомое надежно захватывается сложными устройствами на конце языка и втягивается в клюв. Хитроумный язык, с устройствами на конце, пять тонких гибких косточек с суставами. Что укоренило их в правой ноздре, окружило голову и шею сзади и вернуло в углубление между двумя половинками клюва? Никакие промежуточные состояния здесь невозможны. В качестве научного эксперимента попробуйте позавтракать, непрерывно высовывая свой язык в сторону изо рта.

Языки дятла и хамелеона с их обязательными дополнительными приспособлениями не могли появиться случайно и постепенно!

Еще поучительная иллюстрация – органы равновесия креветки.

Для того чтобы знать, где дно, а где поверхность, у креветок и других аналогичных животных есть органы равновесия – статоцисты – мешочки с чувствительными волосками, в которых перекатываются песчинки, захваченные из внешней среды. Положение песчинок в статоцисте указывает направление вниз – значит, плыть надо в обратную сторону. Перевернется креветка – перекатятся, задевая чувствительные волоски, песчинки в статоцисте, рецепторные клетки подадут сигнал нервным ганглиям об изменении положения тела в пространстве. Действие статоцита (вестибулярного аппарата) креветки зависит от песчинки, которую находит и через маленькое отверстие помещает в него сама креветка. Через какие случайные стадии (непрерывно благоприятные для выживания данного вида!) проходило становление этого органа?

Система свертывания крови. Это единая система, выполняющая следующие противоположные функции:

  1. поддержание крови в сосудах в жидком состоянии,
  2. осуществление гемостаза (предотвращение больших кровопотерь и гибели организма).

Гемостаз – сложный ферментативный процесс, в результате которого образуется кровяной сгусток. Система свертывания крови – это многокомпонентная система, в состав которой входят белки, фосфолипиды, обломки клеточных мембран и ионы кальция. Постепенно она не могла возникнуть!

Кровобращение у позвоночных животных – рыб, земноводных, птиц и млекопитающих: 1 – сердце; 2 – сосуды большого круга кровообращения; 3 – сосуды малого круга кровообращения. Венозная кровь показана синим цветом, артериальная – красным, смешанная – фиолетовым. Возникать друг из друга из-за качественных различий они не могут!

Лимит (предел) Хейфлика (старение клеток в организме). На клеточном уровне запрограммированная смерть (апоптоз) доказана экспериментами. В клетке включается специальный механизм самоубийства, когда она гибнет, устраняя опасность для жизни или нормального функционирования многоклеточного организма. Апоптоз обусловливает исчезновение хвоста головастика и осенний листопад (откуда и произошел сам термин). Клетки человека умирают после определенного количества делений. Клеточные «часы» – это структуры на конце хромосом, известные как «теломеры». Каждое деление клетки укорачивает теломеры и ведет гибельный отсчет времени жизни клетки и, в конечном итоге, всего организма. Механизмы, подобные апоптозу, действуют и на субклеточном, и на надклеточном уровнях. Старение есть, прежде всего, запрограммированная смерть на надклеточном уровне, то есть на уровне всего организма.

Ученые нашли в мозге «центр старения». Обнаружили, что «эндокринный центр» мозга – гипоталамус – принимает участие в процессе старения. Существует своеобразный «центр старения», контролирующий этот процесс. Гипоталамус управляет частью этих самоубийственных процессов. Слепые случаи неизбежно уничтожат зачатки любых систем, ведущих организм к старости, то есть к самоубийству.

Эмбриология. Загадочный факт: происхождение большинства гомологичных (сходных) органов разных животных и человека из разных зародышевых клеток при участии разного генетического материала.

Тайны развития эмбрионов:

  • Почему при развитии эмбриона исчезают симметрии (возникают ассиметрии)?
  • Что контролирует развитие и взрослое состояние (морфостаз)?
  • Каковы причины формообразования в пространстве и времени и сохранения правильной стабильной формы?

Центральный вопрос биологии развития – вопрос становления. Его изучает не только эмбриология, но и космология. Загадки в космологии можно «объяснить» тем, что «так устроена природа», но в биологии возникает дополнительный онтологический уровень. Откуда формирующийся организм знает, куда в пространстве надо расти и сколько клеток куда добавить, чтобы получился орган нужной формы?

Должно быть некое «поле», чтобы сделать трехмерную структуру определенной формы. Принцип развития формы – целостность и действие самоорганизующихся модулей-полей (морфогенетических полей), саморазвертывающихся друг из друга. Любая целенаправленная активность есть функция некоей системы (поэтому влияние высших сил здесь очевидно).

Генетика:

  1. Неизбежен дегенеративный характер мутаций. Мутации неспособны породить новую информацию. К тому же естественный отбор способен только отсеивать генетическую информацию, но не прибавлять ее. Из чего следует принципиальная невозможность перехода микроэволюции (которая является лишь естественной формой селекции (отбора), адаптации, разделения исходного генотипа на популяции) в макроэволюцию.
  2. Современная генетика разработала методы подсчета количества накопленных дефектов, появившихся в результате длительных мутаций. Оказывается, что естественный отбор не уменьшает «генетический груз» (постепенно увеличивающееся вредное воздействие мутаций на живые организмы), пусть и с учетом рецессивных. Количество таких дефектов свидетельствует, что жизнь на Земле существовала отнюдь не многие миллионы и тем более не миллиарды лет.
  3. Открытие существования мономорфных генов, кодирующих жизненно важные признаки вида, одинаковых у всех особей одного вида, не подлежащих вариациям. Их изменения летальны для организма и делают непреодолимой границу между сотворенными родами и невозможным переход микроэволюции (естественной селекции) в макроэволюцию.
  4. Из 2-го начала термодинамики (закона тления) следует математическая невероятность согласованного синхронного «полезного нарушения» сразу целого комплекса генов в нужном направлении для полезного изменения органа или появления нужного признака.
  5. Информация ДНК может считываться только ферментами, информация для создания которых тоже закодирована в ДНК, – замкнутый круг, доказывающий наличие внешнего Разума.
  6. Текст ДНК по принципам строения сходен с человеческой речью, написан, носит разумный и явно неслучайный характер. Все методы поиска инопланетных цивилизаций отлавливанием разумных сигналов из космоса, если их применить к ДНК и иным носителям генетической информации, однозначно указывают на их происхождение от Сверхразума.

Биология и «теория эволюции»:

  1. Не существует никаких веских доказательств появления новых видов путем изменения других.
  2. Обнаружены только современные виды плюс некоторое количество вымерших.
  3. Нет никаких переходных или «половинчатых» форм между видами (а их, если эволюция действительно происходила, должно бы было быть многие десятки тысяч).
  4. Все ископаемые свидетельства «эволюции человека» (включая доказанные подделки) можно уместить в ящик размером с небольшой гроб. И происходят они из далеко удаленных одна от другой местностей, при отсутствии надежных указаний хотя бы на относительный (а уж тем более «абсолютный») возраст и без всяких указаний на то, как эти разные «люди» связаны между собой родством или происхождением.

Гипотеза случайности игнорирует очевидные факты.

Например, природных реакций органической химии как механизмов образования белков недостаточно для биологических систем, потому что:

  1. аминокислоты белков в живых системах имеют лишь строго один из двух видов оптической активности, характерных для аминокислот в целом,
  2. присутствует необратимость цепей (обычно обратимых) органических реакций биопоэза.

Биологические вещества построены из диссиметричных (хиральных) молекул, обладающих определенной оптической активностью. В живых молекулах присутствует только левая ориентация. Это, несмотря на то, что физико-химические свойства веществ обеих ориентаций идентичны. В неживых химических реакциях разделение веществ правой и левой ориентации невозможно. Кроме того, они там строго равновероятны. Как осуществить синтез вещества с какой-либо преобладающей ориентацией – наука не ведает. Хиральность – одно из коренных отличий биологического вещества от мертвого.

Гипотеза случайности противоречит фактам и с точки зрения законов теории систем и информациологии.

Для возникновения жизни необходима предварительная языковая конвенция в генетических системах.

Информация, планы, программы и проекты являются основой любых иерархических систем. Посредством языковых конвенций маловероятные, но зафиксированные последовательности символов с уменьшенной энтропией обретают концептуальное содержание. Последовательности становятся осмысленными словами (лингвистически закодированной последовательностью, имеющей смысл, – то есть информацией) лишь в своей, заранее существующей языковой среде.

Генетическая система представляет собой носитель сложнейшего типа (то есть сильно уменьшенной энтропии). Случайный самопроизвольный синтез такой системы невозможен с системной точки зрения. Жизненно важно то, что случайность абсолютно неспособна продуцировать проекты, лингвистическую информацию, а также конвенции, несомые генетическим набором.

«Теория случайности (эволюции)» – спекуляция, не имеющая ни одного объективного подтверждения появления нового биологического вида из какого-либо иного. Выдумка, претендующая на научность, но ничем реальным в целом не подтверждаемая.

Противоречащих ей фактов множество в каждом живом существе и в биосфере в целом.

В частности, органы, обладающие так называемым «порогом сложности». Они способны правильно функционировать, лишь уже имея определенную сложность, а до этого их зачатки не только бесполезны, но часто опасны для животного. Поэтому еще до достижения «порога сложности», до случайного обретения целесообразности эволюция неизбежно уничтожит такое вредное новообразование.

Почему же возникла и получила столь мощную ресурсную поддержку «теория эволюции»?!

Вот один из результатов веры в «теорию эволюции»: массовая атака педерастии, содома и разврата, кризис института семьи. Налицо полный отказ от созидательных традиционных ценностей, в том числе и в науках о жизни.

Нашим любителям слепой эволюции давно ответил Исаак Ньютон (1643–1727), физик и математик:

«Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и всё соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог» («Principia Philosophiae»); «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово».

Наука при изучении биологических структур подтверждает, что еще до их возникновения заблаговременно уже должны существовать идеи, концепции, планы, информационно-системные языки, языковые конвенции их построения и функционирования, а также источник их целесообразности.

Теперь немного о физике.

1-е начало термодинамики («энергия не возникает из ничего и не исчезает»). Это противоречит возникновению мира, материи, энергии, законов Природы.

Откуда взялась точка большого взрыва? Откуда взялись сами законы Природы?

2-е начало термодинамики («всё во Вселенной стремится к хаосу при отсутствии доступа энергии извне»). Это противоречит возникновению жизни, да и самой Вселенной.

Современная наука приняла «антропный принцип»: «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель – человек».

В наблюдаемой Вселенной имеются такие соотношения между фундаментальными физическими параметрами, которые привели к образованию Разумной жизни.

При сравнении многочисленных вариантов условий для жизни во Вселенной такой вывод неизбежен. Если мы исходим из биохимических потребностей жизни, то вынуждены признать, что наша планета, безусловно, особое место (по биофизическим и биохимическим критериям) во Вселенной. В этом «эгоистическом» смысле Земля – Центр Вселенной.

Это – следствие широко известного в науке так называемого сильного антропного принципа фундаментальной науки: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней мог существовать наблюдатель». То есть характеристики Вселенной, включая и мировые константы, – не случайны!

Чувствуя и понимая это, многие великие ученые соединяют истинную веру и истинную науку. Приводим лишь небольшую часть из множества их соответствующих высказываний, широко опубликованных ранее.

Блез Паскаль (1623–1662; французский физик, математик, основатель современной теории вероятностей. Изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление. Сформулировал закон Паскаля. В возрасте 18 лет изобрел первый цифровой калькулятор. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования):

«Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны»; «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум».

Михаил Ломоносов (1711–1765; русский ученый; заложил основы атомно-молекулярного учения, получившего развитие лишь спустя столетие, основы кинетической теории теплоты. Основатель Московского университета):

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, а в другой – Свою волю. Первая – видимый мир. Вторая – Священное Писание».

Андрей Сахаров (1921–1989; русский физик, академик, трижды Герой социалистического труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий, создатель водородной бомбы (1953)):

«Мое глубокое ощущение – существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке».

Макс Планк (1858–1947; немецкий физик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) «За открытие квантов энергии». Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия):

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно-практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времен, как Ньютон, Кеплер, Лейбниц, были проникнуты духом этой религии христианства».

Б.В. Раушенбах (1915–2001; российский физик, академик РАН, один из основоположников российской космонавтики. Руководил созданием систем управления многих межпланетных автоматических станций и космических кораблей):

«Конфессии рождаются вместе с народом, и менять их не следует. Скажем, для России я не вижу иной подходящей конфессии, кроме Православия.

Почему? А потому, что у нас вся жизнь столетиями текла по православному. Православие вошло не только в облик храмов, но и в язык, в поговорки, в народные приметы. Вся жизнь наша православна, даже у атеистов, которые придумали моральный кодекс коммуниста. Этим духом настолько пронизаны наше сознание, даже подсознание, что я не вижу никакой другой конфессии для России, кроме Православия.

Еще Флоренский обратил внимание, что особенностью Православия, в отличие от других христианских конфессий, является опора на любовь в самом широком смысле этого слова. И как хотелось бы, чтобы эта любовь, свойственная православному менталитету, проявилась в нашей сегодняшней жизни с ее беспределом, преступностью, забвением высоких нравственных начал».

Исаак Ньютон (1643–1727; физик и математик):

«Атеизм настолько бессмыслен и отвратителен человечеству, что никогда не имел большого числа учителей».

Вся история совершенствования научно-технического оснащения человеческой цивилизации подтверждает тезис о телеологическом появлении жизни и Вселенной. Разве «эволюция» техники – слепая случайность?

Чтобы пройти этот путь, необходим гений человеческого разума! Для существования Вселенной, Природы, Жизни и разума человека, которые неизмеримо сложнее и совершеннее любой техники, достаточно слепой случайности?

Наука только тогда освобождается от пут лженауки, когда соединяется с истинной религией, когда они сплачивают вместе.

Надо, как минимум, принимать во внимание существование и основные принципы православной культуры научной деятельности. Православная Церковь всегда с уважением относится к науке как к одному из средств познания мира, человека и Бога. Церковь разумно использует ее достижения. Но считает чрезвычайно опасной лженауку!

На православную культуру семьи не должна покушаться лженаука. Идеал православной культуры – полноценная традиционная семья. Для православных семья – малая Церковь.

С точки зрения православной культуры (в самом высоком научном смысле понимая культуру вообще), любой человек – бесконечно ценное существо, независимо от его возраста, с момента его зачатия и даже раньше. И так в науке надо к нему относиться во всем. Истинная наука всегда опирается на созидательные традиционные ценности.

Священник Андрей Хвыля-Олинтер
Православие.ру