[01.04.2015] Сектант с дробовиком

Приговор по делу Степана Комарова был вынесен 31 марта и пока еще не вступил в законную силу. У прокуратуры есть десять дней на обжалование приговора. Комарова приговорили к тюремному заключению на 24 года в колонии строгого режима, хотя обвинение требовало для него пожизненного заключения ввиду особой жестокости совершенного преступления.

Степан Комаров в феврале 2014 года зашел в Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска с огнестрельным оружием и открыл огонь по прихожанам. Он убил одного из верующих и монахиню. Суд признал «сахалинского стрелка» виновным, помимо убийств, в умышленном причинении вреда здоровью, повреждении имущества и культурных ценностей, хулиганстве, вандализме и возбуждении религиозной ненависти.

При этом защита Комарова напирала на то, что у «стрелка» был тяжелый жизненный период, а убийство он совершил в состоянии глубокого нервного стресса. Девять классов образования, незаконченное ПТУ и незаконченное же театральное училище, работа инкассатором, неудавшаяся личная жизнь. Также в ходе процесса фигурировала версия, что идти пугать верующих «сахалинского стрелка» побудили высказывания одной из его подруг.

Но поведение Комарова в тот день свидетельствует о другом. Он пришел в храм уже после воскресной литургии. Как отмечают очевидцы, изначально Комаров не планировал кого-то убивать, а хотел «захватить храм и выгнать оттуда верующих». Он прошел на амвон, продемонстрировал оружие и крикнул: «С...ки, пошли отсюда вон!». Когда ему показалось, что верующие слишком медленно выходят из церкви, он произвел серию выстрелов по ногам. В это время на паперти храма находился один из прихожан — Владимир Запорожец, который, услышав стрельбу и увидев выбегающих из церкви людей, решил попытаться «уладить ситуацию». Он и стал первой жертвой «стрелка»: получил четыре выстрела в корпус и добивающий в голову. После этого, по словам свидетелей, у Комарова «снесло крышу». В свечной лавке храма дежурила монахиня Людмила (Пряшникова), которая после первых выстрелов вызвала полицию.

Комаров прошел через весь храм к лавке, перепрыгнул через прилавок, ногой сбил и придавил монахиню и выстрелил ей в голову. Дальше Комаров разделся по пояс — видимо, для демонстрации своих татуировок, в числе которых были свастика, коловрат и «орел Третьего рейха». После этого акта неонацистского эксгибиционизма Комаров дал очередь по иконам и храмовой утвари. Когда закончились патроны, сел на амвон в центре храма и закурил, ожидая полицию. Ни в ходе процесса, ни на вынесении приговора Комаров не признал своей вины и не раскаялся.

При этом судом установлено, что Комаров действовал по мотивам религиозной ненависти и в одиночку. Однако не все эксперты согласны с такой характеристикой мотивов преступления и с тем, что «сахалинский стрелок» — городской сумасшедший-одиночка. По мнению главы молодежного отдела Сахалинской епархии РПЦ МП и вице-президента Российской ассоциации центров по изучению религий и сект, протоиерея Виктора Горбача, у Комарова были и до сих пор остаются горячие поклонники и единоверцы. В социальных сетях появились высказывания в том духе, что «Комаров все правильно сделал» и «жалко, что так мало убил». Кстати, сам Комаров в содеянном не раскаялся. Однако полиция и прокуратура заострять внимание на этом аспекте дела не хочет, потому что последует законный вопрос: как могли правоохранительные органы в регионе с населением всего в пятьсот тысяч человек пропустить экстремистскую неоязыческую общину, из рядов которой выходят убийцы и захватчики православных церквей?

Ответ на этот вопрос лежит в той же правоприменительной плоскости. Российские правоохранители в массе своей за религиозные дела берутся с неохотой, упирая на то, что государство у нас светское, и рассматривают конфликты на религиозной почве как некую экзотику, которую вообще трогать не нужно. На самом же деле понятие светскости государства не исключает, а периодически и заостряет внимание на том, что последователи любых сект, во что и в кого бы они ни веровали, могут оказаться обычными преступниками, а их «религиозное» учение — ширмой противоправной деятельности или механизмом подавления здравого смысла, критического мышления и человеческой воли.

Но почему такое преступление стало возможным на Сахалине? Дело в том, что остров превратился в настоящий заповедник разного рода сект. Сахалинской епархии всего 20 лет, и появилась она там одновременно с филиалами всевозможных конфессий, тоталитарных и классических культов.

При этом некоторых сахалинцев тянет на «религиозную экзотику». Сахалин — довольно изолированный регион, и развлекаются здесь некоторые весьма своеобразно, в том числе углубленно изучая оккультные и неоязыческие доктрины.

Скажем, несколько лет назад на одном из городских кладбищ вандалы сорвали крест с купола часовни, а на колоннах храма написали «Сатана придет за вами!». По словам сотрудников епархии, особое давление на православную церковь на Сахалине началось в 2011-2012 году. Активизировались сразу несколько сект, которые пытались не дать построить новые православные храмы и при этом делали все, чтобы занять землю под собственные культовые постройки, — например, в эти годы своим зданием на центральном проспекте областного центра обзавелся филиал одиозной международной организации «Новое поколение», лидеру которой Алексею Ледяеву запрещен въезд в Российскую Федерацию.

«Сахалинский стрелок» оказался поклонником идей Николая Левашова, возглавлявшего культ «Возрождение. Золотой Век» и скончавшегося в 2012 году.

Если коротко — это ультранационалистическая неоязыческая доктрина с элементами оккультизма. В частности, левашовцы верят, что их покойный лидер — божество, умевшее силой мысли влиять на окружающий мир, «исцелять людей, останавливать ураганы, восстанавливать озоновый слой планеты». Среди прочих «заслуг» этого гуру — «разворот нейтронной звезды, угрожающей Земле, защита России от радиации Фукусимы и уничтожение климатического оружия силой мысли». Кстати, некоторые эксперты усматривают теснейшую связь секты Левашова с «церковью инглингов» Александра Хиневича, которого сейчас в Омске судят за экстремизм и разжигание религиозной ненависти. Одной из доктринальных книг секты являются «Арийские веды» Хиневича.

Интересна и биография лидера секты. Николай Левашов приехал в Россию из США, где прожил до этого 15 лет, в 2006 году и практически сразу же занялся организацией своего маленького, но прибыльного тоталитарного культа. Поскольку за исцеления от всех болезней и лекции о вреде христианства и пользе славянской сакральной мудрости он брал немалые деньги.

Иными словами, «Возрождение. Золотой Век» — это структура гуруистского типа, где вся иерархия была замкнута на Николае Левашове, провозгласившем себя божеством. От своей «божественности» Левашов получал вполне ощутимые материальные дивиденды. Особо известна секта тем, что распространяет материалы, в которых до широких масс доносится мысль «христианство для славянина — враг номер один».

В Сахалинском кафедральном соборе в феврале этого года открыт мемориал погибшим от рук «сахалинского стрелка» людям. В среде прихожан идут разговоры о возможной канонизации монахини Людмилы и Владимира Запорожца как мучеников, пострадавших за веру.

Будут ли приняты какие-то превентивные меры по отношению к неоязыческим общинам Сахалина, пока неясно. Особенно в свете того, что суд посчитал Комарова всего лишь сумасшедшим одиночкой, начитавшимся «не той литературы» и нахватавшимся «не тех идей».

Александр Чаусов
Iriney.ru