|
||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Главная » Сектоведение » РАЦИРС » Пресс-релизы » Секция «Проблемы тоталитарного сектантства и современное общество» состоялась в рамках XXIII Международных Рождественских Образовательных чтений [04.02.2015] Секция «Проблемы тоталитарного сектантства и современное общество» состоялась в рамках XXIII Международных Рождественских Образовательных чтений20 января 2015 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя, в рамках XXIII Международных Рождественских Образовательных чтений прошла секция «Проблемы тоталитарного сектантства и современное общество». Работа секции была организована направлением «Церковь, государство, общество» совместно с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом и Центром религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского. В заседании секции приняли участие около 100 человек из разных стран и регионов России, включая православных священников, миссионеров, ученых, специализирующихся на проблеме тоталитарного сектантства, а также студентов ПСТГУ, учащихся Николо-Угрешской православной духовной семинарии и других учебных заведений.
Профессор А.Л. Дворкин сделал обзор главных событий, связанных с деятельностью сект, а также противодействием им, за 2014 год. Среди них он отметил:
Автор доклада сделал краткий обзор трех ежегодных конференций. Пояснил, что выбор темы каждой конференции был актуален. Например, в 2013 году конференция была посвящена неопятидесятникам, которым принадлежит около пяти активных проповеднических групп, ведущих свою деятельность в непосредственной близости от Николо-Угрешского монастыря и Православной Николо-Угрешской духовной семинарии; при этом автор отметил, что руководство Николо-Угрешского монастыря и православной духовной семинарии до этой конференции не проявляли активного интереса к действующим группам пятидесятников. В завершении А.Ю. Соловьев предложил участникам совместно подумать над темой следующей конференции в НУПДС.
В рамках доклада профессор Дворкин сделал обзор вербовочной деятельности псевдостарца архимандрита Дионисия (Каламбокаса) и его сподвижника монаха Клеопы. На данный момент, Дионисий – игумен обители Петрос, окормляет три греческих монастыря (Элладской Православной Церкви) и является духовником монашеского братства монастыря св. Антония (в Мексике, Юрисдикция Антиохийской Патриархии). А.Л. Дворкин показал, что вербовка в эти монастыри широко распространена в России и происходит как среди православных (известен скандальный уход к «старцу» игумений Спасо-Бородинского и Колоцкого Успенского монастырей Московской области), так и среди православных неофитов и матерей-одиночек. Последним предлагают отдать ребенка в Грецию, взамен обещая дать ему высшее образование, поднять на ноги. Многие матери на это соглашаются, в результате чего их детей изолируют в монастырях, где она живут в очень тяжелых условиях – металлических вагончиках; а к матерям им внушается ненависть. «Старец» убеждает своих духовных чад продавать квартиры. Всем последователям внушается привязанность к «старцу» - ему исповедаются по телефону и через СМС; его воля приравнивается к воле Бога; утверждается, что спастись можно якобы только в его «обители». При этом исподволь внушается неприязнь к России и недоверие к русскому монашеству.
о. Алексей Суриков исследовал деятельность псевдоправославной общины, расположенной в поселке «Победа» Пензенской обл. На базе исследования, в результате которого были получены книги, изданные так называемой «обителью», записано интервью, автор сделал вывод, что «Михайловская обитель» представляет собой тоталитарную секту, имеющую соответствующие признаки:
Известность секта приобрела в первую очередь благодаря книгам издательства «Собор» (г. Владимира), в которых есть советы, как вылечить рак желудка, используя коньяк и алоэ, как выжить в условиях массового террора, как совершать молитвы у могил праведников, используя дыхательные практики и др.
Профессор Еремушкин в своем докладе раскрыл опасные в современной медицине тенденции, а также указал на распространяющуюся деятельность псевдоцелителей, в большинстве своем не имеющих медицинского образования. На сегодняшний день наряду с официальной, академической медициной, существует так называемая народная, или альтернативная медицина. В её основе лежит мировоззренческая концепция, в том числе представления о человеке (его анатомии) связаны с Нью-Эйдж. Среди них положения о биополе, экстрасенсорике, вегетарианстве, медитации, астрологии, чакрах; представления о возможности воздействия на «энергетические системы» организма с помощью сосредоточения мысли; а также положения, пришедшие из китайского учения о гармонии начал инь и янь. Сегодня, к группе псевдонаучных методов можно отнести как диагностические, так и лечебные мероприятия: натуропатию, фитотерапию, ароматерапию, аюрведу, кровопускание, магнитотерапию и др. Наиболее популярными практиками лечения альтернативной медицины является гимнастика йоги, бесконтактный массаж, рейки, медитации, психоделические практики, астральные полеты и др. По мнению Михаила Анатольевича, во всем разнообразии для такой альтернативной медицины есть общие черты: ненаучный характер, иная мировоззренческая концепция о представлении анатомии и физиологии человека. Эта медицина, согласно автору доклада, часто не соответствует понятию о системе научных знаний и практических мер, объединенных целью распознавания, лечения, предупреждения болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей и продление их жизни. Также на конференции прозвучал доклад на тему «Нарушения прав человека в секте «Международная школа Золотого Розенкрейца», с которым выступила Татьяна Сергеевна Карпачева, к.фил.н., доцент кафедры русской литературы МГПУ, доцент кафедры миссиологии ПСТГУ. «Духовная школа золотого Розенкрейца» – социально опасная организация, подчиняющая последователей своему руководству; требующая отказа от медицинской помощи, формирующая определенный культ смерти, а также внушающая, что все родственные связи и естественные человеческие чувства по отношению к своим близким - ненормальны. Организация часто представляется как философская школа, несмотря на свою очевидную религиозную направленность: в ней существуют таинства, собрания называются службами, есть священники. Вербовочная деятельность осуществляется в основном на культурных мероприятиях. Вхождение в организацию и усвоение норм и правил происходит последовательно – начиная с бесплатного информационного курса, посещения религиозных собраний, участия в таинствах, заканчивая подписанием ряда писем на «верность» организации; начиная с отказа от употребления мяса, алкоголя; безвозмездной работе в организации – заканчивая письменным отказов от медицинской помощи и отречением от Христа. Алина Александровна Виноградова (психолог МОО «Центр религиоведческих исследований», ГБУ ЦСПСиД «Измайлово», Москва) выступила с докладом на тему:«Трудности консультирования по выводу: как смена мировоззрения в секте влияет на общение и восприятие социума». Доклад посвящен тому, как формируется новый язык в конкретных деструктивных культах и каким образом смена языка влияет на смену мировоззрения; какие трудности возникают у консультантов по выводу при работе с адептами этих культов. Основой доклада стали исследования материалов четырех организаций: «Школа интегральной йоги», «Московский тренинговый центр», «Истинно православная церковь», «Международная школа золотого розенкрейцера». В докладе на примере цитат из лекций и текстов четырех сект показано, какими словами начинают описывать свой мир и в каких категориях мыслить адепты этих деструктивных культов. Автор обращает внимание на то, что понимание сектантского новояза важно для контакта с адептом и успешного консультирования по выводу, т.к. в языке секты ключ к мировоззрению и ценностям, которые формирует деструктивный культ. Егор Вадимович Ларионов (студент магистратуры, кафедры ФРиРАК, богословского факультета ПСТГУ, научный сотрудник МОО «Центр религиоведческих исследований», Москва) выступил с докладом «Теоретическая и практическая интерпретация Каббалы Михаэля Лайтмана». В данном докладе была рассмотрена неокаббала М. Лайтмана. Применение термина «неокаббала» обусловлено находящися в русле тенденций New Age подходом М. Лайтмана к традиционной каббале: синкретического соедиения науки, религии, мистики, коммерции и оккультизма. Кроме того, неокаббала Лайтмана, как убедительно доказывает автор, имеет признаки «контроля сознания» (контроль поведения, информации, мышления и эмоций). Несмотря на открытость, доступность и видимую свободу, характер учебного процесса Международной Академии Каббалы достаточно строг, и в организации в определенной степени присутствует контроль сознания и поведения и включает ряд требований-наставлений: необходимость работы в группе, работа с учителем-наставником, работа (чтение, конспектирование) только по определенным книгам; невозможность делать перерыв между занятиями более суток. Согласно свидетельствам бывших адептов, в организации существуют жесткие нормы поведения. Среди них соблюдение норм кашрута, запрет на контакт с родственниками и семьей (если они не члены организации), строгая обязанность ежемесячно платить «десятину» и участвовать во всех мероприятиях организации. Неокаббала Лайтмана не соответствует критериям традиционной иудейской каббалы (доступность только мужчинам после 40 лет, раввинам и евреям, изучающим тайный смысл Торы, исполняющим нормы кашрута, находящимся в традиции иудаизма); не соответствует критериям науки (проверка экспериментом, повторяемость, достоверность, объективность опыта и теории); При всей открытости информационных источников неокаббалы, стать «каббалистом», «исправить эгоизм» и «прорваться в духовное» невозможно, не заплатив деньги, не поступив на курсы каббалы, не усвоив доктрину и групповое некритическое мышление, и, наконец, не подчинив себя Лайтману и его организации. После докладов присутствующие имели возможность задать вопросы. Дискуссия прошла оживленно и плодотворно. На обсуждение были вынесены вопросы, в том числе, и возможности правового реагирования на нарушения прав человека в сектах. |
![]() |
|
||||||||||||||||||
|