[24.10.2014] О. Александр Новопашин: "Мы не толстовцы!"

Все чаще в обществе говорят о «православных активистах», в Интернете разгораются споры, выдвигаются самые разные предположения о том, что это за люди. За ответом мы отправились к настоятелю собора Александра Невского протоиерею Александру Новопашину. В административном здании мы обнаруживаем дверь с надписью «Настоятель», где и находим отца Александра.

- А Вы вот с чего начните: «Застала отца Александра за моментом распечатывания его доклада для Белорусского Международного антинаркотического форума. Основные темы доклада: реабилитация наркозависимых тоталитарными сектами и метадон – препарат, который предлагают для лечения, даже не лечения, а "помощи" наркоманам. Собственно, наркотиком лечить наркотик. Бред. Беларусь, к сожалению, приняла этот метадон на вооружение.

- Это на основе Вашего опыта?

- На эту тему пишу давно, еще с 2007 года.

- Сейчас Вы снимаете фильм о сектантстве. Раньше некоторые Ваши фильмы были о наркотиках и наркозависимых…

- А это практически одно и то же. Я вам могу процитировать фразу из пособия для врачей, которое несколько лет назад было выпущено институтом судебной психиатрии им. Сербского, как раз о заболеваниях, в основе которых лежит псевдорелигиозная составляющая, манипуляция людьми. Формы вовлечения в секты, формы удержания и эксплуатации в секте напоминают формы воздействия наркомафии. И такая же зависимость. Так что, в данном случае, я от своей темы не ушел. Тем более, что наш храм, наша епархия, по благословению нашего правящего архиерея, при его поддержке и руководстве, занимается плотно и той, и другой темой. Есть информационно-консультационный центр, который действует при нашем храме с 1994 года. И более 10 лет опыт работы с наркозависимыми. Это позволяет нам говорить не только о сходстве той и другой болезни, в основе которой, безусловно, лежит духовная составляющая, но о прямой взаимосвязи. Потому что наркотик ли, психотехника используемая в некоторых случаях сектантами (мы знаем, что определенные психотехники позволяют ввести человека в состояние транса, состояние зависимости) – угроза, которая происходит от этих явлений, и она весьма серьезна.

- Как появилась идея создания фильма "Меня это не касается" и каков результат?

- Заказчиком выступила Федеральная служба госнаркоконтроля России. Для профилактической работы нам он был нужен кинофильм как соответствующий иллюстративный материал, как приглашение к разговору. Фильм был снят в прошлом году, и вызвал определенный общественный резонанс. Тогда на творческих встречах, беседах, лекториях мы и увидели реакцию зрителей. Скажу честно, без ханжества: результат превзошел мои ожидания, потому что всегда скептически отношусь ко многим своим вещам, я очень большой самоед. Поэтому, когда фильм идет, я никогда в зале не нахожусь, потому что для меня это аутодафе. На часто задаваемый журналистами и зрителями вопрос «Когда будете снимать новый фильм? Будет ли продолжение?» я весь год говорил с твердым убеждением и яростно: «Больше я фильмы снимать без финансовых средств ни за что не буду». И, к сожалению, так все-таки получилось, что я опять приступил к съемкам. В первый раз я влез в это потому, что не знал, что такое, не имея средств, снимать фильм. Потому что так или иначе накладные расходы всегда есть. Ведь даже актера привезти из Москвы, снимающегося безвозмездно, у меня совесть не позволит хотя бы дорогу не оплатить. Это очень тяжело. Нереально. Пришлось становиться продюсером, вообще несвойственное для меня дело, не умею я это делать. Одно дело на какие-то социальные церковные проекты искать средства, а на кино? Как убедить человека, что это нужный проект, а не просто, как некоторые в интернете писали: «попам девать деньги некуда, вот они развлекаются». Ну, понятно, что злопыхатели, но суть в том, что у некоторых может создаться такое впечатление, что действительно денег полно, вот фильм и снимают. Так вот парадокс в том, что денег как раз нет, а мы снимаем! А почему? Да потому, что не могу я, Владыка наш, не можем отказать в помощи, когда к нам обращаются «помогите, люди гибнут!». Ни с точки зрения гражданской позиции, ни с точки зрения христианина, ни с точки зрения просто человеческой. Если я иду и вижу: люк канализационный открыт. Встал рядом и наблюдаю: авось мимо пройдет кто и не рухнет, а вдруг все же упадет и сломает позвоночник? А я не предупредил. Что, я буду спокойно дальше жить? В данном случае нам предлагается предупредить людей о тех волчьих ямах, о тех опасностях, которые подстерегают людей на жизненном пути. И кино для меня – это широкая площадка для проповеди.

- Кто на этот раз выступил заказчиком?

-На этот раз заказчиком выступило МВД. Главное управление по борьбе с экстремизмом. Фильм о жестокости в молодежной среде, о черствости, о религиозном экстремизме и т. д. К нам ежедневно приходят люди с горем, потеряв детей, родителей, мужа, брата, друзей, жену – и все это последствия разрушительной деятельности тоталитарных сект. К огромному сожалению, в отличие от нас Европа проблему деструктивных культов замечает и расценивает это явление как проблему национальной безопасности. Ведь нередко секты ведут и экстремистскую деятельность, последствиями которой являются терракты. Эта тема важна, о ней надо говорить, необходимо предупреждать людей. Поэтому и родился тот сценарий, который мы используем для создания нового фильма. Одна из причин, почему такое происходит – наше равнодушие, отсутствие воспитания в семье и в школьном образовательном процессе. Я даже выписку сделал – я вам прочитаю то, что преподается в предмете «Основы светской этики» для учащихся 4-х классов, что пишут в этом учебнике. Но вспомним, для начала, о нашем великом соотечественнике, Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Он говорил: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое.» И в этом воспитательном процессе должны участвовать все – и семья, и общество, и школа как государственный институт. А что, к примеру, предлагает учебник «Основы светской этики»? «Издательство Москва, Просвещение, 2010 год» - по нему сейчас преподают в школах, родители выбирают сей предмет, не понимая, что будут делать с их детьми. Цитата из учебника: «Есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу». Выходит - таких абсолютных понятий как ДОБРО и зло не существует? Никакой нравственности нет, ты сам выбираешь, что для тебя нравственно! Если тебе нравится отобрать мобильник у соседа по парте и врезать ему, если он будет сопротивляться — ты имеешь полное на это право. Кого воспитывают? Кто он будет, этот человек? Недавние ужасные события в Новосибирске показали это — шестеро подонков надругавшись над девушкой, выложили фотографии своего преступления в Интернет. Вот! Это результаты воспитания. То, что произошло — это мерзость, это моральные и духовные уроды и они должны сидеть! Я почитал на форумах, что пишут об этом, мне была важна реакция общества. В целом — осуждающая, но некоторые считают, что пострадавшая сама виновата. Да кто бы она ни была, человек то пострадал, она все равно жертва! Где наше милосердие?! Где наше человеколюбие?! Конечно, можно абстрактно рассуждать на эту тему, но давайте поставим на место этой девушки свою сестру, свою жену, своего ребенка. Я убежден, что тогда бы все отвлеченно рассуждающие завопили: «Да я убил бы их!» Преступники не просто совершили преступление, а еще и похваляются своей мерзостью, фото гнусности своей на всеобщее обозрение выставляют? Значит, это и есть соответствующее воспитание (или отсутствие его) общества, воспитание интернета, такое воспитание школы и семьи. А если оценивать их действия в свете нового школьного воспитания "Светской этики", разве можно судить их? Фактически получается, что нельзя, они имели на это право. Вот как уродует душу наша школа этим предметом. Еще одна цитата, страница 9: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло.» То есть, если я становлюсь преступником и определяю это как добро, то какие претензии у государства? Мне государство это право дало. И это очень страшно. В таком случае никакой нравственности нет. Что человеку нравится, то он может считать нравственным. Это же полный безнравственный плюрализм. «Свободная» личность в «свободном» обществе как хочет, так и выражается. А другие люди должны это безобразие терпеть. Ведь от них требуют быть толерантными. Вот скажите, возможно ли на такой гнилой платформе воспитать личность, воспитать молодежь, воспитать высоконравственное общество? - Хотелось бы на эту тему поговорить и в фильме. В том, что происходит в обществе, повинны все. В том числе и я, как священник. Не так активен, как надо было бы, может быть. Все в разной степени должны нести ответственность. Один больше, другой меньше, но ответственны все. Мир лежит во грехе, мир лежит во зле. И бороться со злом можно разными способами. Мы избираем форму слова, искусства. И вот в фильме-то хотелось на сию тему поговорить: что происходит в обществе, что этому причиной является, откуда это все? Легко сказать: появилась какая-то секта и люди туда идут. Но она же появилась на определенной почве, почему они туда идут, почему они принимают эти идеи? Почему радикальные идеи принимают? Видимо, потому то чего-то не хватает. Нет ни патриотического воспитания в человеке, ни духовно-нравственного иммунитета. Отсутствие воспитания в семье, нормального воспитания в школе, равнодушие государства к этой проблеме, черствость, холодность. Это проблема комплексная, хотелось бы об этом в фильме сказать.

- Вы упомянули об искусстве и способах борьбы с безнравственностью. Я не могу не спросить о Вашем отношении к «православным активистам» и последним событиям, связанным с ними. Это православные люди или у них имидж такой?

- Я удивляюсь, как можно воспринимать всерьез тексты желтой прессы, где их называют псевдоправославными. Это люди имеющие четкую гражданскую позицию и видящие, что происходит в нашем обществе, пытающиеся разложение этого общества остановить.

- Даже если это с помощью насилия происходит?

- Насилие порождает насилие. Мы не толстовцы. Мы не можем провозгласить непротивление злу силой. Как же тогда Церковь благославляет воинов на войну? И есть чин освящения оружия... В данном случае формы противостояния разные. Насилие в чем проявляется в данном случае? Желтая пресса кричит: "Напали, избили?" Да все это чепуха. Сейчас я познакомился с этими ребятами, после недавних событий. Если бы они хотели избить — там просто «скорая» уже бы не помогла. Поверьте, если б было желание у этих профессиональных бойцов драться — никакой охраны бы у клуба не осталось. Была небольшая "стычка". И вы поймите, что насильственные действия могли быть специально спровоцированы, чтобы потом вышедших на акцию протеста можно было обвинить в экстремизме. Конечно, желательно насилие не проявлять, но бывают ситуации, когда без активных действий не обойтись, иначе вся наша жизнь будет загажена. И провоцируют это всё те, кто это уродство сюда тащит, организует эти сатанинские концерты. Организаторы и являются провокаторами таких действий. Если мы будем молчать, в каком обществе будут жить наши дети? Как нам их защищать? Просто сидеть и молчать, в интернете что-то печатать? Поэтому противостояние будет, оно будет проявляться в разных формах — это естественное желание защитить себя и свое будущее, своих детей. И главными врагами, катализаторами насилия, являются те, кто его провоцирует. Тот же Мэрлин Мэнсон или Бегемот. Они рвут Библию, сжигают ее на сцене, произносят тексты, которые я произносить не могу, я верующий человек и для меня это мерзко. Они едут сюда оскорбить мою веру, мою Церковь. Я не хочу этого. Господь посмотрит и скажет: «Почему ты молчал, когда мое имя позорилось? Почему ты ничего не сделал?» В данном случае я, как священник, не могу идти драться. Но я могу понять тех людей, которые пошли. Которые сказали: «Мы не хотим этого допустить». Как осудить людей, которые пошли защитить свое будущее? Я не берусь. Нападает враг на наше Отечество — люди идут на войну, они защитники. Противостоять злу надо, противостоять активно. Нельзя допустить, чтобы зло диктовало свою волю, ведь за то, что происходит в нашем Отечестве мы отвечаем. Отдать сатанистам нашу страну — недопустимо. Поэтому надо ее защищать. Дали отпор сатанинской группе "Бегемот", они не смогли похулить здесь имя Христово, в Екатеринбурге их выдворили из страны. А почему? Потому что увидели реакцию Новосибирске, и что может быть дальше. Если бы здесь не дали отпор, они бы продолжали хулить нашу Православную веру и в других городах нашего Отечества. Можно ли осуждать этих ребят? Они препятствовали хуле на Христа. Это война. И люди в этой брани защищают себя и свое будущее. Жаль, что есть люди заявляющие себя православными, но считающие допустимым глумление над святынями нашего Отечества. "Ну и выступили бы эти рокеры-сатанисты, похулили бы имя Божие, да дальше поехали. Что нам до этого? Только хулиганы-гопники могут выступать против концертов." Горько слышать такие рассуждения. К ним мне хотелось бы обратиться словами священномученика Патриарха Гермогена; «...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

- Что вы хотите пожелать читателям?

-Берегите свои души. Господь наделил нас свободой — это величайший дар, и отдавать свою свободу в руки разным сомнительным персонам, которые обещают все и сразу — это большая ошибка. Будьте осмотрительны в своей жизни, как духовной, так и в обществе, семье. Следите за воспитанием своих детей, воспитывайте их на добром примере. Помните, мало сказать «Делай так», если вы сами так не поступаете, тогда все это будет говориться напрасно.

Зарина Идрисова
Православие.fm