[03.10.2014] Один день из жизни волонтёра

Ну почему я опять так волнуюсь перед этим занятием с детьми? Ведь уже полтора года, как я хожу в реабилитационный центр 1 раз в две недели, пора и привыкнуть...Но ведь дети там часто меняются. И каждый раз идешь и не знаешь, как новые ребята тебя воспримут. А ведь к занятию серьезно готовишься, тратишь на него часы. Я их трачу, готовясь к проведению беседы с детьми. Выбираю наиболее интересный материал, думаю, как его лучше, полезнее и интереснее преподать. Ищу иллюстрации к уроку. А волонтер Соня готовит для всех творческое занятие. Ищет необычные идеи. Бегает по магазинам в поисках подходящих материалов, затем дома делает заготовки на поделки для 10-15 детей. А еще у нас имеется и наша основная работа.Когда приходишь в реабилитационный центр, а детей мало, обидно. Но успокаиваешь себя тем, что в таком небольшом составе ребята лучше воспринимают информацию, она подается душевнее чтоли. Ну и вообще думаешь примерно так: пусть хотя бы двум-трем детям мы смогли в души заронить что-то христианское. А иначе весь этот наш постоянный труд, все усилия напрасны. Напрасны ли? Этот вопрос тоже часто мучает. А есть ли толк в наших занятиях? А действительно ли что-то западает в души детей? Или оно все вылетает во второе ухо. И однажды я услышала такие нужные для меня слова: сейте везде - и при дороге, и на камне….везде...И где-нибудь да прорастет. Вот мы и сеем.

Настраиваться на урок начинаю буквально с того момента, как встала с постели. Сначала длинная молитва. И горячая просьба к Божией Матери, святым, чтобы помолились Господу об оказании нам помощи в проведении занятия. Чтобы оно сложилось благоприятно для спасения душ детей. Именно так и прошу. Ведь это основная цель, которую мы хотим достичь.

После молитвы завтракаю. И мысли… Так, с чего лучше начать выбранную в этот раз тему занятия «Молитва». Многих детей мы увидим сегодня впервые, поэтому нужно начать с разговора о самом Боге. Как бы это начать интереснее. «Дети, а вы знаете, кто создал весь наш мир?» Может быть, так? Потом плавно перейду к тому, что Бог-Творец всей Вселенной. А еще Он и Бог-Отец. Сейчас я знаю, что с этими детьми в отличие от детдомовских можно говорить об отце и матери. Они недавно оторваны от семей и многие воспринимают реабилитационный центр как детский лагерь, видимо, с подачи взрослых. Так ведь детям легче. Итак, поговорим с ними о заботливом и любящем отце, к которому можно обращаться с любой просьбой. И тем более можем с нею обращаться к Богу-Отцу, Который к тому же еще и Царь, и Ему все подвластно. И Бог все может исполнить, но….Исполнит только то, что нам полезно. Так, здесь нужен пример из жизни очень простой и даже немного с юмором. «Допустим, вы помолились и попросили у Бога велосипед. А Господь рассудил так: Маша будет весь день кататься на велосипеде, а учебу забросит. Значит, лучше будет, если его ей сейчас не купят. А купят года через два, когда она сможет контролировать свои желания. Сначала учеба, а потом уже развлечения». Так, ну вроде бы пример подходящий. Попробую его использовать сегодня на занятии с детьми.И после этого мы перейдем к самой молитве как разговору с Богом. Да, процесс обучения- это вечное творчество. И никогда однозначно не скажешь, где будет стопроцентное попадание.

Позавтракала. Хожу по квартире, автоматически делаю какие-то бытовые мелочи. В голове продолжаю прокручивать урок. Так, чем сегодня будем иллюстрировать наши занятия. У нас сегодня планируется нововведение- покажем детям христианский мультфильм «Отче наш», подготовленный мною заранее. Но можно еще достать из моей папочки, в которой хранятся распечатки прошлых уроков, цветные репродукции с изображениями Иисуса Христа, Ангелов-Хранителей, храмов. Лезу в шкаф, достаю папочку. Да, красивые картиночки. Обязательно возьму их с собой на урок. Пока я буду с детьми беседовать, Иринка, волонтер из моей группы добровольцев, будет детям показывать эти цветные репродукции.

В ванной комнате стираю. Да, надо непременно научить ребят молитву творить благоговейно, с серьезным настроем. Как их этому научить нескучным языком? Недавно ролик смотрела на эту тему, и там батюшка сравнивал молитву перед Богом с поведением человека перед высокопоставленным лицом. Мы ведь перед президентом или просто перед директором школы не стали бы кривляться, смеяться, летать в облаках. А Господь выше всех директоров и президентов. Да, примерно так и надо с детьми поговорить. Можно добавить немного юмора, говоря о кабинете директора.

Еще надо заглянуть в интернет, какая сегодня предстоит погода. Ага, обещают дождь. Тогда тем более нужны бахилы. Захвачу, как обычно, на себя и на других добровольцев. Часто так бывает, что кто-нибудь из нас забывает взять дома бахилы. А в реабилитационном центре мы проводим урок именно в них…Ну раз уж села у компьютера, посмотрю еще раз напоследок мультфильм «Отче наш», выбранный для урока. Да, надо себе пометить, что перед его показомдетям нужно дать установку запомнить, какие три чуда произойдут после прочтения молитвы главной героиней.

Мультфильм посмотрела. Встаю из-за компьютера. Иду гладить удлиненную юбку и водолазку. Заплетаю себе косу. На первых порах это воспринимала как создание внешнего облика православного человека. Сейчас уже это мой собственный стиль. Отодвинула утюг, взгляд упал на книгу знаменитого педагога К.Д.Ушинского «Родное слово», которую мне порекомендовал прочесть о.Георгий для пользы дела. Открываю ее на страничке темы: «Молитвы». Так, какие молитвы предлагается изучить детям подходящего нам возраста. Да, здесь имеются в виду дети уже с какой-то хотя бы православной базой. Нам же придется детям дать совсем коротенькие молитвы, а главное- научить их просто беседовать с Богом, чувствовать Его помощь и присутствие. Да, молитвослов надо захватить! И показать его ребятам, чтобы они его полистали, запомнили название. Возьму молитвослов для путешествий. Он легкий.

Придется еще раз вернуться к компьютеру и набрать крупным шрифтом несколько очень простых молитв и распечатать их. А дети потом впишут эти молитвы в поделку-свиток, которую мы сегодня и будем с ними мастерить. Распечатала. Вырезать уже некогда. Звоню волонтеру Соне. Соня, ты берешь с собой ножницы на занятие? Да, берет. Попрошу ее вырезать этимолитвочки в то время, когда буду проводить беседу с детьми. Сейчас уже не успеваю.

Разогреваю обед. Быстренько перекусываю, так как волнение усиливается, а аппетит от этого, наоборот, уменьшается. Поела. Но силы не окрепли. Напротив, почувствовала сильную слабость. Господи, помоги мне!

Беру фотоаппарат, кладу его в сумку. В то время, когда ребята заняты поделкой, мы их фотографируем. Они не против, а иногда и «за». Фотографиями мы после уроков иллюстрируем отчеты, которые пишем о проведенном занятии. Ведь руководство нашего движения должно видеть результат проделанной работы.

Все, иду к порогу и на выход. Поеду, как обычно, на полчаса раньше назначенной встречи с волонтерами. Ведь обязательно нужно перед началом занятия зайти в храм, поставить свечи небесным покровителям. Помолиться Господу Богу и Его Матери. Это моя добрая традиция. Молюсь горячо, стараюсь от всей души. Мне это делать и несложно, так как душа вся волнуется и трепещет. Дело ведь наше очень ответственное, апостольское- учить детей о Боге, православии. И поэтому мы очень нуждаемся в Божьем благословении и покровительстве. После молитвы легче. Выхожу из храма с уверенным настроем. Теперь мы в руках Божьих. И Господь все утроит так, как будет спасительнее для всех- и детей, и волонтеров. А вот и они сами, мои девочки-помощницы. Радостно приветствуем друг друга и дружно идем в реабилитационный центр, чтобы там сеять доброе, вечное…

Активный участник
православного добровольческого движения
Родной Дом
Ирина Тюшникова