[21.08.2014] Нужна ли церковным людям помощь психолога?

Клирик тбилисского храма великомученика Георгия в Клдисубани протоиерей Давид Цицкишвили – доктор психологии, преподаватель Тбилисской духовной семинарии и академии. Наша беседа с ним о психологии и вере, о том, нужна ли церковным людям помощь психологов; о психическом нездоровье современного общества, психологических аспектах таких его явлений, как гомосексуализм, суррогатное материнство, подростковый суицид и агрессивность; о том, что делать родителям, чтобы дети выросли духовно и душевно здоровыми людьми.

– Отец Давид, расскажите, прежде всего, немного о себе.

– Я родился в Тбилиси. После школы поступил в вуз. В 1986 году окончил факультет философии и психологии Тбилисского государственного университета по специальности «Психология».

Мой отец был врачом и очень хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но меня не интересовала медицина, я был увлечен психологией. Надо сказать, что тогда психология не считалась престижной профессией, потому что не давала возможности быть обеспеченным материально, сделать карьеру и т.д. Поэтому на нашем факультете учились в основном одни девушки. Но я не стал отказываться от своих убеждений и решил непременно изучать психологию. Тогда я, конечно же, совсем не думал, что буду священником. Но прошли годы, и оказалось, что психология мне более всего пригодилась – именно как священнику. Теперь я понимаю, что мое настойчивое желание стать психологом мне было подсказано свыше, это был глас Господа. И сейчас я очень рад, что в свое время повиновался Ему и предпринял этот шаг в своей жизни.

Хочу сделать небольшое отступление и заметить, что многие молодые люди предают самих себя, свои интересы из меркантильных соображений, ради прибыльной и престижной профессии и обучаются, например, бизнесу, юриспруденции, экономике и т.д. не потому, что это действительно их призвание, а потому, что это сейчас наиболее выгодно. Они ориентируются на создание материального благополучия и тем самим предают себя и отказываются от той миссии на земле, исполнять которую им повелевает Господь.

– А как вы пришли к вере?

– Я был крещен в 14 лет. Это было желание моих родителей и я, конечно, тоже этого хотел, однако нельзя сказать, что я тогда хорошо осознавал, что это значит. Но после моих крестин со мной произошло чудо: я вдруг первый раз в своей жизни осознал, что Бог существует. Мы были на экскурсии от школы, посетили древний монастырь Шуамта, и там я духовно прозрел, проникся верой в Бога. С тех пор я начал постепенно приближаться к Господу.

– Может быть, этот интерес к религии способствовал выбору профессии психолога?

– Я думаю, что нет. Потому что многие люди интересуются религией, но не все становятся психологами. Хотя возможно, что это настроение поддержало мой выбор. Однако я всё же полагаю, что это была воля Господа, которую я принял.

Знание психологии мне очень помогло в духовной жизни.

Когда я обучался на последних курсах ТГУ, у меня появилось желание помочь людям, которые нуждались в психологической помощи. И вот при первых попытках я понял, что это совсем не легкое дело, это гораздо сложнее, чем представляют себе психологи! Я осознавал, что мне в этом деле должна помочь великая Божественная сила, и с этим я пришел в храм. Более того, я понял, что большинство психологов сами нуждаются в психологической помощи. Именно ощущение своей собственной слабости, ничтожества обусловили то, что я пришел к Господу.

– А как вы стали священником?

– Думаю, что священнослужителем я стал молитвами своих великих предков. В нашем роду было много духовных лиц, и среди них – Католикос-Патриарх всея Грузии, Святейший и Блаженнейший Христофор III (Цицкишвили; 1927–1932). Возможно, именно его молитва помогла мне сделать такой выбор в жизни. Но прежде, чем я на это решился, очень много думал. После вуза я окончил аспирантуру и мог выбрать научное поприще, также мог заняться психотерапией и пр. Однако меня не покидало ощущение, что всё это не мое, не то, что мне нужно на самом деле. В конце концов я убедился, что моему духовному настроению более всего подходит стезя священнослужителя. Но этот процесс несколько затянулся… Я был рукоположен в 2010 году; много лет провел в поисках и ожидании. Теперь я очень доволен своим выбором и полагаю, что тот долгий путь я обязательно должен был пройти, прежде чем стать священником. За этот период я научился молитве, посту, преумножил опыт, ознакомился с духовной литературой. Это время дало мне ту базу, опираясь на которую я сейчас пытаюсь помочь людям. Думаю, что, если бы я несколько ранее стал священником, не смог бы этого делать.

В моей жизни ничего не случалось без упорного труда. Я всего добился, проходя через многие испытания. Думаю, что этот труд особенно важен и обязателен для тех, кто выбирает духовную стезю. Ведь чтобы, например, получить медицинский диплом, необходимо много учиться. И если столько учебы требуется для того, чтобы научиться лечению телесных болезней, сколько же нужно учиться нам, духовникам, которым предстоит иметь дело с недугами души человеческой!

Мое воцерковление произошло в 1992 году, я стал посещать тбилисский Свято-Николаевский храм. Я был обычным прихожанином – не стал ни алтарником, ни чтецом в храме. Хочу заметить, что мне решительно не нравится, когда нововоцерковленные очень быстро становятся алтарниками. Иногда стоит ребенку появиться в храме, как на него тут же надевают стихарь и вводят в алтарь. Полагаю, что это неправильно, потому что человек, не укрепленный в вере, может пренебрежительно относиться к святыне, и вход в алтарь для него очень быстро может сделаться обычным явлением! Церковный путь не является простым. В духовной жизни всё достигается постепенно, шаг за шагом, и великую честь вхождения в алтарь нужно заслужить упорным трудом. На этом пути Господь учит нас терпению, молитве. Создатель Сам ведает, когда и что нам подать. Есть грузинская поговорка: «Хлебец сироты пекся, пекся и поздно выпекся» – вот примерно подобное и в духовной жизни. Тот, кто пренебрегает этим принципом и хочет быстро заполучить то, что требует многолетних трудов, часто попадает в прелесть, и его ожидает множество испытаний.

Свою хиротонию я прождал в течение двух десятилетий, но этот период был очень важным и подготовил меня надлежащим образом.

– Отец Давид, сегодня в большой моде психотерапия. Как вы считаете, нужно ли верующему человеку обращаться за помощью к психологу, или достаточно просто иметь духовника, который позаботится о решении его проблем?

– Психологические проблемы человека, конечно же, должен решать профессиональный психолог, но это должен быть верующий, православный психолог, имеющий христианское самосознание.

Иногда бывают случаи, когда духовник видит, что человек, пришедший к нему, имеет явные проблемы с психикой. В это время человек находится в таком духовном состоянии, что не понимает наставлений священника. Поэтому исповедовать его в тот момент не имеет смысла – это не изменит его состояния. В таком случае необходимо вмешательство специалиста, который назначит соответствующее лечение. Следует заметить, что в большинстве случаев здесь отмечается органическая проблема, которая обусловлена определенной патологией головного мозга и которую должен лечить врач-психиатр.

Вообще психология и психиатрия тесно связаны друг с другом. Но это такие же отрасли науки, как кардиология, гинекология и др., которые имеют своих специалистов. У духовника своя задача, и он не может брать на себя такое бремя.

В былые времена жили великие богоносные отцы, большие подвижники, которые могли исцелить человека словом, молитвой. Они по своей прозорливости ясно видели язвы души и тела человека и точно знали, как помочь. К сожалению, у нас, у нынешних священнослужителей, нет ни той силы, ни того масштаба. Поэтому, когда у человека проблемы со здоровьем и психикой, мы направляем его к профессионалам. То же самое можно сказать и о психоанализе.

В этом отношении особенно важна детская психология. Часто священнослужители не обладают достаточным знанием детской психологии, чтобы оказать профессиональную помощь родителям. Это непростой вопрос. Должно быть проведено специальное психологическое исследование, чтобы выяснить, чем обусловлен тот или иной конфликт или расстройство. И это абсолютно не является компетенцией священника. Кроме того, духовник не имеет так много времени, чтобы часами беседовать с каждым прихожанином. А один сеанс у психолога длится час. Когда психолог начинает работать с человеком, чтобы установить его состояние, он предлагает пройти ряд специальных тестов. Затем по результатам этих тестов происходит оценка личности человека и психологическая диагностика его расстройств. Может ли позволить себе священник заниматься этим, когда его ожидают примерно по 30–40 прихожан для исповеди? Кроме того, когда священник слишком много на себя берет, его усилия часто заканчиваются неудачей.

Вот почему я полагаю, что помощь психолога часто не только нужна, но и необходима. Я бы сказал смелее: сегодня результат может быть достигнут путем создания определенного тандема: я имею в виду совместные усилия священника, психолога и социального работника, врача-психиатра или нарколога. На мой взгляд, будущее будет принадлежать этому тандему, ведь сила в единстве. Такой подход к проблеме диктует само время, в которое мы живем. Иными словами, это есть внедрение веры в науку и внедрение науки в веру.

Так что я считаю, что психология – это наука, которую обязательно нужно использовать, и ее игнорирование было бы неправильным.

– Итак, в некоторых случаях духовник может посоветовать человеку обратиться к психологу. В таком случае, вероятно, он должен сам же дать рекомендацию, к кому конкретно можно пойти. Этого психолога священник должен лично знать и доверять его компетенции. Я правильно вас поняла?

– Да, именно так. Вполне возможно, что психолог, которого священник рекомендует, будет являться его духовным чадом. Но повторю еще раз: психолог обязательно должен быть человеком церковным. В противном случае последствия могут быть самыми плачевными. Чрезвычайно опасно посещать неверующего психолога, так как его помощь наносит один лишь вред и противоречит церковному воззрению. Православный же психолог, имеющий церковное самосознание, – это совершенно другая категория. Ведь он должен направить пациента по верному руслу, подтолкнуть к Церкви. Психологические проблемы личности вызваны действиями нечестивых духов, которые по своей сути являются антицерковной силой. Эту силу не победить научными, психологическими и психотерапевтическими методами. Ей можно противопоставить лишь благодать Божию. Если человек не осознает свою греховность, если не исповедуется, если не причастится – цель не будет достигнута. Основной психологической помощью человеку является его ориентация на Бога; сама же по себе психологическая помощь лишь поверхностна. Так что задача психолога – подготовить человека к тому, чтобы тот смог выслушать и понять слова священника. А если человек не сможет осознать свое состояние, всю греховность своего существа, если он не покается, не исповедуется и не причастится Святых Тайн – то духовник ему помочь не сможет.

– По всей видимости, к этой же категории относится и проблема гомосексуализма. Массовая пропаганда гомосексуализма привела к тому, что в некоторых городах мира такая патология наблюдается уже у 30% жителей! И это уже не только физическая патология, но и серьезный духовный кризис, негативное социальное явление. Каково ваше мнение по этому вопросу?

– Я бы так сказал: пропаганда гомосексуализма – это часть большого коварного замысла, это настоящий заговор, направленный против Церкви Христовой. Его целью является развратить человечество, потому что люди, потерявшие нравственность, легко управляемы.

Вспоминаются события 17 мая прошлого года, когда представители «сексуальных меньшинств» пожелали в центре нашей столицы устроить парад, на что Церковь ответила маршем протеста. Поднялся большой шум, и посыпалась критика в адрес Церкви, которая не остывает и по сей день: дескать, почему в тот день на улицу вышли священнослужители? Я считаю, что Церковь обязательно должна была громко и однозначно выразить свою позицию. Нет разговора о том, что отдельные лица немного перегнули палку, хотя нужно учесть и то, что, когда кипят такие страсти, не каждый может контролировать себя должным образом. А вот в чьем услужении находятся наши СМИ – это интересный вопрос. СМИ не показали саму причину того, что вызвало столь бурную реакцию, а ловко перенесли внимание телезрителей на тех двух священников, о возможных эмоциях которых хорошо знали и поэтому заранее преднамеренно спланировали эту провокацию. А потом в один голос начали трезвонить: «Посмотрите, что получается! Эти люди являются частью нашего общества! Они имеют право на свободу слова и на выражение своей позиции! В этом нет ничего особенного!» И т.д. и т.п.

Неужели это действительно так? Конечно же, нет! Это не свобода слова, а открытая пропаганда, которая таит в себе особенно большую опасность для детей! Когда ребенок смотрит на это, его сознание привыкает к той мысли, что это нормальное явление, которое также может быть приемлемым.

Такими трюками Церковь не обмануть! Она прекрасно распознала этот коварный замысел, потому что в Церкви есть благодать Святого Духа! Церковь всегда безошибочно знает, когда и на какие события ей нужно реагировать.

Повторюсь: возможно, действия отдельных лиц были неправильными, но позиция Церкви совершенно оправданна, так как Церковь разглядела в этом соблазн, подброшенный врагом человечества. Это попытка привести к деградации общества, деградации нации. Налицо и другие признаки этих усилий: попытка всех уподобить друг другу, вложить в нас корыстолюбие и сребролюбие, окутать мраком невежества, без-книжия и безграмотности, накачать наркотиками и прочее.

Я человек, выросший в советское время, и скажу так: если мы тогда были пленниками физически, теперь нас захватили психологически. Это глобальное явление: мы все находимся на стадии психологического завоевания. Идет крайне коварный и сложный процесс. Часто трудно бывает узнать окружающих людей, настолько поменялась их психика.

Так что тема так называемых сексуальных меньшинств является одним из важных аспектов заговора против Церкви Христовой.

Нужно сказать, что люди с сексуальными отклонениями часто приходят в храм. Мы всегда внимательно и доброжелательно их принимаем; пытаемся обратить на путь истинный. Растолковываем им, что это большой грех, и вселяем надежду на исправление. Увещаем, что никто не безгрешен и что Господь милует всех покаявшихся.

В своей практике священнослужителя я усвоил, что Богу не нравится, когда люди застревают в своем прошлом. Творец требует от нас зачеркнуть прошлое и двигаться вперед. Это одна из закономерностей христианского образа жизни. Человек должен покаяться и встать на праведный путь. Если человек в прошлом был одержим какой-нибудь страстью и смог совладать с ней – это великая победа над самим собой, и такой человек обретает великую благодать! Наша задача – помочь людям обрести путь, ведущий к Богу.

У меня был случай, когда ко мне в храм пришли подростки, предрасположенные к сексуальному отклонению. Я работал с ними, и по благодати Церкви произошло их обращение.

Нужно ненавидеть грех и любить людей. Можно проявить снисхождение к людям, но снисхождение к греху недопустимо! Поэтому, когда видишь, что разворачивается открытая пропаганда греха, необходимо поднять голос в защиту нравственности.

Честно говоря, я иногда и выхода не вижу, так стремительно быстро и крайне негативно разворачиваются события…

– На ваш взгляд, этот процесс является необратимым?

– Во всяком случае очевидно, что деградация сознания общества явно прогрессирует. Но то, что «человекам невозможно», возможно Богу. Когда человек не может найти выход из положения, он уповает на милость Господню.

Самый большой удар в процессе этой борьбы падает на Церковь, потому что именно Церковь является той духовной силой, которая сдерживает эти процессы. И именно поэтому и ведется очень изощренная и жестокая борьба против Церкви. Но Господь говорит: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Господь царствует! И как бы ни старались враги Церкви осуществить свой коварный замысел, Церковь бессмертна, и верующий народ всё равно спасется, несмотря на то, что, по аналитической оценке, сегодня наблюдается весьма неутешительная ситуация.

– Отец Давид, одним из проявлений того коварного замысла, о котором вы упомянули, является подрыв семейных устоев. Это достигается самыми различными способами, один из которых – так называемое суррогатное материнство. Оно предлагается под благовидным предлогом тем семейным парам, которые естественным путем не могут иметь детей. На суррогатное материнство женщины соглашаются из-за высокого гонорара, который им выплачивается. Насколько оправданно это действие с точки зрения нравственности, и что нужно знать тем, кто собирается предпринять такой шаг?

– Давайте начнем с того, что на всё воля Божия и без попущения Господа «и волос с головы не пропадет» (Лк. 21: 18). Падшую природу человека характеризует тенденция подсознательно казаться милостивее Господа. Смотришь на детей-инвалидов – глаза наполняются слезами, и может прийти в голову такая мысль: если бы ты был на месте Бога, разве позволил бы ребенку стать инвалидом? Или видишь молодого человека, который сражен тяжелой болезнью и вскоре должен умереть, и опять же приходит мысль: была бы твоя воля, не допустил бы такого на этой грешной Земле! Но подобные события свершаются по Промыслу Божиему. Почему так случается – это тема для отдельной беседы. Но мы должны знать, что это великая милость Божия для тех людей и за все их страдания Господь воздаст им во сто крат! Просто такое трудно принять людям.

Так что давайте осознаем, что никто из нас не может иметь больше любви и милосердия, чем Господь! Будем рассуждать так: если тебе не дается ребенок, значит, таков Промысл Божий, на это воля Господня. Возможно, еще произойдет чудо и Господь даст тебе детей. Но люди не ожидают чудес и не уповают на Бога, а самовольно пытаются заполучить то, что им не дано. Это человеческое несмирение и своеволие.

Семейная жизнь, брачные узы – это большой и тяжкий труд. Когда в семье нет собственных детей, это большое испытание. Все мы люди, и я, конечно же, могу понять эту боль. Но человеческое сочувствие и сострадание – это одно, а Божеское попущение – совсем другое. Если поразмыслить, то в действительности получается так: Господь тебе этого не дает, а ты вместо того, чтобы вымолить или принять со смирением свой крест, предаешься своеволию.

У бездетных семей есть выход: они могут усыновить ребенка. Церковь не только поощряет это, но и призывает: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).

Что же касается суррогатных матерей, здесь более глубокая проблема, и мы имеем дело с совершенно иным явлением. Психология такой матери для меня совершенно непонятна и неприемлема! Представьте себе: вынашивать ребенка девять месяцев, а затем просто продать его и даже не знать, где он находится! Это крайне безнравственный поступок! Он указывает на серьезный дефект в психике этой женщины. На многом чем можно зарабатывать деньги, но на продаже собственных детей?! Это самый безнравственный аспект нашей жизни!

Как видим, суррогатное материнство на самом деле оказывается таким действием, когда в обход воли Божией человек своевольно пытается помочь себе или другим, во что бы то ни стало достигнуть желаемого. Поступая таким образом, человек декларирует, что он милостивее Господа.

И если по человеческим меркам можно понять бездетную пару, которая стремится иметь детей, то невозможно ни понять, ни оправдать мать, которая вынашивает ребенка и делает его источником дохода! И ведь Господь всё это видит!

– В некоторых случаях священники отказываются крестить детей, зачатых с помощью ЭКО и рожденных от суррогатных матерей. Как вы расцениваете это?

– Следует однозначно заявить, что это не является проблемой ребенка. Если ребенок рождается, он обязательно должен быть крещен во всех случаях. Он является полноправным членом нашего общества, нашей Церкви.

– Что вы думаете о влиянии матери на свое дитя в период беременности? Каково это влияние, и как оно сказывается на характере и пристрастиях ребенка?

– Конечно же, мать влияет на дитя, которое вынашивает. Более того, ребенка уже в период беременности надо воспитывать.

Если в семье нервозная обстановка, постоянные ссоры и скандалы, если ребенок нежеланный, складывается общий негативный фон, который ребенок обязательно ощущает, а затем это скажется и на психике малыша.

– Наверное, это очень большой стресс для малыша, если его не воспитывает мать, которая его выносила. Нарушается привычная для ребенка связь с биологической матерью, сформировавшаяся в дородовой период: ритм дыхания, сердцебиения и т.д., всё то, к чему он привык… Как справится малышу с таким стрессом? Насколько возможна адаптация в такой ситуации?

– Конечно, это очень большой стресс для малыша. Такие трудности возникают, о которых мы даже не подозреваем и которые не осознаем! В этом мире каждая деталь имеет свое особое значение.

Суррогатной матерью малыш с самого начала воспринимается как источник дохода, и ребенок рождается с эти стрессом.

Подобные проблемы – в определенной мере – возникают и во время обычных усыновлений. А для детей, рожденных суррогатными матерями, это травма на всю жизнь!

В мире всё закономерно, и мы собираем такой урожай, какой в свое время посеяли, особенно если это был неверный шаг.

Кроме того, эта сфера не определена и не изучена. Мы не знаем, какие проблемы могут ожидать родителей, воспитывающих ребенка, зачатого неестественным способом. К сожалению, родители об этом даже не задумываются.

Сам же малыш – чадо Божие и не несет ответственности за действия своих родителей. И если он будет жить духовно, церковной жизнью, то получит особую милость и благоволение Божие.

В духовной жизни существует одна удивительная закономерность: когда ты преодолеваешь трудности, обретаешь благодать. В этом случае наблюдается то же явление: когда у тебя такое тяжелое наследие, а ты сможешь достигнуть установления правильных отношений с Творцом, Господь подаст тебе великие блага. Поэтому такие дети получают большую благодать, чем те, кто родился и вырос в церковной семье и с самого начала был научен посту, молитве, причащению и т.д. Потому что вырасти верующим в церковной семье несложно, а тот, кто пройдет тяжкий путь обращения к Богу, получит обильные дары от Господа.

Вот на днях я встречался с бездомными детьми в возрасте от 7 до 15 лет. У нас существует такое заведение, которое заботится об этих детях, подыскивает им жилище, учит разнообразному рукоделию. С этими детьми работают психологи, воспитатели стараются восполнить то тепло, которым их обделила судьба. Беседуя с ними, я понял, что этим детям помогли трудные обстоятельства их жизни и теперь они стали более стойкими и не озлобились!

Евангелие гласит: «Весь мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19). Негативное в мире преобладает над позитивным. Сколько испытаний, сколько несправедливости выпадает на долю каждого человека в жизни! Вся наша жизнь – это постоянная борьба. Но таков Промысл Божий! Через эти испытания должен пройти каждый и смочь сохранить и преумножить свои личностные качества, духовно преобразиться, укрепиться. Каждый должен достойно сдать этот экзамен.

И мы должны заранее подготовить наших детей для этих испытаний. Они с самого детства должны знать, что жизнь – это не только приятные эмоции и что их в будущем ожидает множество проблем. Однако они должны также знать, что если прилепятся к Богу, будут молиться и уповать на Него, то смогут легко пройти через все испытания.

Обычно родители детей такому не учат, и это неправильно. Маленький человек должен быть готов к жизненным трудностям, которые иногда выпадают на долю человека с самого раннего детства. Мы должны объяснить нашим детям, что Господь попускает трудности, чтобы испытать нас и помочь разглядеть нашу сущность, о которой подчас сами не ведаем. Но прежде, чем мы дадим детям такие наставления, мы должны сами себе всё это хорошо уяснить, прочувствовать это изнутри, – тогда ребенок поймет всё правильно.

– Любовь и теплота, которые воспитатели дарят бездомным детям, компенсируют в них дефицит этого? Нейтрализует ли это ту агрессию, которая в очень раннем возрасте появляется у них по отношению к жестокому и несправедливому миру?

– Недостаток любви и тепла, конечно, компенсирует. Что же касается нейтрализации агрессии, здесь дело обстоит немного сложнее. Но работать с такими детьми было приятной неожиданностью. Я думал, что столкнусь с агрессивными детьми, но нашел в них большой интерес к религиозной жизни; у них много вопросов о Боге. Эти дети проявляют тепло и внимание.

– Отец Давид, сегодня, к сожалению, возросло число убийств и фактов суицида у современных подростков. Родители часто не замечают особых перемен в своих детях, а когда случаются такие несчастья, бывают поражены и не могут понять, как это упустили. У подростков обычно наблюдается такая тенденция: они по-разному ведут себя дома и в обществе, как будто примеряют различные маски. На ваш взгляд, с каким феноменом мы имеем дело?

– Я думаю, что если родитель находится на высоте своего призвания, то он прекрасно всё замечает в своих детях. Родителям в воспитании помогает Сам Господь. Какой-то внутренний голос, особая интуиция всегда подсказывает, если что-то не в порядке. Вспоминаются слова одного моего друга, который говорил мне: «Когда мне внутренний голос нашептывал, что с моими детьми что-то не так, а я не обращал на это внимания, всякий раз возникала какая-нибудь серьезная проблема». Так что когда мы говорим об отношениях между родителями и детьми, нужно знать, что Господь всегда содействует нам в деле воспитания. Бог открывает человеку скрытую сторону личности ребенка, обязательно указывает, на что нужно обратить внимание. Нужно просто прислушиваться и быть чувствительными к этому.

А если мы говорим о проблемах, то в первую очередь нужно отметить очень важный фактор – постоянную занятость родителей, дефицит времени, из-за чего они не могут заниматься своими детьми должным образом. В современном обществе специально созданы такие условия: чтобы обеспечить семью, приходится работать на трех-четырех рабочих местах. И, естественно, у человека уже не остается времени на воспитание детей. Это так задумано в том глобальном плане, о котором мы выше говорили. Люди включены в постоянный марафон для того, чтобы у них не оставалось времени и сил думать, читать книги, воспитывать детей и т.д. А всё это, естественно, направлено на подрыв семейных устоев.

Тем не менее, если родителям всё же удается оставаться на высоте своего призвания, видеть внутренний мир своего ребенка не составляет большого труда, если они научились слушать Господа, Который постоянно им указывает, что делать.

Причина отчуждения детей может быть также и в том, что родители внутренне не бывают чуткими. Это свойство человека проявляется не только в воспитании, но и, например, по отношению к Богу. Вообще следует заметить, что мало кто прислушивается к указаниям, которые поступают ему свыше, и поэтому в жизни у них бывают большие трудности и испытания.

Иные родители вообще предпочитают преднамеренно закрывать глаза на проблемы, ошибочно полагая, что всё само по себе разрешится. Они должны знать, что этим допускают большую ошибку: так проблемы не решаются, а только усугубляются.

Самый правильный и простой способ воспитания – это церковное воспитание ребенка с младенчества. Маленький человек должен иметь духовника; он должен исповедоваться и причащаться. Часто дети со своими проблемами идут не к родителям, а к духовнику, поэтому очень важно, чтобы он обязательно был. Кроме того, иногда случается, что ребенок не принимает совета родителей, но если то же самое ему говорит духовник, он подчиняется. Это потому, что слово священника имеет благодатную силу.

Так что правильные взаимоотношения с детьми родители могут установить: церковным воспитанием, проявляя чуткость к указаниям Господа, оставаясь на высоте своего призвания. Кроме того, полагаю, что каждый родитель должен пройти консультации у психолога, чтобы научиться правильно строить отношения с ребенком. Необходимо знать целый ряд нюансов, которые очень важны и будут весьма полезными, особенно для молодых родителей. Педагогика – это искусство, но родители часто пренебрегают его силой.

Человек, имеющий церковное самосознание, не совершит ни убийства, ни самоубийства. Ребенок должен научиться владеть собой. А знаете, что такое церковная жизнь? Прежде всего, это искусство управлять собой!

Родители должны контролировать, в состоянии ли их ребенок управлять собственными мыслями и эмоциями, и должны помочь ему научиться этому.

Самоубийство не происходит внезапно; это довольно долгий путь, человек к этому идет поэтапно. И если он на этом пути не встречает никаких препятствий, тогда он переступает черту. То же самое можно сказать и об убийстве. Много факторов оказывают влияние на сознание подростка, толкая к самоубийству или убийству. Среди прочих и неблагоприятная семейная среда, в которой происходят постоянные распри и ссоры, царит агрессивный тон. Естественно, велика вероятность того, что подросток из такой семьи будет агрессивен и не сможет управлять своими эмоциями.

– Отец Давид, какое влияние оказывают на психику подростка компьютерные игры, в которых много крови и насилия? Говорят, что подростки, привыкшие к таким виртуальным убийствам, иногда играючи осуществляют их на деле…

– Как правило, всё так и начинается – играючи – и только затем переходит на всерьез. Мы имеем дело с самым коварным игроком – со злой силой, которая именно играючи проникает в сознание человека, но затем это оборачивается весьма плачевными результатами и приводит к ужасным последствиям.

Когда человек упрощается, его реакцией становится импульс и нет уже иных, промежуточных колец в его сознании. Если ребенок читает книги, тогда он имеет богатый внутренний мир. Предположим, ребенок прочел Жюля Верна, Майна Рида, «Трех мушкетеров» Дюма – в нем что-то осело. Он уже не будет рабом своих импульсов, потому что он уже более глубокое существо. Невежественный человек часто становится рабом собственных импульсов, и в нем внезапно проявляется агрессия. Вот почему наш Патриарх старается привить молодежи любовь к чтению и постоянно призывает побольше читать.

Так что если ребенок нецерковен, невежествен, живет в неблагополучной семье, родители не обращают на него внимания и если он попадает в такую же среду, где его сверстники так же невежественны, – он начинает жить по уличным законам. Множество факторов способствует тому, чтобы подросток стал таким. И именно к этому толкает его глобальный план, о котором мы говорили выше. Такой подросток внешне выглядит «бескомплексным», его поведение не кажется наигранным, но на самом деле в нем пустили глубокие корни жестокость и агрессия, которые могут неожиданно проявиться.

Вот основные причины суицида и убийств. Но в одной беседе мы не сможем затронуть все нюансы этого крайне сложного вопроса.

– Отец Давид, что требуется для того, чтобы человек стал более чутким и восприимчивым? Что бы вы, как священнослужитель и психолог, посоветовали родителям?

– Трудно давать совет по такому вопросу. Человек должен быть распахнут, не должен походить на страуса, который прячет голову в песке. Нужно прислушиваться к ​​собственному внутреннему голосу – это и есть восприимчивость. И если научиться слушать этот голос, в большинстве случаев можно избежать многих опасностей.

Прежде всего я бы посоветовал родителям быть более открытыми, более искренними, а следовательно, и более чуткими и восприимчивыми к своим детям. Когда становишься родителем, понимаешь, что теперь главным в твоей жизни, после Бога, становится твой ребенок. Теперь уже ты трудишься не покладая рук для того, чтобы обеспечить его счастье и благополучие. Поэтому установить правильные взаимоотношения с детьми особенно важно. В обязанности родителей входит дать детям образование, привить любовь к чтению и – самое главное – воспитать в Боге и в вере. Если у вас верующая семья, Господь защищает и оберегает вас.

Если рассуждать с теологической точки зрения, родители должны знать, что дети часто страдают за ошибки родителей. Например, ребенок наркомана или алкоголика может родиться с физическим изъяном. Ребенок может родиться нездоровым, если мать во время беременности курит. Представьте себе, что происходит в утробе курящей матери! И когда у таких родителей рождаются физически неполноценные дети, разве это не боль и не наказание за содеянное ими? А страдают за наши грехи невинные дети!

Важно также помнить, что к детям от родителей переходят не только генетические болезни и предрасположения, но и пороки и дурные наклонности. Если ребенок сумеет подавить их в себе и преодолеет их – Господь щедро вознаградит его Своими благами, и это спасет его потомство от зловредной предрасположенности. Вспомним грузинскую пословицу: «От сливы, съеденной дедом, у внука оскомина на зубах». Это очень важный момент: я должен жить правильно, чтобы Господь помиловал меня и мою семью и направил моих детей по нужному руслу. Без помощи Господа человек немощен, и, как бы мы ни пытались контролировать своих детей, обязательно что-нибудь упустим. Но на это у него есть ангел-хранитель, и именно потому очень важна милость Божия.

Вспоминаются слова одного многодетного священника, который как-то сказал мне: «Истинное чудо, как содержит нашу семью Господь. Я и сам не знаю, как нам хватает того небольшого дохода, который мы имеем, – вроде безбедно живем и всё, что нужно, имеем!» Вот это и есть действие благодати Божией! Вот к чему должны стремиться все семьи! Именно этому и учит нас Святое Евангелие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

С протоиереем Давидом Цицкишвили беседовала Мариам Гагуа
Православие.ру