[07.07.2013] Особенности «вальдорфской педагогики»

Широкое распространение оккультных учений в ХХ веке связано с возникновением учения теософии Е.П. Блаватской в конце ХIX века; позже под ее руководством возникло Теософское общество. Само учение теософии включает в себя элементы спиритизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также фрагменты восточных религий. Согласно учению, на Земле должна начаться «Новая эпоха», с наступлением которой появится новая раса людей (6-я раса), обладающая особым оккультным чувством. Теософия Блаватской стала основанием для появления многих оккультных учений в ХХ веке, а также сыграла большую роль в формировании движения «New Age» [1: с. 493].

В первой четверти ХХ века ученик Е.П. Блаватской Рудольф Штайнер, основываясь на принципах теософии, создал собственное учение – антропософию. Сначала он руководил отделением теософии, но впоследствии, создав «Антропософское общество», отмежевался от собственно теософии [3]. Деятельность общества охватывает несколько сфер деятельности: антропософскую медицину (существуют специфические антропософские больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». С 1919 года  Штайнер начинает создавать новые школы и учебные программы, которые основаны на оккультной философии автора. Основы педагогики Штайнера зиждутся на откровениях, полученных им от «духов». Антропософские школы стали называться вальдорфскими в честь первой такой школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Австрия». Особенно широкое распространение получили вальдорфские школы в Германии; в некоторых европейских странах они существуют под названием «свободная школа» или «штайнеровская школа». В России подобные школы появляются в 90-е годы ХХ века [2].

Рассмотрим учение Рудольфа Штайнера. В нем можно встретить смешение многих религиозных, исторических и научных аспектов, таких как: существование Атлантиды, концепция реинкарнациии, кармы, политеизм, заимствованный из индуизма. Все эти заимствования Штайнер объединяет в своей доктрине, которая основана на формуле соотношения общих вселенских явлений и человека, а Космос характеризует как единую духовную сеть бытия. Согласно образовательной схеме Штайнера, антропософия может повышать эволюционный уровень душ, которые в будущем будут воплощены в последующих поколениях. Штайнер утверждает, что его учение является абсолютной истиной, а остальные учения и принципы ложные [2]. Такие убеждения характерны практически для всех лидеров тоталитарных сект.

Рассмотрим структуру вальдорфских школ. По свидетельствам родителей, отдавших своих детей в вальдорфские школы, такие школы привлекают своей атмосферой, обстановкой, интерьером, нестандартной программой, развитием творческого потенциала, «духовным» развитием учащихся, индивидуальным подходом, маленькими классами. Частые дни открытых дверей с яркими представлениями, энтузиазм учителей к развитию способностей каждого ребенка тоже служат хорошим стимулом для записи детей в данные школы [3]. Родителей призывают присутствовать на всех школьных мероприятиях, приветствуется посещение уроков, лекций по антропософии. Если родители по какой-либо причине не могут присутствовать  на мероприятиях, их обвиняют в том, что они не заботятся о своем ребенке. Известны случаи, когда учителя стремились контролировать родителей путем ежедневных звонков, разговоров о недостаточном внимании к ребенку и неправильном домашнем воспитании. Многие родители, оказавшись под влиянием вальдорфских учителей, выполняли их требования. Учителя, по мнению родителей, обещают заботиться о воспитании и стремятся помочь ребенку преодолеть трудностей в обучении [3]. Однако, если обратиться к трудам Штайнера, можно обнаружить, что автор оккультного направления ставил иные задачи перед обучением. Он писал: «Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере, необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, – и попросту одурачить их» [2]. Из этого можно сделать вывод о том, что школа Штайнера стремилась к обучению не только детей из антропософских, но и из обычных семей.

Многие родители, обратив внимание на христианскую символику вальдорфских школ, принимают их за христианские и, будучи христианами, отдают туда своих детей для получения образования в религиозных традициях. Если обратиться к сайтам вальдорфских школ [4] в России, можно обратить внимание на то, что обучение ориентировано на духовные потребности учащихся разных возрастных групп, на так называемое духовно-душевное развитие. Также можно отметить присутствие такого культурно-исторического компонента, как «духовная история человечества», в процессе обучения включающего в себя предания, сказки, «легенды о святых» [4], басни, библейскую историю, мифологию народов мира. Все эти компоненты можно представить в театральной постановке, которые регулярно проводятся в школе [4].

Кроме того, можно отметить так называемые «еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека» [8]. Известно, что в теософии и антропософии это углубленное познание может сопровождаться некоторыми оккультными действиями. Учителя утверждают, что, несмотря на их веру в антропософию, в процессе обучения используются только педагогические наработки Штайнера и образование не является религиозным [2]. Однако, по свидетельствам очевидцев, в вальдорфских школах можно встретить множество книг, содержащих антропософское мировоззрение, а также многие оккультные, псевдонаучные и религиозные высказывания Штайнера [2]. Тем не менее, согласно словам Рудольфа Штайнера на открытии своей первой школы, вальдорфские школы не несут в себе задачи распространять учение антропософии: «Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы» [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно основной идее автора, в школе не должно преподаваться антропософское учение, и ученики не должны принуждаться к какой-либо оккультной практике. Учителя же, разделяющие идеи антропософии, в процессе обучения должны использовать только педагогические наработки, давая необходимые знания о «духовной истории человечества», одновременно отвечая на духовные потребности учащихся в рамках культурно-исторического компонента. Все это порождает вопросы: как школа, исключившая религиозный аспект из процесса обучения может отвечать на духовные потребности учащихся? Являются ли школы религиозными? Если это значит присоединение к «обществу антропософии», то в школах, согласно заявленным целям, этого нет. Однако в вальдорфских школах присутствует христианская символика, что должно говорить о том, что «западная цивилизация основана на христианской перспективе». Если же обратиться к высказываниям Штайнера на закрытых конференциях учителей в первой вальдорфской школе, можно найти некоторое расхождение в его целях с теми целями, которые он объявлял открыто: «Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения» [2]. На основании этих высказываний следует сделать вывод, что основной задачей школ является «утверждение» антропософии, что противоречит его речи на открытии первой вальдорфской школы. Подобного рода высказывания присутствуют у многих антропософов: «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую - учиелями»; «…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего», – писал Гилберт Чайлдз, писатель-антропософ. М. С. Ричардс, художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы, отметил:  «Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от "внешних" предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично – они художественны, познавательны и религиозны». На основе всего этого можно сделать вывод, что первой задачей школы стоит распространение учения Штайнера, а не обучение и развитие детей [2].

Рассмотрим преподавание антропософии и насаждение антропософских идей в вальдорфских школах. Здесь можно отметить две позиции:

  1. Прямое преподавание вероучения;
  2. Исключение из преподавания информации, противоречащей учению;

Отмечается, что преподавание учения осуществляется в разной степени, в зависимости от убежденности и энтузиазма учителя в антропософии. Согласно Штайнеру, задача учителя заключается в убеждении детей в объективной истинности учения. В соответствии с этим даются некоторые псевдонаучные знания, например, в курсе по физиологии приводится учение о 12 чувствах в соответствии со знаками зодиака; в процессе изучения исторических дисциплин обучение основывается на «пост-аналитических» эпохах, включающих в себя чтение «Хроник Акаши» (эзотерический термин, обозначающий совокупность всего накопленного человеческого опыта, полученного путем мистических практик). В процессе обучения «хроники» используются как источник информации об эволюции земли. На уроке изобразительного искусства в основном происходит копирование иллюстраций Штайнера, а также «акварельные медитации», заключающиеся в повторении геометрических фигур или цифр, исходя из принципа «влажным по влажному». Вальдорфские школьники разучивают и используют различные способы рисования на других предметах, но занятия живописью выделяются особо. Целью занятий является «воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы» [2]. В числе обязательных школьных предметов стоит Эвритмия. Эвритмия, как и живопись, считается духовным упражнением и включает в себя как медленные движения под музыку, так и проговаривание некоторых позиций из согласных и гласных звуков. «Внешним людям» эти занятия могут показаться бессмысленными, однако вальдорфские педагоги вкладывают в это особый смысл, считая эвритмию языком ангелов, например, количество гласных и согласных звуков соответствует числу знаков зодиака и планет.

Что касается исключения из преподавания информации, противоречащей учению, то можно привести примеры изъятия некоторых основных положений современной науки, таких как: кровообменная функция сердца, или, исходя из штайнерского понимания света, исключается закон Ньютона о разложении цвета на составные цвета [8]. Из этого можно сделать вывод, что ученики не могут получить ясное представление об анатомии или световом спектре только по причине несогласованности с учением Штайнера.

Занятия в вальдорфских школах начинаются с молитвы, которая ежедневно произносится перед занятиями в начальной школе:

Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно поместил в мою душу [2].

Для многих людей это может показаться общими словами, приемлемыми для любой религии. Но если обратиться к антропософии, то текст будет иметь совсем другой смысл. О молитвах Штайнер говорил следующее: «что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но «открывающим занятия стишком». Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение «молитва», исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской» [2]. Таким образом, мы видим типичный пример эзотерического разрыва, характерный для тоталитарных сект.

Одной из основных черт вальдорфских школ является устойчивость принципов и методов обучения, отвержение «внешних идей», общепринятых педагогических методик. Школьников изолируют от мероприятий или предметов, противоречащих учению Штайнера, например, «обучающихся точным наукам вальдорфских школьников в Сан-Франциско не водят на экскурсии в «Эксплораторий» (всемирно известный научный музей в Сан-Франциско, где можно все трогать руками и проводить какие угодно опыты), так как научная экспозиция музея противоречит «откровениям» Штайнера. Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. «Внешним» это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана» [2]. Таким образом, дети в какой-то степени изолированы от окружающего мира. Итак, можно сделать вывод, что вальдорфские школы являются религиозными. Их основной задачей является распространение и насаждение оккультного учения Рудольфа Штайнера среди школьников и их родителей. Кроме того, вальдорфские учителя скрывают истинные цели и задачи обучения и воспитания. Прибегая к обману «внешних» людей, им удается создать представление о школе с творческим, развивающим уклоном, где каждому ребенку уделяется внимание и развиваются его индивидуальные особенности. В процессе обучения проводятся и воплощаются антропософские, оккультные идеи Штайнера, которые выдаются за особые развивающие занятия. Также противоречие научных знаний с учением Штайнера лишает детей возможности полного представления о научной картине мира. На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Вальдорфские школы скрывают свои настоящие цели и задачи, обманывая родителей ребенка;
  • Вальдорфские школы являются религиозными;
  • В вальдорфских школах дети не изучают учебный материал, противоречащий учению Штайнера;
  • Творческие дисциплины лишены элемента самовыражения и заменены копированием изображений;
  • Политика учителей направлена на контролирование деятельности родителей;
  • Настоящей целью вальдорфских школ является распространение учения Штайнера;

По окончании вальдорфской школы учащиеся не получают целостного представления об окружающем мире по причине удаления из курса обучения некоторых основных научных знаний и преподавания псевдонаучных дисциплин. В результате учащиеся испытывают трудности при поступлении в высшие учебные заведения.

Выпускник Педагогического факультета ПСТГУ
Константин Десятов
Iriney.ru

Список использованной литературы:

  1. Дворкин, А.Л. Сектоведение/ А.Л. Дворкин.- М.: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002.-554с.
  2. Интернет ресурс: Даган, Д. Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиознымиhttp://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/mozhno-li-schitat-valdorfskie-shkolyi-rudolfa-shtajnera-nereligioznyimi.html
  3. Интернет ресурс: Завацкая, Я. Вальдорская школа: http://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/valdorfskaya-shkola.html
  4. Интернет ресурс: Московская вальдорсфская школа 1060  http://www.1060.ru/