[11.02.2013] Латентная святость

На прошлой неделе в Госдуме началось рассмотрение закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Кому-то может показаться, что этот закон вроде как не первостепенный и даже несерьёзный. А между тем важность его чрезвычайна и относится она именно к стратегической, то есть принципиальной области развития жизни нашего общества – к области нравственной.

На каждого из нас влияют не только физические и психические свойства ближайших наших родственников – папы и мамы, – но также в нас сложнейшим образом переплетаются душевные и телесные свойства и приобретения всех наших предков, а наипаче предков ближайших поколений.

Увы, в человеке, только рождённом, зачастую уже заложены мучительные и трудные противоречия, связанные с греховностью его предков и неизбежными следствиями этой греховности. Не случайно в Писании говорится, что Бог наказывает детей за вину отцов даже до третьего и четвёртого рода (Исх.20:5). Цель же греха всегда одна – погубить человека, и не только его самого, но и распространить через него своё воздействие на как можно большее количество других людей. Грех – это черная дыра человечества.

Однако грех предполагает сознательный выбор зла, добровольное участие в бесовской разрушительной деятельности. А значит, у каждого человека, даже с утробы матери отягощенного «дурной и тяжкой греховной наследственностью», всегда есть выбор: противостоять с Божьей помощью этому рабству и освобождаться от него, пусть даже с трудом, или умножать действие порочных сил своим добровольным участием в их губительной деятельности. Эта дилемма стоит перед каждым без исключения человеком. Один только Богочеловек Иисус Христос – без греха.

При этом бесы уже с рождения человека стараются заложить и в дальнейшем развить его греховные наклонности, чтобы, как мы уже сказали, погубить человека для вечности, а через него постараться погубить и как можно больше других людей. Погубить именно через соблазн. Потому что гибели физической для бесов мало.

Потому и говорится в Писании, что не нужно бояться убивающих тело, но душе не могущих повредить. Цель бесов – не столько в погублении тела, сколько в погублении души, а это возможно только посредством вовлечения человека в грех, и главное средство этого вовлечения – соблазн.

Существует множество самых разных страстей и порочных наклонностей, со множеством нюансов и ответвлений, действующих в людях сызмальства.

В ком-то больше развита склонность к корыстолюбию, страсть к наживе, любовь к деньгам, роскоши… другие более подвержены гневу, ярости, пылкости, категоричности, непримиримости и вражде… третьи имеют сильное влияние духа гордыни, превозношения, упрямства и нераскаянности…

А четвертые уже с малолетства имеют блудное расположение. И некоторые из них, в силу разных обстоятельств, в том числе и наследственных, могут быть действительно подвержены особо сильному действию духа, который можно назвать духом содомским. Это самый мерзкий из всех духов, так или иначе связанных с блудом, – он влечет человека ко всевозможным и самым отвратительным плотским извращениям. И в этом смысле гомосексуальная наклонность – только одно из проявлений воздействия этого духа, потому что существует множество других, объединенных им и не менее ужасных и отвратительных извращений. Именно об этом бесовском разнообразии говорил апостол Павел, когда сказал, что есть многое такое, о чём срамно есть и глаголати (Еф.5:12).

Почему же нам всё-таки приходится говорить об этом? Да потому, что в наше время всё самое мерзкое и порочное, то, что низводит человека до скотского состояния, в силу ослабления в народе духовной ревности и трезвенности всё чаще именуется чем-то естественным и нормальным. Именно так действует содомский дух, чтобы как можно большее число людей заморочить, прельстить, вовлечь в свою губительную деятельность.

И то, что он преуспевает в этом, говорит о чрезвычайно распространившейся в последнее время в людях добровольной склонности к сластолюбию, к неге… о чрезвычайной духовной расслабленности и плотолюбии.

А это расположение – плотской расслабленности и сластолюбия – и есть следствие утраты духовной ревности, духовного измерения жизни.

Много уже говорилось об этом, но чтобы у кого-нибудь не возникло желания оправдывать гомосексуализм, как нечто, если уж не совсем естественное, то вполне извинительное и даже совместимое с духовной жизнью, с христианством, – чтобы развеять окончательно такие ложные и превратные мнения, приведём ещё раз однозначные высказывания Священного Писания об этом пороке: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» (Лев.18:22).

«Они заменили истину Божию ложью… потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным, подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам… Делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:25-32).

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

Сейчас принято говорить о «природной» склонности некоторых к греху гомосексуализма, наклонности, как говорится, «от чрева матери», сродни врожденной инвалидности, с которой ничего нельзя поделать, а потому и «гонения» на таких людей считаются проявлением бесчеловечности и жестокости.

Да, конечно, есть страшные степени поврежденности греховной страстью человека уже от рождения. Можно даже говорить в этом смысле о духовном уродстве. Но мы знаем, что и в обычном, житейском смысле, люди с одинаковыми увечьями собственной своей волей и устремлением созидают себе разные судьбы. И есть увечные люди, заканчивающие свои дни, что называется, под забором, в крайнем и страшном разложении душевных и телесных сил.

А есть люди с такими же увечьями, достигающие удивительных и достойных восхищения высот духовной, а иногда и материальной жизни. Значит, всё-таки очень и очень многое зависит от отношения человека к своей физической увечности.

Вот то же самое можно сказать и об увечности духовной, нравственной. Говорят, как о неизбежной во многих данности, о «латентном» или скрытом гомосексуализме. Но также можно говорить и о том, что все мы, без исключения, скрытые, или латентные воры, убийцы, насильники, скряги, гордецы, блудники, предатели, мерзавцы и негодяи… В каждом есть в той или иной степени развитое то или иное дурное влечение или дурная наклонность.

Но тогда давайте скажем и вот о чём: каждый из нас – по факту рождения человеком – есть латентный, или потенциальный святой. Потому что каждый из нас, хоть и посредством грешных родителей, но всё-таки сотворён Богом по Его образу. И в каждом из нас заложены Его Божественные свойства: любви, милосердия, чистоты и святости. Именно святость – то, к чему призван каждый из нас независимо от пола, характера, физических и душевных свойств и особенностей.

«Будьте святы, ибо Я свят» (1Петр.1:12) – эти слова Бога обращены к каждому, кто обладает свободной волей и разумом. Этот призыв – побудительный, потому что святость – это Божественный залог, дар, присущий каждому человеку и требующий настойчивого и поступательного развития на всём протяжении жизни.

Но развитие этого ценнейшего дара ни в коем случае не совместимо с сознательным потворствованием всем тем греховным привычкам, наклонностям и порокам, о которых мы говорим. Более того, раскрытие в себе Божественного начала и есть истинное призвание человека, возводящее его в действительное, высшее достоинство, – в достоинство Богосыновства. Именно для этого, – для того, чтобы возможно было для нас, омраченных грехом, возвращение к полноценной человеческой жизни, и воспринял человеческую природу Бог. Крестными страданиями, смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа открывается для каждого человека возможность действительной борьбы с грехом, возможность освобождения от рабства греху и достижения состояния высшей свободы – свободы любви к Богу и жизни в согласии с Ним.

Именно об этом, высшем человеческом достоинстве и призвании, мы должны помнить сами и рассказывать о нём своим детям, развивая в них стремление к святости не только словами, но и собственным добрым устремлением, примером своей жизни. И, конечно, ограничение, а правильнее сказать, искоренение пропаганды греха и порока – обязательное условие правильного образования и воспитания подрастающего поколения.

Священник Димитрий Шишкин
Православие.ру