[11.10.2012] Долгожданный диалог Церкви и либералов

В воскресенье 7 октября в трапезной Собора св. Александра Невского состоялась встреча, которую многие бы назвали неожиданной – между прихожанами и сотрудниками Собора и теми, кто защищает на митингах небезызвестную группу “Pussy Riot”. В Трапезной яблоку было негде упасть, приглашенные журналисты внимательно следили за диалогом. К разочарованию последних, стоит сказать, что встреча прошла спокойно, хотя в некоторые минуты обстановка особенно накалялась. От лица Церкви отвечал клирик Михаило-Архангельского прихода, преподаватель НГУ, священник Иоанн Реморов. Возможно, во многом благодаря деликатности его и руководителя Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии Артемия Сильвестрова диалог прошел не на повышенных тонах. Что удивило вашего покорного слугу: вопросы задавались в основном Церкви, вопросов защитникам не было. Приведем самые интересные вопросы и ответы:

Вопрос: Стас Захаркин, гражданский активист: “Некие политические силы используют Церковь, изображение креста как бренд, и современные надругательства над крестами в разных регионах страны, может, – это надругательство над брендом, а не над церковным символом? Не считаете ли вы нужным отмежеваться от подобных явлений?”

Ответ: о. Иоанн: “Если кто-то из политиков позиционирует себя православным христианином, в этом нет ничего плохого, другое дело, что Церковь не может вмешиваться в политику. Церковь тем и отличается от сект, что это единство людей во Христе. Если человек занимается глупостями, его можно пожурить, но не отлучить. Вообще от лица Церкви может говорить только Синод и Патриарх, никакой мирянин не может говорить от лица Церкви”.

Вопрос: “Церковь пыталась запретить книгу «Бхагавад-Гита»?"

Комментарий из зала: Юрий Рагозин, сотрудник ИКЦ по вопросам сектантства: “Не книгу, а комментарии Прабхупады к ней.” И не Церковь, а государство (комм. автора)

Ответ: О. Иоанн: “У нас в последние несколько десятилетий стали появляться деструктивные культы индуисткой направленности, которые на каждом углу махали этой книгой. У нас в России в институте, в школе не преподается история индийской культуры, мы не имеем корректного представления, что есть историческая ценность, а что новодел”.

Вопрос: Cтас Захаркин, гражданский активист: “Многие политики используют церковные вещи, я же вижу другое, Патриарх поддержал одного из кандидатов. Что вы скажете?”

Ответ: о. Иоанн, дословно было сказано так: “Я как Патриарх свидетельствую, что вы много сделали”. Таким образом, он высказал свою благодарность, которую некоторые восприняли как политическую агитацию”.

Вопрос: “Интересы Церкви лоббируются в правительстве, многие депутаты говорят, что мы вынуждены отстаивать интересы Церкви”.

Ответ: о. Иоанн: “А что плохого в том, что интересы Церкви должны быть учтены. Многие привыкли воспринимать церковь как что-то совершенно отдельное, что любые маленькие шаги воспринимаются как жуткая клерикализации. Например, выпускники духовных семинарий не имели диплома государственного образца, и человек, со специальностью “Теология” вынужден был заканчивать заочно еще один ВУЗ. И только благодаря встречам в правительстве, ситуация изменилась.”

Вопрос: Алексей Резниченко, сотрудник Института Ядерной Физики: “Если мы выдаем дипломы государственного образца священникам, давайте их выдавать буддистам, кришнаитам. Я прочитал книгу Даниила Сысоева, вы признаете, что есть области знаний, где Церковь не компетентна?”

Ответ: О. Иоанн: “Церковь занимается одними вопросами, наука занимается другими вопросами. У отца Даниила Сысоева частное богословское мнение, некоторые его взгляды спорны”.

Комментарий: cотрудник НИИ цитологии и генетики: “Как донести до верующих людей вопросы эволюции. Эволюция и религия не есть что-то друг другу противоречащее”.

Комментарий: Артемий Сильвестров, ведущий: ”В школе преподается теория Дарвина, а ведь это тоже нарушение прав человека. Если бы говорили, вот есть такой взгляд, есть такой …”

Комментарий: Андрей Марусов, прихожанин храма Покрова Пресвятой Богородицы, юрист: “Сам характер вопросов к Церкви меня удивляет – про секты, экстремистскую литературу, как будто Церковь определяет правовое поле. Если одно племя подбросило убитого оленя другому племени, то суд будет оценивать это с точки зрения того, что это значит. Например, кровная месть. То же и в нашем случае – надо оценивать события с точки зрения того, что это было для обиженных. В либеральных СМИ я вижу жонглирование понятия “светское государство”.

Выкрик из толпы: “Не кажется ли вам что сотрудничая с государством, вы предаете Евангельскую проповедь?”

Комментарий представителя “Радио Слово”: “На Западе люди называют себя агностиками, потому что не берутся утверждать, что Бога нет, атеисты есть только в России. Россия делится на верующих и неверующих, и их взаимодействие – это главная проблема”.

Вопрос: Cтас Захаркин, гражданский активист: “Мы хотели провести пикет в поддержку Pussу Riot, православные вели себя очень грубо, вышли люди с битами.”

Ответ: Борис Левитан, старший пономарь Собора во имя св. блгв. князя Александра Невского: “Во-первых вам этот пикет запретили. Но я очень рад, что мы сели за стол переговоров. Церковь для меня мать и реакция такая же, как если кто-то оскорбляет мою мать. Потом я раскаиваюсь, хожу на исповедь”.

Ответ: о. Иоанн: “Никто не застрахован от ошибок, мы не осуждаем человека, осуждаем только его поступки. И то, что мы сейчас общаемся за столом переговоров, значит, что некоторые разногласия преодолены. Конечно, и с нашей стороны бывают ошибки”

Вопрос: Дарья Жданова, публикуется на Sib.fm: “Христос заповедал нам любить друг друга, и если мы пользуемcя оружием сатаны, защищая свои святыни, то это не может привести ни к чему хорошему. Ведь сказано в Евангелии, радуйтесь, когда топчут ваши святыни, велика вам награда на небесах”.

Выкрики из зала: “В Евангелии этого нет”.

Ответ: о. Иоанн: “Две самые главные заповеди дал Христос; возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и возлюби ближнего как самого себя. Любовь к Богу – это любовь и к святыням и желание их охранять, и даже защищать святыню ценой своей жизни”.

На этой оптимистической ноте диалог завершился. Конечно, были недовольные среди защитников, кто-то кричал, что предаст истину, если перейдет на сторону Православной Церкви, кто-то говорил, что цель Православной Церкви сделать всех православными. Были недовольные и среди журналистов, которые, видимо, хотели увидеть сенсацию и не нашли ее здесь. Но по большей части все были рады возможности за одним столом мирно обсудить столь важный вопрос. Хотелось бы верить, что подобные встречи принесут свои плоды.

Ксения Снисарь, 
сотрудник Собора
во имя св. блгв князя
Александра Невского