[20.08.2012] Удержание бесчинных

Приговор участницам известной панк-группы оказался несколько более суровым, чем ожидалось - многие надеялись на то, что, вынеся обвинительный приговор, их освободят, приняв в зачет уже отбытое время или ограничатся условным сроком. Но суд решил иначе; и, не в последнюю очередь потому, что “группа поддержки” подсудимых сделала все, от нее зависящее, навлечь на них как можно более тяжкий приговор. Как в ироническом рассказе Тэффи “Модный адвокат”, и адвокаты потерпевших, и группа их поддержки за стенами суда, постарались сделать из подсудимых жертву на алтарь борьбы за освобождение креативного класса.

Даже в день вынесения приговора произошло несколько акций, устроители которых явно хотели подчеркнуть, что “тот, кто обходится без розги - губит ребенка” и оставлять безобразия без достаточно сурового наказания - значит поощрять новые и более грубые.

Утром 17 числа, когда ожидался приговор, на станции "Белорусская" некий молодой человек натянул на головы бронзовых партизан из скульптурной композиции шапки-балаклавы, вроде тех, в которых выступали известные безобразницы. Его действия фотографировали два других молодых человека, (качественные фотографии потом появились на сайте “Новой Газеты”, затем снимок оскверненного памятника разместил сайт ВВС).

Пассажирам метро, однако, перформанс не понравился - они сняли с памятника шапки и сдали хулиганов в полицию. Чем партизаны обидели креативный класс? Почему памятник людям, которые сражались, тяжко страдали и умирали за нашу Родину, нельзя было оставить неоскверненным?

Другой памятник был осквернен зарубежными друзьями панк-исполнителей в Софии - шапки были издевательски натянуты на головы скульптурной группы, установленной в память воинов, павших при освобождении Болгарии от нацистов.

Нападениям - у нас и за рубежом - подверглись и православные храмы. В Пскове на стенах собора Иоанна Предтечи появилась надпись, сделанная красной краской: "Долой церковных мракобесов". Рядом также было написано: "Уважуха [известной группе]". За пару дней до этого их австрийские единомышленники ворвались в кафедральный собор святителя Николая в Вене и снялись на фоне царских врат в том же наряде, что их панк-певицы, и с плакатом в их поддержку.

Но наиболее яркую акцию - очевидно, горько позавидовав своим Московским товаркам - устроили украинские феминистки из группы Femen. Активистки движения спилили бензопилой деревянный крест над Майданом Незалежности, установленный в свое время в память о жертвах сталинских репрессий. Как заявили они сами, "Данным актом Femen призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из могза трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин... Femen предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то Femen направит карающее острие своей бензопилы персонально на подонков, ответственных за страдания ни в чем не повинных женщин". Крест, кстати говоря, был католическим - и не имел отношения к ненавистной РПЦ - но, похоже, феминисток с бензопилой это не интересовало. Некоторые ранее указывали на то, что на Украине выходки Femen не пресекались или пресекались мягко; что же, сами феминистки решили показать, что мягкость только поощряет их к дальнейшим безобразиям.

Общий тон комментариев к этим акциям сводился примерно к тому, что, мол, если вы не выпустите “девочек” мы еще не то устроим. Какую реакцию это должно было вызвать у суда? Суд должен был показать, что учинять бесчинства, акты осквернения и вандализма, выступать с угрозами убийства - хороший, годный способ добиться желательных для себя решений? Что окажись перед судом кто угодно еще, его соратникам на воле будет достаточно немного похулиганить, чтобы ему оказали всякое снисхождение? Естественная реакция на шантаж - поступить назло шантажистам, чтобы ясно обозначить: так не пойдет. Да, два года - это чрезмерное наказание, будем надеяться на его смягчение, как о том уже попросила Церковь. Но тем, кто сейчас больше всего негодует о приговоре, можно напомнить, что уж им-то совершенно не к лицу так кипятиться - вы знали, что добиваетесь именно этого, вы очень постарались, и вы этого добились.

Христианам же надо понять одну в высшей степени очевидную вещь - деятельность сторонников известной группы направлена не против Русской Православной Церкви как сообщества, и не против конкретных персоналий - даже не против лично Патриарха. Крест, спиленный в Киеве, не имел отношения ни к РПЦ, ни к Патриарху Кириллу. Он имел отношение к Распятому, и именно поэтому его и спилили.

Когда Марат Гельман говорит о том, что “Я должен иметь право сказать открыто, что Бога нет, что Евангелие — это сказка. И я должен знать, что я за это не попаду в тюрьму. И в светском государстве это именно так” - он не только привычно извращает положение дел в стране - у нас никого не преследуют за публичное провозглашение атеизма, тот же Познер например, яростный атеист - ведущий Первого Канала, да и сам Гельман человек придворный. Он раскрывает и свои подлинные взгляды и убеждения, как раскрывает и то, что все ссылки на Евангелие в его устах - это манипуляция. Увы, люди, напрочь лишенные лучших чувств, бывают весьма умелыми манипуляторами лучшими чувствами, а люди, совершенно чуждые вере, могут быть весьма искусны в манипуляциях, основанных на том, что другие-то искренне верят.

То, что происходило последние месяцы, напоминало сцену, описанную в романе К.С.Льюиса "Мерзейшая мощь", где главного героя, Марка, соблазняют вступить в "избранный круг" дьволопоклонников. Его проводят через "систематический курс объективности". Сначала его заставляют делать какие-то странные и бессмысленные вещи, и, на одном из этапов ему предлагают топтать Распятие, чтобы освободиться от подсознательной "подавленности" христианством. К счастью, Марк, до того послушный, на этот раз отказывается, и планы злодеев срываются.

Некоторых из нас тоже - постепенно, но со все большим давлением - подводят к тому, чтобы потопать Распятие и отречься от Церкви. И тут важно сказать, что если после спиленного креста и всего остального вы еще не поняли, с кем имеете дело, это уже нечто худшее, чем просто наивность.

Но попробуем понять, с чем столкнулось общество - если рассматривать проблему не на духовном, а на социальном уровне. Что это за явление, когда люди выказывают полное непонимание того, что попирать чужое достоинство, глумиться над соборами, а равно памятниками - нельзя? “Современное искусство”? Ну, его так называют. Но есть более подходящий термин - социопатия. Это расстройство личности, которое проявляется в неспособности и нежелании уважать принятые в обществе нормы поведения, законные права и интересы других людей. В тяжелой форме это быстро приводит в тюрьму; в более контролируемой - в ряды “художников-акционистов”. Социопат обладает неповрежденным, и, нередко, вполне развитым интеллектом, он, в отличие от душевнобольного, отлично ориентируется в реальности. Справочник описывает, в частности, следующие черты социопатии: бессердечное равнодушие к чувствам других; грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Разумеется, не наше дело ставить кому-либо диагнозы; тем более, что грань между психиатрической патологией и просто моральной испорченностью провести трудно. Скажем, однако, что поведение людей, считающих чем-то уместным и даже похвальным пляски в соборах и глумление над памятниками, отчетливо патологично. Если Вы полагаете такое поведение недопустимым, это не значит, что вы отстали от локомотива прогресса - это просто значит, что вы здоровы.

Большинству людей не надо объяснять, что так себя не ведут - некоторые правила поведения и уважения к окружающим усваиваются еще в раннем детстве. Но есть люди, которые этих правил не признают. И тут на сцену является государство, чтобы поддерживать правила человеческого общежития принудительно - там, где их не хотят соблюдать добровольно.

Не перестаралось ли государство в данном случае? Вполне вероятно, что можно обойтись и более умеренным наказанием. Но вот обойтись без пресечения вообще - нельзя. Тут уже ничего не поделаешь.

Сергей Худиев
Радонеж