Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Мертвая стрелка

    [17.07.2012] Мертвая стрелка

             

    На днях мы вспоминали годовщину злодейского убийства Государя Императора Николая Второго, его семьи и верных слуг - семейную трагедию, в которой отразилась трагедия всей страны. Тогда огромная империя стала жертвой банды террористов, страна погрузилась в братоубийственную войну, потом в тиранию и террор. Усвоены ли уроки страшного ХХ века? Боюсь, что нет; есть вещи, которые стоит напоминать снова и снова. Среди интеллигенции начала ХХ века ненависть к своему государству и к Церкви была хорошим тоном, если не чем-то обязательным - как и теперь. И тогда в этой среде государство воспринималось как невыносимая тирания, правительство - как полностью некомпетентное и коррумпированное, Церковь - как преграда на пути прогресса. Некоторые разговоры того времени воспринимаются как сегодняшние - “...Ох, до чего же я ненавижу всю эту - простите меня за резкость - сволочь! Три четверти страны голодает... Вымирают целые уезды... Я больше не могу, не в состоянии, поймите же это!...- Что мы можем? - вдруг воскликнула тетя высоким и чистым голосом. - Мы все можем, все! Если только захотим и не побоимся. Мы можем мерзавцу сказать в глаза, что он мерзавец, вору - что он вор, трусу - что он трус... А мы вместо этого сидим дома и молчим! Боже мой, боже мой, страшно подумать, до чего дошла несчастная Россия! Бездарные генералы, бездарные министры, бездарный царь... “

    Сегодня - благодаря интернету - можно сколько угодно обзывать кого угодно мерзавцами, ворами и трусами, но можно, пользуясь тем же интернетом, напомнить, что вскоре после падения царского режима - падения, которое революционная интеллигенция приветствовала бурными и продолжительными аплодисментами, ей пришлось иметь дело с уже настоящим голодом и настоящей тиранией, при которой о том, чтобы говорить кому-то что-то в глаза, пришлось забыть на долгие десятилетия.

    Так работает любая революция - от Великой Французской до “Арабской Весны”. Сначала люди дают внушить себе, что они живут при невыносимой тирании, и просто должны ее низвергнуть - сами или с великодушной помощью иностранных держав - потом тирания падает, загорается заря свободы, потом ситуация развивается таким образом, что люди начинают воздыхать о прежнем режиме, как о потерянном рае. Для любой революции характерна реакция в стиле “что ж вы сразу не сказали” - и тут можно ответить только то, что настойчиво же говорили, но вы отказывались слушать. Кому-то кружила голову революционная романтика, кто-то был серьезно обижен на режим, кто-то надеялся, что вода будет достаточно мутной для ловли рыбы - но не настолько бурной, чтобы в ней утонуть.

    Каким образом такая социальная чума, как большевизм, смогла поразить нашу страну? Это становится понятнее, когда мы наблюдаем те же симптомы - хотя, не будем драматизировать, заметно ослабленные, в наши дни. Ту же самую ненависть к государству, к Церкви, к любым скрепам национального организма.

    Нам скажут, что и государство и Церковь могут заслуживать критики. Разумеется, могут. Иногда долг и верного гражданина, и верного сына Церкви - указывать на неустройства и призывать к их исправлению. Но было бы ошибкой путать большевиков с верными гражданами, а изъявления безусловной враждебности - с критикой по существу.

    Это стало еще более очевидно после трагедии в Крымске - вернее, реакции части аудитории на это трагедию. Если бы власти все украли и всех убили, блоги и некоторые СМИ были бы полны сообщениями о том, что власти все украли и всех убили. Если бы власти, напротив, проявили превосходную распорядительность и заботу о людях, те же источники были полны сообщений о том, что власти все украли и всех убили. Если бы (как это обычно бывает с живыми людьми) власти в чем-то поступили дурно, а в чем-то хорошо, некоторые их представители показали себя с самой дурной стороны, а некоторые, напротив, проявили подлинный героизм - нам бы сообщили, что власти все украли и всех убили. Сообщения, исходящие из этой среды, в принципе, могут совпасть с реальностью - как остановившиеся часы два раза в сутки показывают правильное время - но такое совпадение будет случайным. Это такая «стрелка осциллографа», которая отнюдь не мечется, но показывает все время одно и то же.

    То же самое относится к критике в адрес Церкви. Церковь состоит из людей, люди совершают грехи и ошибки, Православие вовсе не требует веры в личную безгрешность мирян, священников или Епископов. Сообщение о грехах духовенства может оказаться и истинным - но имея дело с такими сообщениями, разумно учитывать, от кого они исходят. Если представители определенной идеологической среды демонстрируют склонность к систематической лжи - разумно предполагать, что они могут лгать и в данном случае. Рассмотрим несколько примеров. Множество блогов облетело сообщение, еще раз подтверждавшее бессовестное корыстолюбие РПЦ: “Среди крымчан резко упало доверие и к церкви. Людей просто потрясло, что попы РПЦ вчера отказались бесплатно отпевать погибших. Поскольку выжившие оказались сейчас в такой ситуации, что не имеют ни копейки денег, чтобы заплатить попам, усопшие уходят в последний путь без отпевания. Ни одна церковь так и не приютила никого из бездомных, не удосужилась расщедриться ни на еду, ни на воду, ни на средства гигиены. От церкви пострадавший город не получил ни крохи помощи. А о том, что наш патриарх отказался разместить хоть кого-то из пострадавших у себя во дворце, в котором не одна сотня комнат, и который расположен недалеко от Крымска, уже писали даже в интернете”. Первоначально это сообщение появилось на сайте организации Российский объединенный трудовой фронт («РОТ-Фронт»), которая позиционирует себя как - “левая политическая партия. Партия, выступающая за социализм и Советскую власть”. Но вскоре его подхватили люди, которые бы искренне обиделись, если бы кто назвал их большевиками, оно появилось во множестве блогов и на сайте, например, “Московского Комсомольца”. Естественно, сообщения сопровождались эмоциональными отзывами в стиле “Прожорливые попы набивают мошну на трупах в Крымске!” “Там где собираются, как черное вороньё, попы РПЦ, там обязательно происходят «чудеса», сообщают блогеры”

    Естественно, вскоре выяснилось, что сообщение было ложью от начала и до конца - людей отпевали бесплатно, Церковь оказалась одним из важнейших центров помощи пострадавшим, церковные помещения охотно предоставляли людям кров и пищу - множество фотографий вскоре было выложено в сети. Даже Марат Гельман, первоначально с энтузиазмом подхвативший эту утку, был вынужден признать ее ложность. Но как получилось, что так много людей с готовностью подхватили ее? С большевиками-то понятно - они лгут всегда, а убивают - при первой возможности. Но все остальные? Они были рады услышать что-то плохое про ненавистную РПЦ, и с радостью передать это дальше, совершенно не задаваясь вопросом, правда ли это. Иногда ложь становится уже не обдуманным актом - когда человек каждый раз принимает осознанное решение соглать - а чем-то автоматическим, атмосферой, которой принято дышать в определенных кругах. Можно привести и другой пример. Юрий Сапрыкин пишет на ленте.ру: “P. S. Отдельно хотелось бы уточнить у иерархов Русской православной церкви и лично Никиты Сергеевича Михалкова, утверждавших недавно, что цунами было послано народу Японии за безбожие - так вот, наводнение тоже было послано народу Кубани за безбожие? или за то, что понастроили там патриарше-президентских дворцов? или есть еще какое-то мистически-промыслительное объяснение? или это только в Японии цунами из-за безбожия, а на Кубани - из-за месячной нормы осадков?”

    Никита Михалков прямо и недвусмысленно отрицал, что придерживается такого мнения. Что касается иерархов РПЦ, то поиск по запросу “цунами Япония РПЦ” выдает массу сообщений о помощи, которую православные оказали пострадавшим в Японии, а вот того, что “цунами было послано народу Японии за безбожие” нет. Юрий Сапрыкин мог бы подстраховаться, произведя такой же поиск - что отняло бы у него полминуты времени, но решил этого не делать. Что же, в этом есть свой резон - целевая аудитория с радостью подхватит. Кому интересно, что там было на самом деле. Приведем третий пример - не связанный с трагедией в Крымске и, скорее, курьезный. По антицерковным блогам разнеслось сообщение о некоем священнике, который подрядился за умеренную плату (от 100$ ло 300$) крестить домашних животных. Очевидная бредовость сообщения не помещала ему собрать массу откликов про “алчных попов”. Что же, таковы особенности этой социальной среды.

    Возможна ли честная критика государства и Церкви? Не только возможна, но и необходима. Но давайте не принимать за таковую сочинения наших революционеров и антиклерикалов - с реальными проблемами страны они не соотносятся вообще никак. Скорее они создают тот шумовой фон, в котором честная критика может быть утоплена. Верить этим людям - все равно, что верить остановившимся часам.

    Сергей Худиев
    Радонеж

    Календарь

    Последние новости
    21.01.2020 В Новосибирске состоялся Кубок святого князя Александра Невского по практической стрельбе из пистолета
    20.01.2020 "Отцы". Специальный репортаж Саши Бублик
    20.01.2020 Протоиерей Александр Новопашин: Деструктивных зависимостей становится всё больше
    20.01.2020 В рамках проекта «Путь домой» руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии посетил женскую колонию города Новосибирска
    20.01.2020 Представители Новосибирской епархии посетили областной наркологический диспансер
    19.01.2020 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение на Богоявление
    19.01.2020 Великое освящение воды - 2020
    18.01.2020 О крещенской воде вкратце

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ

    Трезвое поколение

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского