[31.05.2012] Сектовед, СМИ и аудитория

Как я уже писал, сектоведы бывают разные. Есть те, кто занимается психологической помощью, есть те, кто дискутирует с сектантами-вербовщиками, есть сектоведы-юристы, которые работают в том случае, если какой-либо тоталитарный культ подает в суд на антисектантскую организацию. Я попытаюсь подробнее рассказать о том, чем занимаются сторонники «сектоведческой информационной профилактики». То есть, те, кто пытается оповещать население региона или в целом страны о том, какие секты бывают, чем они опасны и т.д., чтобы обычный человек имел представление о данной проблеме и не завербовался в тот или иной культ.

Прежде чем заниматься такого рода деятельностью, нужно понимать, что рано или поздно для охвата максимальной аудитории вам понадобятся СМИ. СМИ у нас в массе своей работают по определенному принципу. Чтобы дать тот или иной материал, будь он о сектантской угрозе или о проблемах в сфере ЖКХ, нужен информационный повод. То есть, хоть какое-то событие. Просто так «прийти в телевизор» и сказать, что секты - это зло, не получится. Элементарно потому, что вслед за этим абстрактным обвинением последует логичный вопрос: «А почему зло и почему именно в нашем регионе вы решили об этом говорить?» Поэтому следите за возникновением информационных поводов. Они обязательно будут. В любой регион нашей страны постоянно приезжают «залетные гастролеры», желающие массово кого-нибудь вылечить или поведать о сокровенных тайнах космоса. Ну, или научить правильно медитировать. В конце концов, представители сект, постоянно базирующихся на территории вашего региона, периодически выходят «маршами Христа», пытаются снять еще одно помещение под новую общину или попадаются на мелких правонарушениях. СМИ об этом пишут, но не дают оценку системной деятельности сектантских организаций. И здесь вы, как эксперт, будете незаменимы, поскольку откроете смысловую подоплеку происходящего. Ну и параллельно проинформируете население о том, что данная организация - это секта.

Во-вторых, нужно понимать, что хоть студентов отделений и факультетов журналистики учат, в рамках курса журналистской этики, что журналист должен быть объективен, беспристрастен, честен etc., очень скоро практикующий журналист понимает, что есть такая штука, как формат, есть риск подставить свое СМИ под судебные разбирательства, а, следовательно, вылететь из штата с «волчьим билетом». Есть, в конце концов, личные убеждения журналиста. Эти личные убеждения могут быть, например, ультралиберальны. Ультралибералы по своим религиозным воззрениям, как правило, выглядят одинаково: от словосочетания «Русская православная церковь» их прихватывает родимчик, в мыслях возникает образ бородатого мракобеса в рясе, который дрючит фанатичную паству, только и ждущую повода сжечь кого-нибудь инакомыслящего. Ну и параллельно в ультралиберальных мозгах возникает образ бедных, забитых «религиозных меньшинств», которые, по сути, лучшее, что есть в религиозной жизни России. Естественно, что такой журналист сделает все, чтобы самые вменяемые ваши слова превратились на выходе в эфир истошным воплем обскуранта.

Легче всего избежать такой подставы, если для начала войти в «журналистскую тусовку» и узнать, кто и каких взглядов придерживается. И сотрудничать с теми журналистами, которые имеют практическое представление о том, что такое секты. Или же с теми педантами, которые требуют от вас детальной аргументации, и которые при этом покажут ровно то, что вы говорите. Ни больше, ни меньше. Для тележурналистики это особенно актуально. Поскольку есть такое волшебное слово «монтаж». И смонтировать вас могут как угодно.

Но вот нашли вы журналиста, появился информационный повод, берут у вас комментарий. Как его правильно давать? Как я уже говорил в прошлых своих материалах, сразу же после выхода вашего выступления в публичную среду найдется куча добрых людей, которые будут писать в комментариях о том, что вы «религиозный фанатик». Так вот, необходим контраст между этими комментариями и тем, что обычный читатель увидит в вашем выступлении. Поэтому говорить, если речь идет о радио или ТВ, нужно спокойно, размеренно, с минимумом эмоций. Ваш голос должен «течь». Одно предложение должно плавно перетекать в другое. Так вас в случае чего будет сложнее «порезать».

При этом, перед тем как говорить что-то на публику, необходимо «нарыть» максимум справочной информации по тому культу, о котором вы будете говорить. В вашем выступлении на любой озвученный тезис должна быть ссылка на справочник, материал, ранее опубликованный в СМИ. Пусть на 90% ваше выступление будет своеобразным «рефератом», где ваша личная позиция просматривается весьма смутно, пусть за вас говорят справочники и учебники, а вы выступайте в роли ретранслятора этой информации. Для сектоведа, работающего со СМИ, это идеал. В конце концов, вы не звездой экрана стать решили, у вас совершенно иные цели. Ваша цель - информировать население о сектантской проблеме. Информировать регулярно и по малейшему информационному поводу, чтобы в итоге воспитать в обычных гражданах чувство недоверия ко всякому, кто пристает к ним на улицах с рассказами о Боге или предложением посетить сверхэффективные курсы психологической помощи. Ну и еще один момент: если вы публично будете слишком много говорить исключительно от своего имени и лица, то рано или поздно на вас подадут в суд за клевету. И если у вас не будет достаточной доказательной базы вашей правоты, суд признает вас виновным. И штраф с административной ответственностью для вас будет наименьшей неприятностью. Самое страшное - ваша репутация как эксперта-сектоведа аннулируется. Проще говоря, можете забыть о сектоведении раз и навсегда. Вам больше никто никогда не поверит. Ну и если вы уже успели стать членом какой-либо сектоведческой структуры, то и репутации этой структуры вы нанесете серьезный урон. И будьте уверены, о том, как вас «подловили», расскажет огромное количество местных и даже федеральных СМИ.

У сектоведов, работающих в публичной среде, здесь тоже есть определенное «разделение труда». В России сейчас есть несколько сектоведческих центров, напрямую связанных с епархиями Русской православной церкви. Руководителем такого центра, как правило, выступает священник. Или православный мирянин, но имеющий право говорить от лица епархии. Такие сектоведы выполняют еще и роль миссионеров. То есть, они дают более подробный религиоведческий анализ той или иной тоталитарной доктрины, сравнивая при этом учение секты и учение традиционной религии. Понятным образом, таких людей чаще всего обвиняют в том, что они ведут борьбу за души, «играют в религиозную конкуренцию». Важно понимать, что, как правило, епархиальный специалист по сектам имеет и необходимое богословское образование. Он может «играть на религиозном поле» и отбиваться от подобных обвинений.

Но это отдельная религиозная специфика. Начинать стоит с более простых вещей. Как правило, среднестатистическому человеку не интересны все эти «религиозные бредни». К сожалению, мышление человека сейчас таково, что он привык получать информацию, не требующую глубокого фундаментального осмысления. Сравнительный анализ религиозных учений, особенно если это будет основательный и всесторонний анализ, «взорвет мозг» большинству получателей информации. Не следует впадать и в крайность советской атеистической пропаганды, где во времена хрущевских гонений на церковь была четкая установка: «религию ругать, но о конкретике учения ничего не рассказывать». При таком подходе у аудитории может возникнуть ощущение «сладости запретного плода». И уж поверьте, вербовщики в своих рассказах об их доктрине могут быть очень просты и понятны обычному человеку.

Что делать в такой ситуации? Во-первых, тщательно изучить доктрину секты по все тем же справочникам и выступлениям «религиозных сектоведов». Выбрать самые яркие и несуразные моменты доктрины культов, обязательно посмотреть, к каким последствиям эти элементы доктрины приводят. Например, учение о недопустимости переливания крови, возникшее у Свидетелей Иеговы (сейчас корректируемое в сторону все-таки допустимости в самых исключительных случаях) или Варджа-Лила международного общества сознания Кришны, позволяющая любые действия, законные или нет, во имя Кришны. Такие моменты в любом тоталитарном культе есть, и их немало. О них в первую очередь и должна знать и помнить аудитория. Обычный, не религиозный, человек не видит опасности в том, что кто-то отрицает Догмат о Троице и считает Христа воплощением Архангела Михаила. А именно таких, не религиозных, или, если быть совсем точным, «номинально православных» в России большинство. Но тот же обычный человек очень четко может понять, что, вступи он в секту и случись у него критическая потеря крови, его «братья по вере» горой встанут между ним и экстренной медицинской помощью.

Собственно, примерно так в самых общих чертах выглядит взаимодействие со СМИ публичного сектоведа. В следующий раз мы поговорим о том, как именно информация, выданная в публичное пространство, может помочь решить ту или иную сектантскую проблему.

Александр Чаусов
Union Report